Семантика цвета как основа цветового дизайна в сенсорном маркетинге

NovaInfo 135
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 52
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается один из аспектов сенсорного маркетинга – семантика цвета как основополагающий фактор при оформлении дизайна торговой точки. Цветовая палитра подана через психологическое восприятие при воздействии на зрительный канал сенсорного восприятия.

Ключевые слова

СЕМАНТИКА ЦВЕТА, ЗРИТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ, СЕНСОРНЫЙ МАРКЕТИНГ, МАРКЕТИНГ, ЦВЕТОВОЙ ДИЗАЙН

Текст научной работы

В результате исследований учёными доказано, что 95% умственной работы человека происходит неосознанно, то есть не подвергается влиянию разума [1]. Принятие потребителем решения о покупке осуществляется под влиянием эмоционально-мотивационных факторов, одним из которых является зрительный канал восприятия.

Большинство информации об окружающем мире человек ежедневно получает через орган зрения — глаза. Следовательно, торговые точки, куда приходят потенциальные покупатели, не являются исключением. Это значит, что для успешного продвижения своего товара и бренда в целом компания в первую очередь должна обращать внимание на цветовой дизайн и цветовое оформление своих торговых точек. Необходимо учитывать, что каждый цвет оказывает определённое влияние на человека, вызывая у него в психике конкретные ассоциации и связи [2].

Рассмотрим палитру цветов и их психологическую семантику.

Белый — цвет, ассоциирующийся с новыми начинаниями, новым этапом в жизни и просто обновлением (в голову приходит выражение «с чистого листа»). Он вызывает ассоциации с зимой, со снегом и морозом. Это цвет, связанный с чистотой (как внешней, так и внутренней), безупречностью, со свежестью, воздушностью и лёгкостью. Нельзя не заметить в белом цвете и прилив сил, возвышенное состояние духа, воодушевление, нежность. Белый цвет может восприниматься как глоток свежего воздуха. По сравнению его с чёрным цветом белый вызывает ассоциации с жизнью (однако у азиатских народов это цвет траура). Более того, белый цвет несёт в себе ощущение спокойствия и непоколебимости, тихого торжества. В то же время белый цвет может быть связан с пустотой, чем-то ещё не изведанным и неизвестным, ещё не начатым и не пройденным. Данный цвет имеет преимущество: он не вызывает неприятных ощущений и является наилучшим фоном для хроматических цветов.

Чёрный — цвет погружения в себя, с ним связано ощущение одиночества, изоляции от окружающего мира. Такой цвет вызывает чувство отвержения, отторжения и неприязни. Этот цвет — символ отрицания, противопоставления. Более того, чёрный цвет по праву считается конфликтным, бросающим вызов обществу. Это резкий цвет, не вызывающий приятных и радостных эмоций (у многих народов это цвет неудачи, траура, смерти). Он имеет свой строгий, сдержанный, официальный настрой. Чёрный цвет можно назвать авторитарным, цветом сильных и целеустремлённых людей. Кроме того, чёрный — это цвет ночи, темноты, а значит, и чего-то мистического. Нельзя не отметить и его преимущество: он служит отличным фоном для хроматических цветов. В свою очередь, эти цвета при взаимодействии с чёрным усиливают собственные свойства. Таким образом, благодаря своей безупречной сочетаемости чёрный цвет считается одновременно символом элегантности, богатства и шика.

Серый — нейтральный цвет. Он создаёт ощущение спокойствия, комфорта и уюта. Данный цвет представляет собой сдержанность, постоянство, устойчивость. Кроме того, серый цвет можно описать как скромный, невыразительный, не обращающий на себя внимания окружающих, по этой причине он вызывает в памяти такие выражения, как «серые будни», «серая мышь», «туманный Лондон». Этот цвет ассоциируется со стабильностью, что имеет схожесть с камнями и металлом, поэтому он также ассоциируется со строгостью и твёрдостью. Нельзя не отметить, что косвенно серый цвет может вызвать ассоциации с серебром, серебристыми блёстками, а также украшениями из серебра. Ввиду того что в старости люди седеют, серый цвет, особенно у старшего поколения, может ассоциироваться с сединой, со зрелостью. Ещё одним важным моментом можно назвать и то, что серый цвет напоминает о больших городах и мегаполисах, где большинство высотных зданий построено из металла и бетона.

Красный — один из наиболее символичных цветов, который вызывает ощущение любви, страсти, бурных и сильных эмоций. Следовательно, этот цвет по праву считается агрессивным, революционным, доминирующим, властным, но в то же время чувственным, обращающим на себя внимание и заставляющим задержать на себе взгляд. Цвет, напоминающий огонь, пламя, камин, костёр. Он одновременно согревает, но в то же время это слишком горячее тепло, обжигающее. Следует отметить, что красный цвет может вызывать совершенно противоположные ассоциации с любовью: страстная (фламенко, Испания), нежная («Алые паруса», Париж). Безусловно, данный цвет у многих народов ассоциируется с радостью, счастьем, праздником, значимым событием. Кроме того, слово «красный» на древнеславянском обозначало «красивый». Яркий цвет, символизирующий солнце, он направляет человека на внешний мир, на движение. Красный способен вызвать чувство волнения и беспокойства, возбуждения и решительности, стремление совершить особый поступок.

Розовый — цвет, связанный с нежностью, лаской, добротой, духовной чистотой. Этот цвет напоминает детство, детей младшего возраста (в частности, девочек). Розовый цвет ассоциируется с наивностью, беспечностью, беззаботностью, мечтательностью. Нельзя не отметить и то, что розовый цвет ассоциируется с доброй сказкой (например, «Дюймовочка»). Цвет, напоминающий сахарную вату, вызывает ассоциации с чем-то лёгким, воздушным, сладким, милым. Если сравнивать его с красным, то можно заметить следующее отличие: красный — цвет любви, но страстной, горячей, бескомпромиссной, решительной, в то время как розовый также является цветом любви, но нежной, романтической (лёгкий флирт). Это цвет юности, молодости, свежести. Он усиливает чувства, делая людей более внимательными, ласковыми и чуткими. В то же время такой оттенок розового, как фуксия, обращает на себя сильное внимание, но нисколько не вызывает чувства нежности. Его воздействие сродни агрессивному влиянию красного цвета.

Оранжевый — цвет оптимизма, радости и позитива. Этот цвет несёт в себе энергию, однако не такую страстную, как красный, а более живую, жизнерадостную. Безусловно, этот цвет ассоциируется дружеским общением, с молодёжью. Цвет, особенно подходящий для любителей активного зимнего спорта (например, горнолыжного). Если бы оранжевый был человеком, то по темпераменту его без сомнения можно было бы назвать экстравертом, так как вся его энергия направлена на озарение, освещение, создание положительных эмоций. Нельзя не упомянуть о том, что оранжевый цвет ассоциируется с цитрусовыми (в частности, с апельсинами). Следовательно, он вызывает ассоциации сочности, яркости, бодрости. Такой цвет можно назвать самым тёплым, энергичным, импульсивным, создающим ощущение благополучия. Это цвет нонконформизма и творчества. Кроме того, более приглушённые его тона вызывают ассоциации с чем-то старинным (особенно в сочетании с коричневым). Мягкие и тёмные оттенки оранжевого ассоциируются с осенней порой года, с дарами природы, с богатством, изобилием, разнообразием и зрелостью. Более смягчённые рыжие оттенки оранжевого цвета напоминают тепло и пламя, но не обжигающее, в отличие от красного, а согревающее и стимулирующее. В сочетании с жёлтым этот цвет ассоциируется с уходящим днём, с закатом солнца перед тёплой южной ночью.

Жёлтый — это цвет оптимизма, жизнерадостности, счастья, дружбы. Цвет, напрямую вызывающий ассоциации с солнцем, создающий ощущение радости, улыбчивости, искренности, внутреннего и внешнего тепла. Это цвет, от которого чувствуется изобилие света и позитива. Более того, это цвет открытости, целеустремлённости, активности и бесконечной энергии (более окрыляющей и лёгкой, в отличие от оранжевого). Как и оранжевый, жёлтый ассоциируется с цитрусовыми (в частности, с лимонами), однако он вызывает совершенно иную бодрость и прилив сил: они более лёгкие, более окрыляющие и воодушевляющие, заставляющие творить. Оранжевый цвет в большей степени агрессивен, чем жёлтый, из-за своей приближенности к красному. Следует отметить, что жёлтый цвет придаёт эмоциям спокойствие, позволяет ощутить внутреннюю гармонию души и мира. Цвет настраивает на коммуникацию, общение, но в то же время совсем не такое эмоциональное, как в случае с оранжевым цветом, а более конструктивное. Ярко-жёлтый цвет может вызывать ощущение легкомысленности, доступности, раскрепощённости, изменчивости. Однако тёмно-жёлтый оттенок (охра) связан с мудростью, значимыми открытиями, большим спокойствием и глубокомыслием. В то же время это цвет ревности и недоверия. Золотистый оттенок жёлтого сообщает о роскоши, богатстве, связан с чем-то царским и очень дорогим. Можно сказать, что он олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства. Светло-жёлтый оттенок (лимонный) может вызывать чувство незначительности, бесцветности.

Коричневый — цвет, подчёркивающий простоту, достижимость, естественность. Он является символом животного начала в человеке, а значит, символизирует игнорирование духовных исканий, концентрирует внимание на тактильных ощущениях. Это цвет земли и натуральный цвет природы, многих животных. Следовательно, коричневый, лишённый приукрашенности и вычурности, не требует к себе пристального внимания, не бросает вызов обществу. Наоборот, он способен выражать зависимость человека от окружения. Нельзя не отметить, что коричневый связан со стабильностью, несёт в себе успокаивающее воздействие, ассоциируется с домашним теплом и уютом. Кроме того, этот цвет при ассоциировании его с корицей, шоколадом и прочими кондитерскими изделиями вызывает сладкие, приятные ощущения и мягкие, согревающие, если вспомнить чёрный хлеб. Именно коричневый как нельзя лучше ассоциируется со стариной, старинными книгами, смотрясь добротно и на других дорогих старых вещах, но вызывая некоторое ощущение бедности в одежде. Это цвет, напоминающий осень, постепенное спокойное увядание, грусть ушедших дней. Коричневый может казаться горьким, если вызывает ассоциации с кофе.

Зелёный — самый естественный цвет, напрямую связанный с природой. Он вызывает ассоциации со свежестью, чистотой, обновлением, потенциалом, бесконечным движением. Именно зелёный цвет связан с молодостью, надеждой, здоровьем, физическим благополучием. Кроме того, его можно воспринимать как влажный, освежающий, бодрящий. Безусловно, именно зелёный цвет несёт в себе ощущение жизни, её начала, её существования, присутствия и бесконечного продолжения. Благодаря этому цвету можно прочувствовать уединение не только с природой, но и с сами собой. Зелёный ассоциируется с душевной гармонией, с миром, добром, спокойствием. Более того, он вызывает прямую ассоциацию с чистой экологией, благоприятной окружающей средой. Нельзя не отметить тот факт, что зелёный цвет, как никакой иной, позволяет расслабиться, причём в полной мере: так, чтобы каждый отдельный нерв смог прийти в спокойное состояние, прошла головная боль, эмоциональная и физическая усталость. Он помогает избавиться от преобладания внутри человека множества накопившихся негативных эмоций, действуя таким образом исцеляюще. Нельзя не сказать и про тёмную сторону зелёного цвета — его ассоциация с ядом. Однако такая ассоциация возникает нечасто (в основном, у любителей фантастики). Следует отметить, что смесь жёлтого с зелёным ассоциируется с наступлением весны. Чем ярче оттенки этих двух цветов, тем больше ассоциация с летом. Сине-зелёный цвет несёт в себе глубокое сознание и рациональность, символизируя напряжение воли и контроль за эмоциями.

Голубой — цвет, связанный с прохладным зимним утром, инеем, морозом, снегом. Это цвет комфорта, вдохновения, воодушевления и настроя на плодотворную работу. Голубой ассоциируется со свежим воздухом, свежим, новым дыханием. Он прекрасно бодрит, заставляя собраться с мыслями. Голубой цвет способен настроить на поэтический лад и на генерацию новых неординарных идей, одарить вдохновением. Цвет лёгкости, воздушности, необременённости, он связан с детством, нежностью, невинностью. Это цвет мира, чистого неба, доброты, спокойствия, гармонии. Безусловно, голубой цвет является цветом честности, искренности, тишины. Он связан с психологическим интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Кроме того, именно этот цвет ассоциируется со сном, сновидениями и отдыхом.

Синий — это цвет, олицетворяющий спокойствие, сосредоточенность на внутреннем мире. В отличие от оранжевого, синий является ярко выраженным цветом интровертов. Более того, он свидетельствует о покорности, послушании, разуме и сдержанности. Синий цвет несёт в себе гармонию, доверие, честность, надёжность и преданность. Нельзя не отметить, что этот цвет связан с морем и морским миром. Следовательно, стихией такого цвета является вода. Значит, он вызывает ощущение чего-то плавного, глубокого, неспешного, всепоглощающего. Это цвет равновесия, благородства и внутренней силы. Необходимо сказать о том, что в отличие от согревающих красного, оранжевого и жёлтого цвета синий является цветом прохлады. Он расслабляет и умиротворяет, а в случае чрезмерной расслабленности и рассредоточенности, наоборот, заставляет взбодриться. Синий цвет ассоциируется о звёздной ночью, несёт в себе таинственность, неизведанность.

Фиолетовый — это цвет внутренней сосредоточенности, не позволяющий отвлекаться на посторонние вещи и явления. Фиолетовый является цветом высокого интеллекта. Безусловно, он связан с чем-то магическим, волшебным, креативным и неординарным. Такой цвет отлично стимулирует работу мозга, помогает при решении сложных логических задач. Этот цвет по праву считается цветом магии и интуитивного мышления.

Таким образом, знание психологической семантики каждого цвета позволяет выполнить цветовой дизайн торговой точки так, чтобы он позволял продвигать товар более успешно и эффективно, формируя положительный имидж о бренде и вызывая такие ассоциации с ним и с предлагаемой продукцией, которые сохранятся на длительное время и заставят покупателя возвращаться снова и снова.

Читайте также

Список литературы

  1. Сенсорный маркетинг [Электронный ресурс] / Автор 24 : справочник. — Режим доступа: https://spravochnick.ru/marketing/sensornyy_marketing. — Дата доступа: 21.11.2022.
  2. Ульяновский, А. В. Маркетинговые коммуникации : 28 инструментов миллениума / А. В. Ульяновкий. — М. : Эксмо, 2008. — 432 с.

Цитировать

Ровнейко, М.А. Семантика цвета как основа цветового дизайна в сенсорном маркетинге / М.А. Ровнейко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — URL: https://novainfo.ru/article/19493 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться