Дегустация продукции — это один из эффективных инструментов продвижения продукта на рынок посредством воздействия на вкусовой канал сенсорного восприятия потребителя. В случае её грамотного проведения возрастает спрос на продегустированный продукт, что повышает прибыль компании и торговых точек, его реализующих [2].
Дегустация положительно влияет на имидж бренда, и этот фактор следует учитывать при выработке маркетинговой стратегии.
Следует учитывать, что дегустируемая продукция должна обладать следующими свойствами:
- нацеленность на широкого потребителя;
- иметь частые продажи одним и тем же лицам;
- иметь отличные вкусовые характеристики;
- иметь невысокую себестоимость [1; 3].
Поскольку потребитель — неотъемлемый участник дегустации, представляется важным и актуальным выявить его отношение к этому инструменту рекламы продукта.
В рамках маркетингового исследования влияния на каналы сенсорного восприятия потребителей от 18 лет автором проведён анонимный анкетный опрос 550 респондентов, как отечественных, так и зарубежных. Часть вопросов касалась выявления отношения потребителей к дегустации как к сенсорной рекламе продукта. Они представлены на рисунке 1:

Ответы на первый вопрос анкеты распределились таким образом:
- 356 опрошенных (65%) принимают участие в дегустациях каждый раз, когда есть такая возможность;
- 142 респондента (26%) — только тогда, когда продукт им интересен;
- 52 участника анкетирования (9%) вообще не принимают участия в дегустациях.
Результаты анкетирования по первому вопросу отражены на диаграмме, представленной на рисунке 2:

На второй вопрос анкеты респонденты дали следующие ответы:
- для 162 (29%) респондентов преимущество дегустации заключается в возможности составить собственное мнение о новом продукте;
- по мнению 388 опрошенных (71%), дегустация — это возможность попробовать продукт перед приобретением.
Результаты анкетирования по второму вопросу отражены на диаграмме, представленной на рисунке 3:

При ответе на третий вопрос анкеты респонденты высказали следующие мнения:
- для 103 опрошенных (19%) наиболее интересна дегустации кондитерских изделий;
- вариант «алкогольные напитки» выбрали 22 респондента (4%);
- в дегустации продуктов из мяса заинтересованы 204 участника анкетирования (37%);
- для 68 респондентов (12%) наибольший интерес вызывает дегустация рыбных продуктов;
- 7 опрошенных (1%) предпочитают дегустировать хлебобулочные изделия;
- для 146 респондентов (27%) привлекательны дегустации молочных и кисломолочных продуктов.
Результаты анкетирования по третьему вопросу отражены на диаграмме, представленной на рисунке 4:

Таким образом, большинству респондентов интересны дегустации как возможность попробовать продукт на вкус перед покупкой, и в первую очередь востребованы дегустации молочных и кисломолочных продуктов.