Использование регионального компонента на уроках географии

NovaInfo 135, с.166-167, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Науки о земле
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 21
CC BY-NC, ГРНТИ 39.01.45, УДК 910.1, ББК 26.0

Аннотация

Использование на уроках географии регионального компонента является одной из главных задач всестороннего развития ученика. Региональный компонент направлен, прежде всего, на формирование представлений о географических процессах и объектах, что придаёт обучению высокую конкретность. Одна из главных задач учителя географии – сформировать образ родного края, сформировать гражданскую позицию школьника, воспитать любовь к местности, окружающей ученика. Нужно знать свой родной край, чтобы по-настоящему любить и гордиться им! География позволяет познать этот мир таким, какой он есть, помочь ученику с выбором жизненного пути.

Ключевые слова

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ГЕОГРАФИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Текст научной работы

Для изучения географии своей местности школьный уровень подготовки предполагает применение новых подходов. Развивающий эффект географического образования усиливается при увеличении времени на изучение своего региона. При этом региональный курс географии должен не дублировать, а дополнять и конкретизировать содержание курсов по географии в школе.

В школьном курсе географии выделяют три уровня изучения регионального компонента — это областной, районный и местный. Для изучения своего родного края используют один из двух подходов. Выделяют региональное содержание географического образования и региональный компонент географии, соответственно, первый и второй подходы. Возникает вопрос, какой из подходов следует использовать при изучении регионального компонента при определении понятия «родной край»? Ответ на данный вопрос будет зависеть от того, какую территорию включают. В одних случаях краем считают территорию, находящуюся в ближайшей окрестности школы, в других — границы края расширяются до границ района или области. При использовании регионального принципа упорядочивается территория края, накапливаются различные сведения, проводится их группировка и научная обработка [5].

При изучении регионального компонента могут использоваться разнообразные методы регионального исследования: полевых наблюдений и картографический (изучение на местности, а также на карте пространственных объектов природы и хозяйства), литературный (использование при изучении материала различных печатных источников, содержащих сведения о территории края; художественной литературы, содержащей информацию о культуре и традициях народов), статистический (отбор различных количественных показателей, особенно при исследовании хозяйства, населения), личных бесед и анкетный (помогает установить связь с исследуемым объектом, получить информацию, которая необходима для уточнения уже известных сведений) [2].

Практическая связь обучения и воспитания с жизнью осуществляется при изучении регионального компонента географии, во-первых, при всестороннем изучении обучающимися природных и социально-экономических условий родного края, во-вторых, реализация региональных знаний, умений и навыков в целях более полного усвоения учебного материала и стимуляция учебно-воспитательной работы [4].

На сегодняшний день перед педагогом стоит важная задача, которая заключается в том, чтобы рационально использовать курс изучения географии в школе. Необходимо достаточно уделять времени для изучения регионального материала в рамках программного изучения предмета, делать такие уроки достаточно интересными, чтобы ученики могли в последующем использовать полученные знания на практике и в обычной жизни. Однако упор на региональный компонент делается незначительный, что усложняет работу учителей. Учителю необходимо потратить большое количество времени на разработку и подготовку к такому уроку, а также нужно знать краеведческий материал на интересующую тематику [3].

Основными формами проведения регионального компонента являются учебная и внеклассная работы. Географическое краеведение направлено на формирование знаний, умений и навыков учащимися при изучении природы, хозяйства, населения своей территории, то есть изучение географии своего родного края. При использовании регионального компонента обеспечивается тесный контакт между учебными занятиями и региональной работой. К основным формам проведения внеклассной работы относят экскурсии и походы. Так же немаловажное значение имеет проведение различных географических мероприятий, направленных на изучение своего родного края. При проведении экскурсий и походов учащимися составляются различные записи, осуществляются зарисовки участков местности, делаются фотографии изучаемого объекта, собираются различные сведения, что впоследствии может использоваться учащимися для выполнения проектных работ по географии [2].

Изучение региональной географии не должно вытеснять программную географию, напротив, нет необходимости на каждом уроке географии изучать родной край. Ведь изучение географии родного края — это особое видение мира, где формируется личность обучаемого.

Средством познания географических явлений своей территории при изучении родного края в учебниках и программах рассматривались система работы школьников и содержание региональной географии. При этом теряют свои значения воспитательные задачи региональной географии. Поэтому региональный принцип использовался учителями географии с той целью, чтобы дать возможность учащимся на знакомой местности наблюдать географические объекты, а полученные данные использовать непосредственно на уроках для формирования понятий по полученным представлениям, что является основой географической науки [1].

Такое изучение регионального материала приводит к одностороннему развитию, что негативно сказывается на воспитательном значении географии как школьного предмета. Именно поэтому преодолеть такой разрыв позволит региональный курс географии, в котором на основе уже имеющихся по географии знаний учащиеся смогут сформировать целостное представление о территории своей малой родины. В этом случае содержание регионального компонента географии будет выступать эффективным средством образования и воспитания обучающихся.

Читайте также

Список литературы

  1. Майорова М. А. Использование регионального компонента в обучении географии. — https://урок.рф/library/ispolzovanie_regionalnogo_komponenta_v_obuchenii_150740.html (дата обращения 13.12.2022). — Текст : электронный
  2. Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие для учителей географии и студентов географ. спец. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. М. А. Никоновой. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 189 с.
  3. Серых Е.А. Использование регионального компонента в изучении географии. — https://infourok.ru/ispolzovanie-regionalnogo-komponenta-na-urokah-geografii-3705326.html (дата обращения 13.12.2022). — Текст : электронный
  4. Третьякова Н. И. Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы. — URL: http://lib.teacher.msu.ru/pub/2340 (дата обращения 13.12.2022). — Текст : электронный
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.12.2022). — Текст : электронный

Цитировать

Шабаров, А.В. Использование регионального компонента на уроках географии / А.В. Шабаров, Р.Я. Шамгунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — С. 166-167. — URL: https://novainfo.ru/article/19545 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться