Внешний долг Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития

NovaInfo 135, с.23-24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 6, ГРНТИ 06, УДК 336.274.6

Аннотация

В данной статье рассмотрен внешний долг Российской федерации, проведен анализ госдолга на современном этапе.

Ключевые слова

ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА, АНАЛИЗ, ИСТОЧНИКИ, КАТЕГОРИИ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ

Текст научной работы

Внешний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Текущие российские внешние долги включают четыре категории:

  1. Первая и самая большая — задолженность перед официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах;
  2. Вторая группа — это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий;
  3. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг;
  4. Четвертую группу — долги международным валютно-финансовым организациям.

Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения

По источникам госдолг подразделяется:

  • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
  • кредиты у международных структур: банков и фондов;
  • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права;
  • долги по внешнеторговому обороту — товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

Анализ динамики и величины госдолга позволяет определить устойчивость государственных финансов. Особенно опасен внешний долг, платежи по которому должны совершаться в иностранной валюте. Если её по каким-то причинам недостаточно, то финансовые власти могут: попробовать рефинансировать госдолг, что приведёт к росту затрат на обслуживание долговой нагрузки из-за переоценки рисков инвесторами; напечатать дополнительные денежные средства — результатом станет выросшая инфляция и ослабленная национальная валюта; направить на платежи по долгу бюджетные средства, предназначавшиеся на другие расходы, — это вызовет проблемы у получателей этих ресурсов.

Внешний долг РФ в первом квартале 2022 года уменьшился на $26,5 млрд, или на 5,5%, до $453,5 млрд, сообщается в информации, размещенной на сайте ЦБ РФ. В результате объем внешней задолженности стал минимальным за 13 лет. В комментарии ЦБ говорится, что на динамику показателя повлияло главным образом сокращение иностранной задолженности прочих секторов. Из этой суммы почти 55% пришлось на частный сектор, а 45% — на госсектор. К 1 января 2022 года внешний долг России составил $478,2 млрд, что на $11 млрд больше относительно аналогичного периода 2021-го. Рост произошел в основном за счет увеличения долга ЦБ РФ из-за роста внешней задолженности банков.

Большинство стран мира, преодолевающие последствия экономических кризисов и осуществляющие экономические преобразования в различных сферах, обращаются к внешнему и внутреннему кредитованию. Не является исключением и Россия, но необходимо отметить, что страна одновременно является и должником, и кредитором. На сегодняшний день важными вопросами в сфере управления государственным долгом являются следующие:

  • большой объем заимствований в национальной валюте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;
  • проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;
  • ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России;
  • неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

Проблема управления государственным долгом находится постоянно в центре внимания Правительства и во многом зависит от состояния федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильности национальной валюты, уровня процентных ставок, инфляции. Можно выделить несколько приоритетных направлений государственной экономической политики в части управления государственным долгом: постепенно снижать зависимость состояния экономики и Федерального бюджета от нефтегазовых доходов; стимулировать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на долгосрочный период; поддерживать величину государственного долга на безопасном для экономики уровне лимитировать размер принимаемых новых обязательств, связанных с привлечением кредитов Всемирного банка.

В современных условиях необходима стратегия, разработанная для сдерживания роста и для сокращения государственного долга. Можно выделить следующие пути уменьшения внешнего государственного долга:

  1. Переход бюджетной политики государства от пассивной формы бюджетного дефицита к активной;
  2. Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности;
  3. Развитие рынка государственных ценных бумаг;
  4. Привлечение долгосрочных и среднесрочных займов;
  5. Необходимо принять меры по привлечению в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

В отношении управления внешним государственным долгом необходимо учитывать валютные риски, существенно влияющие на величину расходов по обслуживанию этого элемента государственного долга. При более детальном анализе данных ЦБ по отраслям видно, что наиболее высокая долговая нагрузка у небанковского частного сектора (которая составляет 265 531 млн долл.) — почти половина всего внешнего долга. (Таблица 1)

Таблица 1. Анализ динамики государственного долга по отраслям

01.07.215

01.07.2020

Динамика

Доля в 2015

Доля в 2020

Госсектор в расширенном определении

276 958

216 041

-60 917

49,8%

44,9%

Органы госуправления

36 381

65 346

28 965

6,5%

13,6%

Центробанк

10 258

11 080

822

1,8%

2,3%

Банки

97 866

43 572

-54 294

17,6%

9,0%

Прочие секторы

132 452

96 043

-36 409

23,8%

19,9%

Частный сектор

279 382

265 531

-13 851

50,2%

55,1%

Банки

51 054

27 609

-23 445

9,2%

5,7%

Прочие секторы

228 328

237 922

9 594

41,0%

49,4%

Итого

556 340

481 572

-74 768

100,0%

100,0%

При рассмотрении динамики внешнего долга видна тенденция к снижению: по результатам пятилетнего периода он уменьшился почти на 75 млрд долл., в основном за счёт государственного банковского сектора.

Что касается сроков выплат, то на краткосрочные обязательства приходится лишь 14% долга, что делает российских должников более устойчивыми к рыночным колебаниям. С другой стороны, это уменьшает их гибкость, мешая воспользоваться снижением стоимости краткосрочных займов.

Таким образом, государственная долговая политика должна быть направлена на обеспечение способности России осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач, а также не препятствовать развитию, а наоборот повышать рейтинги нашей страны. Для этого необходимо поддерживать умеренный уровень государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проводить постоянный мониторинг долговой ситуации, повышение прозрачности деятельности государственных служб.

Читайте также

Список литературы

  1. Мустафаева М. А., Рябичева О. И. Анализ современного состояния государственного долга РФ // Эпоха науки. 2020. №21. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/anaHz-sovremennogo-sostoyaniya-gosudarstvennogo-dolga-rf
  2. Чумакова М. К., Гулмагомедова С. М. Структура внешнего государственного долга российской Федерации и механизм управления им // Эпоха науки. 2020. .№22. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/struktura-vneshnego-gosudarstvennogo-dolga-rossiyskoy-federatsii-i-mehanizm-upravleniya-im
  3. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/
  4. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России// Мировая экономика и международные отношения. 2013. №2. С.2635.

Цитировать

Кузьмичева, И.О. Внешний долг Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития / И.О. Кузьмичева, П.М. Солодкова, И.И. Можанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — С. 23-24. — URL: https://novainfo.ru/article/19559 (дата обращения: 08.06.2023).

Поделиться