Особенности управления развитием воспитательной системы школы

NovaInfo 135, с.118-119, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности управления развитием воспитательной системы школы. Раскрывается специфика деятельности на каждом этапе разработки программы управления воспитательной системы школы.

Ключевые слова

ВОСПИТАНИЕ, ПРОГРАММА, ШКОЛА, РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, УПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

Воспитание, в настоящее время, является самым приоритетным направлением деятельности в организациях образования. Воспитанием подрастающего поколения в общеобразовательной организации занимаются все педагогические работники.

В педагогической практике имеются определенные технологии и методики развития воспитательной системы, предполагающих выявление ведущей идеи, формулировании основных целей и задач воспитания, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации компонентов системы и механизмов их взаимодействия, выявление и использование вариативных педагогических технологий и методов, проектирование необходимых для этого условий [2].

Система воспитания успешно развивается, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и новаторских подходов к организации деятельности [1].

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе КГУ «Средняя общеобразовательная школа-Комплекс эстетического воспитания №8» в 2021-2022 гг. Педагогический коллектив школы разработал программу управления развитием воспитательной системы. Ключевым средством повышения качества воспитательной деятельности, перевода ее на новый уровень стало формирование дополнительного образовательного пространства внутри образовательного учреждения в рамках «школы полного дня», предоставление учителям дополнительного времени для реализации необходимых программ воспитательной деятельности, расширение и углубление направлений работы. Это нововведение стало ведущим, коренным образом, изменившим воспитательную систему школы.

В ходе исследования установлено, что для эффективного управления системой воспитания в школе важно актуализировать содержание управленческой деятельности всех субъектов системы. Нами установлено, что на каждом этапе разработки программы управления воспитательной системы школы управленческая деятельность имеет свою специфику:

  • качественное развитие системы образования улучшает показатели взаимодействия субъектов системы, усиливает значение самоуправления, наполняется новым содержанием и позитивно меняется образовательная среда вуза;
  • развитие системы образования стимулирует улучшение психологического микроклимата, показателей комфортности ее субъектов, сплоченность и самоорганизацию обучающихся и педагогического коллектива;
  • с качественным развитием системы повышается эффективность системы управления, в которой значимыми становятся центры управления.

На этапе становления системы воспитания основным содержанием управленческой деятельности по созданию условий для ее формирования являются: формирование социального заказа; подбор и расстановка педагогических кадров и контроль за качеством их работы; организация насыщенной, эмоциональной и разнообразной воспитательной деятельности в классах; создание структуры управления (самоуправления) и организация работы всех ее элементов.

На этапе функционирования основным содержанием управленческой деятельности по созданию условий функционирования воспитательной системы является: организация содержания воспитательной деятельности в зоне взаимопроникновения обучения и воспитания и создание новых творческих коллективов педагогов и обучающихся; детско-родительского клуба «Забота»; создание органа самоуправления, совета представителей кружков и организация его деятельности.

На этапе обновления воспитательной системы учреждения основным содержанием управленческой деятельности по созданию условий для его развития являются: принятие Программы развития; компьютеризация процесса управления воспитательной деятельностью; создание детско-родительских сообществ; организация системы мониторинга и др.

Была создана специальная система профессиональной поддержки и роста учителей в организации воспитательных действий, которые включают курсовую подготовку, обмен опытом, мастер-классы, тематические семинары, представление частных инновационных проектов. Регулярный рефлексивный анализ был осуществлен, во время которого педагоги независимо определяют проблемные области, находят идеи для новых частных инновационных проектов, и коллективно обсуждают актуальные способы дальнейшего развития системы.

Анализ показал, что эти мероприятия имели положительное влияние на мотивацию учителей. Также была разработана система стимулов и поощрений педагогов, поощряющая их активность в инновационной и управленческой деятельности.

Введение в практику совместных педагогических встреч, совещаний, конференций с родителями, развитие интерактивной коммуникации позволило установить систематическую информацию о результатах воспитания учащихся, психологических и педагогических особенностях развития ребенка. Система отчетов учителей и администрации школы начала включать публичную конференцию отчет с участием родителей учеников, жителей района и ювенальной службы. Это стало практикой, для привлечения внимания педагогов к результатам диагностики в рамках регулярного мониторинга, проводимого в воспитательной системе.

Таким образом, успешность нововведений в воспитательной системе школы в ходе ОЭР, повышение качества воспитательного процесса, мотивация участников инновационной деятельности были обеспечены за счет системности и целевого характера этой деятельности, реализации всей совокупности действий по выявлению проблем в воспитательной системе школы, выбору приоритетов в развитии; индивидуальной и коллективной разработке и согласованию инновационных проектов, охватывающих как частные, так и комплексные проекты; планированию работ по их реализации, включая ресурсную обеспеченность; эффективному взаимодействию административной и общественной составляющих управления, развитию творческого отношения и рефлексивной позиции педагогов и воспитателей.

Читайте также

Список литературы

  1. Быстрова Н. В., Хижная А. В., Емелина А. В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // КНЖ. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-funktsionirovaniya-i-razvitiya-vospitatelnoy-sistemy-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 10.12.2022).
  2. Корыпалов Д. В. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. №6 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sistema-harakteristika-osnovnyh-komponentov-i-etapov-razvitiya (дата обращения: 10.12.2022).

Цитировать

Уалиева, А.Ф. Особенности управления развитием воспитательной системы школы / А.Ф. Уалиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — С. 118-119. — URL: https://novainfo.ru/article/19583 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться