Воспитание, в настоящее время, является самым приоритетным направлением деятельности в организациях образования. Воспитанием подрастающего поколения в общеобразовательной организации занимаются все педагогические работники.
В педагогической практике имеются определенные технологии и методики развития воспитательной системы, предполагающих выявление ведущей идеи, формулировании основных целей и задач воспитания, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации компонентов системы и механизмов их взаимодействия, выявление и использование вариативных педагогических технологий и методов, проектирование необходимых для этого условий [2].
Система воспитания успешно развивается, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и новаторских подходов к организации деятельности [1].
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе КГУ «Средняя общеобразовательная школа-Комплекс эстетического воспитания №8» в 2021-2022 гг. Педагогический коллектив школы разработал программу управления развитием воспитательной системы. Ключевым средством повышения качества воспитательной деятельности, перевода ее на новый уровень стало формирование дополнительного образовательного пространства внутри образовательного учреждения в рамках «школы полного дня», предоставление учителям дополнительного времени для реализации необходимых программ воспитательной деятельности, расширение и углубление направлений работы. Это нововведение стало ведущим, коренным образом, изменившим воспитательную систему школы.
В ходе исследования установлено, что для эффективного управления системой воспитания в школе важно актуализировать содержание управленческой деятельности всех субъектов системы. Нами установлено, что на каждом этапе разработки программы управления воспитательной системы школы управленческая деятельность имеет свою специфику:
- качественное развитие системы образования улучшает показатели взаимодействия субъектов системы, усиливает значение самоуправления, наполняется новым содержанием и позитивно меняется образовательная среда вуза;
- развитие системы образования стимулирует улучшение психологического микроклимата, показателей комфортности ее субъектов, сплоченность и самоорганизацию обучающихся и педагогического коллектива;
- с качественным развитием системы повышается эффективность системы управления, в которой значимыми становятся центры управления.
На этапе становления системы воспитания основным содержанием управленческой деятельности по созданию условий для ее формирования являются: формирование социального заказа; подбор и расстановка педагогических кадров и контроль за качеством их работы; организация насыщенной, эмоциональной и разнообразной воспитательной деятельности в классах; создание структуры управления (самоуправления) и организация работы всех ее элементов.
На этапе функционирования основным содержанием управленческой деятельности по созданию условий функционирования воспитательной системы является: организация содержания воспитательной деятельности в зоне взаимопроникновения обучения и воспитания и создание новых творческих коллективов педагогов и обучающихся; детско-родительского клуба «Забота»; создание органа самоуправления, совета представителей кружков и организация его деятельности.
На этапе обновления воспитательной системы учреждения основным содержанием управленческой деятельности по созданию условий для его развития являются: принятие Программы развития; компьютеризация процесса управления воспитательной деятельностью; создание детско-родительских сообществ; организация системы мониторинга и др.
Была создана специальная система профессиональной поддержки и роста учителей в организации воспитательных действий, которые включают курсовую подготовку, обмен опытом, мастер-классы, тематические семинары, представление частных инновационных проектов. Регулярный рефлексивный анализ был осуществлен, во время которого педагоги независимо определяют проблемные области, находят идеи для новых частных инновационных проектов, и коллективно обсуждают актуальные способы дальнейшего развития системы.
Анализ показал, что эти мероприятия имели положительное влияние на мотивацию учителей. Также была разработана система стимулов и поощрений педагогов, поощряющая их активность в инновационной и управленческой деятельности.
Введение в практику совместных педагогических встреч, совещаний, конференций с родителями, развитие интерактивной коммуникации позволило установить систематическую информацию о результатах воспитания учащихся, психологических и педагогических особенностях развития ребенка. Система отчетов учителей и администрации школы начала включать публичную конференцию отчет с участием родителей учеников, жителей района и ювенальной службы. Это стало практикой, для привлечения внимания педагогов к результатам диагностики в рамках регулярного мониторинга, проводимого в воспитательной системе.
Таким образом, успешность нововведений в воспитательной системе школы в ходе ОЭР, повышение качества воспитательного процесса, мотивация участников инновационной деятельности были обеспечены за счет системности и целевого характера этой деятельности, реализации всей совокупности действий по выявлению проблем в воспитательной системе школы, выбору приоритетов в развитии; индивидуальной и коллективной разработке и согласованию инновационных проектов, охватывающих как частные, так и комплексные проекты; планированию работ по их реализации, включая ресурсную обеспеченность; эффективному взаимодействию административной и общественной составляющих управления, развитию творческого отношения и рефлексивной позиции педагогов и воспитателей.