Развитие воспитательной системы как управленческой проблемы

NovaInfo 135
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 43
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается развитие воспитательной системы как управленческой проблемы. Раскрывается понятие «воспитание» в рамках двух направлений: первого, где ребенок является объектом педагогического процесса, и второго, где в основе лежат принципы гуманизации и укрепления нравственной основы воспитания.

Ключевые слова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ПОДХОДЫ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, УПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

Воспитание одно из главных явлений духовной жизни современного общества. В процессе воспитания происходит передача накопленного знания и жизненного опыта от поколения поколению, поэтому жизнь человеческого общества без него невозможна. Воспитание относят к вечным общечеловеческим категориям и является объектом исследования педагогики и основной категорией педагогической науки. Однако определение понятия «воспитание» считают одной из самых трудных проблем, потому что трактовка многих из них зависит от философских или психологических оснований на которых строятся концепции образования и воспитания.

Проведенный анализ научной и педагогической литературы показал, что нет никакой однородности подходов к существенному определению воспитания, но в частности, выделяют два направления в подходе к определению «воспитания».

Такие авторы как, Ю.К.Бабанский, Н.Е.Ковалёв, А.В.Мудрик, А.В.Петровский и др. понятие «воспитание» связывают с тем, что ребенок считается объектом педагогического процесса.

Так, Н.Е.Ковалев под воспитанием понимает целеустремленное, систематическое управление процессом формирования развития личности человека в целом или его отдельных качеств в соответствии с потребностями общества [2].

А.В. Петровский процесс воспитания определял, как систематическое и целеустремленное воздействие на сознание и поведение личности, чтобы сформировать определенные отношения, понятия, принципы и установки, обеспечив необходимые условия для ее развития, подготовку к общественной жизни и продуктивному труду [3].

По словам А.В. Мудрика, процесс воспитания в широком смысле, является целенаправленной деятельностью, разработанной, чтобы сформировать систему качеств у человека, взглядов и убеждений [4]. Это представление о процессе воспитания характерно для педагогики, на основе социоцентрического подхода, в котором целью личностного развития является его социализация с точки зрения общественной полезности.

Под воспитанием Н.Е. Щуркова понимает целенаправленный процесс, организованный учителем через восхождение детей к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно построить жизнь, достойную Человека [5].

Во втором направлении в подходе к определению термина «воспитание» такие авторы как Л.А.Байкова, Е.В.Бондаревская, Л.К.Гребенкина, О.В.Ерёмкина, Л.И.Маленкова и др., делают упор на принципы гуманизации и укрепления нравственной основы воспитания.

Е.В.Бондаревская полагает, что гуманизация — это признание ценности каждого ребенка как личности, их права на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление их способностей и индивидуальности [1].

Процесс воспитания в рамках гуманизации считают процессом культурного развития человека в определенных социально-экономических условиях. В этом случае ребенок действует как объект и предмет культуры. Культура общества считается источником образования, определяя его характер, цели и содержание. Другой источник образования — культура каждого человека, с которым взаимодействует ребенок. Таким образом, культура общества и каждый участник образовательного процесса создают социокультурную среду, которая затрагивает развивающуюся личность и создает условия для ее саморазвития.

Воспитательный процесс в современных условиях рассматривают как целостную динамическую систему, целью которой является личное развитие воспитанника, осуществляемого во взаимодействии учителя и ребенка. Воспитательный процесс считается ядром педагогической деятельности любого образовательного заведения.

Одним из аспектов воспитания, является содержание управления воспитательным процессом как целостной системой изменений целей, содержания, организации и результатов обучения школьников.

Современное состояние проблемы управления развитием воспитательной системы в образовательной школе характеризуется активным внедрением инновационных технологий в воспитательную систему образовательного учреждения.

Содержание управления системой воспитания в образовательной организации представляет собой систему позитивных изменений в целях, структуре, содержании воспитательного процесса, в формах и методах его осуществления, в компетенциях и способах взаимодействия его участников, в структуре управления образовательной системой. Достижение глубоких и устойчивых позитивных изменений в воспитательной системе школы возможно только во взаимосвязи с повышением компетентности педагогов и совершенствованием системы управления воспитательным процессом.

Таким образом, управление развитием воспитательной системы является важным направлением в образовательной организации. Через него образовательная организация создает условия для повышения качества образовательного процесса, создает необходимые условия для успешной социализации школьников. Цели и задачи управления развитием воспитательной системы реализуются в ходе управленческой деятельности администрации школы, государственных органов, привлекаемых к реализации отдельных управленческих функций.

Читайте также

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11-17.
  2. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386 с.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Петровский В.А. Теоретическая психология: учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 496 с.
  4. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.
  5. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.

Цитировать

Уалиева, А.Ф. Развитие воспитательной системы как управленческой проблемы / А.Ф. Уалиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — URL: https://novainfo.ru/article/19494 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться