Отказ от защитника является правом подозреваемого (обвиняемого), закреплённым статьёй 52 УПК РФ, прежде чем о нём говорить, уточнит о статусе защитника в уголовном процессе.
В статье 49 Уголовно-процессуального закона указано, что защитник — лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
Кроме того, в Российской Федерации право каждого на судебную защиту закреплено в ст.ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации. Право на всеобщность судебной защиты одно из весомых достижений в области обеспечения прав человека в России, данные положения корреспондируют принятым нормам международного права в сфере обеспечения прав и свобод подозреваемому (обвиняемому), как на стадии следствия, так и на стадии судебного разбирательства.
Совокупность предоставляемых подозреваемому (обвиняемому) процессуальных прав и средств, позволяющих ему знать, в чем он обвиняется, давать свои объяснения, возражать против обвинения, оспаривать выдвинутые против него обвинения или подозрения в совершении преступления, доказывать свою непричастность к нему, невиновность или меньшую степень вины, опровергать обвинительные доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, приносить жалобы на действия и решения должностного лица, производящего дознание или ведущего предварительное следствие, обжаловать приговор и иные судебные решения — использование всех этих правомочий составляет правовую основу института права на защиту в уголовном судопроизводстве.
В основе правового статуса защитника в Российской Федерации также лежит континентальная концепция адвоката-правозащитника. Назначение защитника в уголовном судопроизводстве определяется как защита прав и законных интересов обвиняемых (подозреваемых) и оказание им юридической помощи (ч. 1 ст. 49 УПК). Вместе с тем характер полномочий защитника включает в себя не только полномочия, характерные для адвоката-правозащитника (присутствие при производстве следственных действий с участием обвиняемого либо проводимых по его ходатайству или ходатайству защитника; ознакомление с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому; ознакомление по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела; право заявлять ходатайства и отводы) (п. 5-8 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), но также полномочия, появившиеся в 2001 году и свойственные для адвоката-представителя в состязательном процессе.
К ним относятся право собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, а также право привлекать специалиста (п. 2, 3 ч. 1 ст. 53, п. 2.1 ст. 58, ч. 2 ст. 86 УПК РФ).
В статье 52 УПК РФ указано, что подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого. Отказ от защитника заявляется в письменном виде. Если отказ от защитника заявляется во время производства следственного действия, то об этом делается отметка в протоколе данного следственного действия.
При этом отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда.
Вместе с тем отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.
В свою очередь в ситуациях, предусмотренных процессуальным законом отказ от защитника не может являться обязательным для суда и суд должен оценивать каждую ситуацию персонализировано.
Примером процессуального нарушения служит судебный акт — постановление Советского районного суда г. Омска от 8 июня 2020 года, который был пересмотрен в апелляционном порядке Омским областным судом в рамках дела № 22-1702/2020.
Как указано в вышеупомянутом апелляционном постановлении: п. 3 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусматривает обязательное участие защитника в случае, если подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. В силу ч. 2 ст. 47 УПК РФ данная гарантия распространяется в том числе на осужденных, то есть обеспечивается на всех стадиях уголовного процесса. При этом в соответствии со ст. 52 УПК РФ отказ от защитника не обязателен для суда. Как следует из содержания постановленных в отношении Попова И.В. приговоров (л.д. 15, 19, 21, 26), последний обнаруживает <…>, то есть имеет психические недостатки в силу которых имеются сомнения в том, что может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. При этом Попов И.В. участия в судебном заседании не принимал, вопрос о том, насколько его психическое состояние может влиять на возможность качественной реализации права на защиту, судом не исследовался, необходимость обеспечения участия защитника, несмотря на отказ осужденного, не обсуждался. Допущенное нарушение уголовно-процессуального закона является существенным, повлиявшим на вынесение законного и обоснованного судебного решения, в связи с чем постановление суда подлежит отмене, а материалы дела направлению на новое судебное рассмотрение, в ходе которого необходимо устранить допущенное нарушение, принять законное и обоснованное решение.
Напротив, Омский районный суда Омской области 26 июля 2018 года удовлетворяя ходатайство старшего следователя СУ СК РФ по Омской области Д. об установлении срока для ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемому Генюку Р. Б. до 18:00 часов верно не принял отказ обвиняемого от защитника, поскольку как указано судом апелляционной инстанции (Омским областным судом) при рассмотрении апелляционной жалобы обвиняемого: суд принял обоснованное решение о привлечении к участию в рассмотрении ходатайства адвоката Никитина А.А., назначенного следователем для осуществления его защиты. При этом отказ Генюка Р.Б. от указанного защитника не являлся для суда в данном случае обязательным, поскольку обвиняемый заявил, что каких-либо иных соглашений с адвокатами он не заключал, а желает, чтобы его интересы представляла С. по доверенности. Принятое судом решение об отклонении ходатайства об участии С., не влечет за собой нарушение права на защиту ввиду участия назначенного в ходе следствия адвоката Никитина А.А., полномочия которого материалами уголовного дела подтверждены. Привлекать же наравне с адвокатом иных представителей, отнесено законом к судебному усмотрению и не является обязательным. С мотивами принятых решений, суд апелляционной инстанции согласился.
При этом в статье 51 УПК РФ указаны условия обязательного участия защитника, так оно обязательно, если:
- Подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном статьей 52 настоящего Кодекса;
- Подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
- Подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
- Судебное разбирательство проводится в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 247 настоящего Кодекса;
- Подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;
- Лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;
- Уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
- Обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, установленном главой 40 настоящего Кодекса;
- Подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме в порядке, установленном главой 32.1 настоящего Кодекса.