На сегодняшний день Азиатско-Тихоокеанский регион относится к числу наиболее динамично развивающихся регионов мира, на его долю приходится 70% мирового экономического роста за последние 10 лет. Помимо России в АТЭС принимают участие еще 20 региональных экономик, среди которых присутствуют такие экономически и технологически развитые государства, как США, Китай и Япония. На территории стран-участниц АТЭС проживает около 40% мирового населения, на которых приходится 44% мировой торговли и 54% ВВП [2]. Рассматриваемая нами тема является актуальной в связи с динамичными процессами экономической интеграция, наблюдаемыми в регионе. Доля взаимной торговли между участниками АТЭС составляет приблизительно 70% от всей международной торговли. На данный момент подписано уже 44 соглашения о свободной торговли и оба берега Тихого океана усердно работают над созданием единой зоны свободной торговли в рамках АТЭС [1].
Стоит отметить, что еще с 1994 года главной целью сотрудничества стран является создание зоны свободной торговли к 2020 году, что было провозглашено лидерами стран-участниц АТЭС в Богорской декларации. В сфере торговой и инвестиционной либерализации и региональной экономической интеграции министры также подтвердили свою твердую приверженность идеи развития многосторонней торговой системы, а также созданию и развитию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Таким образом, приоритетными направлениями интеграции являются [2]:
- Либерализация торговли и инвестиций;
- Продвижение и развитие бизнеса;
- Экономическое и техническое сотрудничество.
Высокой степени экономического развития странам АТР удалось достичь, прежде всего, за счет активного обмена товарами и капиталом как внутри региона, так и за его пределами, осуществляя многостороннюю торговлю в контексте действующего Генерального соглашения по тарифам и торговле. Сохранение и укрепление открытой торговой системы для устойчивого развития АТР предопределило веру в то, что региональное сотрудничество является важным инструментом для ускорения социально-экономического развития каждой страны в отдельности [1].
Все страны АТЭС активно вовлечены в процессы интеграции, образования зон свободной торговли, формирование бизнес принципов, которые будут обязательными для всех участников торговли. Работа над этими процессами проводится в соответствие с индивидуальным планом действий по либерализации торговли и инвестиций, который был подготовлен странами АТЭС в соответствии с единой схемой, которая до сих пор продолжает уточняться и постоянно корректируется [1].
Тем не менее, на сегодняшний день существует несколько факторов, которые сдерживают интеграционные процессы [3]:
Во-первых, это значительные экономические, политические и социально- культурные различия стран.
Во-вторых, отсутствие общей цели и интересов у стран-участниц. Так, например, США заинтересованы в ускорении процессов интеграции и ждут открытия рынков Восточной Азии, в тоже самое время Япония пытается замедлить эти процессы, так как хочет защитить свой сельскохозяйственный рынок от более дешевой продукции, ввозимой США.
В-третьих, страны АСЕАН заинтересованы не в либерализации торговли, а в развитии научного и технического сотрудничества, которое могло бы привести к снижению экономического и технологического отставания от развитых стран.
И, в-четвертых, значительным фактором, сдерживающим процессы интеграции выступает необязательная природа принимаемых решений, то есть каждая страна самостоятельно определяет темпы и порядок либерализации, принимая во внимания состояние национальной экономики и международной торговли.
В настоящее время, страны АТР ускорили процессы торговой и экономической интеграции. На данный момент выделяют 2 основных направления интеграции, а именно «азиатский» и «транстихоокеанский» путь. Предложение о создании единой свободной зоны торговли было наиболее важным событием АСЕАН+3 в рамках «азиатского» направления. Кроме того, группа АСЕАН+6 внесла инициативу Всеобъемлющего азиатского партнерства, которая способствовала созданию такой важной политической группы как Восточноазиатский саммит. В отличие от концепции АСЕАН сторонники «транстихоокеанского» подхода уже предложили полную ликвидацию таможенных сборов на 10 лет, либерализацию сектора услуг и общую политику в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Главной идеей транстихоокеанского сотрудничества является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе [4].
В 2010 году главы экономик АТЭС сделали важное заявление, сущность которого сводилась к унификации двух направлений. Инициатива создания зоны свободной торговли в АТР была определена в качестве важного инструмента региональной экономической интеграции в долгосрочном периоде, а также было принято решение о принятие конкретных действий для ее осуществления. Предложения групп АСЕАН+3, АСЕАН+6 и инициативы транстихоокеанского сотрудничества поддерживаются в равной степени как способы реализации главной цели Богорской декларации.
В целом, можно сделать вывод, что свободная торговля может быть мощной силой, способствующей экономическому росту и снижению бедности. Стоит отметить, что странам, которые уже увеличили долю торговли в их ВВП, удалось ускорить темпы роста и снизить бедность гораздо быстрее. Инвестиции, направленные на содействие торговли, способствовали не только значительному росту торговых отношений, но и создали новые возможности для бедных людей [5]. Преимуществ от свободной торговли может быть гораздо больше, если богатые страны будет действовать в направлении устранения торговых барьеров и смогут открыть свои рынки для экспорта из развивающихся стран. Так в ходе проведенного саммита АТЭС лидеры стран-участниц пришли к выводу о возможности сближения экономик путем устранения оставшихся препятствий на пути свободного движения товаров, услуг и инвестиций и ускорению экономического роста региона, что в конечном итоге, по общему мнению, должно привести к созданию зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.