Прикладной анализ поведения: этические аспекты

NovaInfo 135, с.132, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC, УДК 37

Аннотация

В статье рассмотрены основные этические аспекты взаимодействия поведенческих специалистов с клиентами (дети и их родители) и сотрудниками образовательной организации. Важно отметить, что для эффективной работы необходимо дружественное отношение всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова

ОБУЧАЮЩИЕСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ, КОДЕКС ЭТИКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА, РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

Текст научной работы

В связи с внедрением в российскую систему образования новой образовательной модели Ресурсный класс для обучающихся с расстройством аутистического спектра с применением методик прикладного анализа повеления, на трудовом рынке появились новые профессии: тьютор, ассистент, куратор по прикладному анализу поведения, супервизор по прикладному анализу поведения. В профессиональной системе поведенческих специалистов существует этический кодек, в котором отражены основные правила работы сотрудников.

Этический кодекс представляет собой свод принципов и рекомендаций для членов профессиональных ассоциаций, на который эти лица могут опереться при принятии решений или в иных аспектах работы. Кроме того, эти документы устанавливают различные санкции (от порицания до исключения из организации) за нарушение правил этического кодекса.

Рассматривая образовательную модель Ресурсный класс, стоит выделить три взаимодействующие категории: клиенты (дети и их родители), сотрудники Ресурсного класса и сотрудники Общеобразовательной организации (педагогический состав и администрация) .

Рассмотрим взаимодействие с каждой из этих категорий. Соотвественно, первая категория — клиенты: это дети и их родители. Статья 2.09 №Эффективность вмешательства/лечения» пункт «а» гласит: «клиенты имеют право на эффективное вмешательство (например, на вмешательство в основе которого лежат научно доказанные методы, опубликованные в исследовательской и профессиональной литературе). Поведенческие аналитики обязаны информировать клиента и рекомендовать ему научно обоснованные методы и процедуры, доказавшие свою эффективность. Эффективными являются такие методы и процедуры, для которых краткосрочные и долгосрочные выгоды клиента и общества в целом подтверждены». Иными словами, поведенческие специалисты должны действовать исключительно в интересах клиента и формировать у ребенка необходимые ему навыки. Для отслеживания эффективности нашего вмешательства поведенческие специалисты должны вести особую документацию. Об этом говорит статья 2.10 «Документальное оформление профессиональной деятельности», пункт «а: «поведенческие аналитики надлежащим образом документально оформляют результаты своей профессиональной деятельности в целях облегчения последующего предоставления услуг ими или другими специалистами, обеспечения подотчетности, а также соответствия другим требованиям организации или закона».

Также стоит отметить, что поведенческие специалисты не имеют права распространять никакую информацию о своих клиентах без письменного согласия родителей. Это отражено в Этическом кодексе в статье 2.06 «Сохранение конфиденциальности», пункте «а»: «Поведенческие аналитики обязаны защищать конфиденциальность информации и принимать разумные меры предосторожности, направленные на соблюдение конфиденциальности информации о тех, с кем они работают или кого консультируют, признавая, что конфиденциальность может быть установлена законом, внутренними правилами организации, а также правилами профессиональных или научных отношений». Многие родители не готовы к распространению информации о диагнозе.

Рассматривая взаимодействие с категорией родителей стоит сказать, что нельзя заводить множественные отношения. Об этом говорит статья 1.06 «Множественные взаимоотношения и конфликт интересов», пункт «а»: «поведенческие аналитики избегают множественных взаимоотношений в связи с их потенциальным риском». Это значит, что поведенческие специалисты действуют только в рамках своих рабочих задач (с родителями нельзя дружить, ходить на развлекательные мероприятия и т.д..

Что касается взаимодействия внутри коллектива ресурсного класса: важно создать дружественную рабочую атмосферу. Опираясь на Этический кодекс, в построении рабочих отношений стоит руководствоваться принципами: открытости, командности, структурности и доброжелательности.

Для успешности работы всего класса, также важно выстроить работы с сотрудницами образовательной организации: с классными руководителями и администрацией. В рамках этого сотрудники ресурсного класса могут проводить: организованные перемены, уроки добра и другие просветительские мероприятия.

На основе проанализированной литературы стоит сделать вывод, что специалисты по прикладному анализу поведения действуют согласно Этическому кодексу. Этический кодекс является гарантом исполнения профессиональных отношений.

Читайте также

Список литературы

  1. Джон О.Купер. Прикладной анализ поведения.- М.: Практика, 2016. — 864с.
  2. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. — Самара.: Бахрам — М, 2014. — 208с.

Цитировать

Сабитова, В.Л. Прикладной анализ поведения: этические аспекты / В.Л. Сабитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 135. — С. 132. — URL: https://novainfo.ru/article/19629 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться