Организационно-методические условия развития подвижности в суставах студентов специальной медицинской группы с функциональными нарушениями позвоночника

NovaInfo 136
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 61
CC BY-NC, УДК 376.23

Аннотация

В данной статье рассмотрены организационно-методические условия развития подвижности в суставах студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника. Анализ полученных результатов показал достоверное улучшение в таких измеряемых параметрах, как подвижность позвоночного столба, тазобедренных суставах, шейном и грудном отделах позвоночника. Экспериментальная методика, включающая строгую дозировку физических упражнений в зависимости от локализации функциональных нарушений позвоночного столба, а также сбалансированный подбор статических и динамических упражнений позволяет успешно работать над развитием качества гибкости и подвижности в суставах студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника.

Ключевые слова

СТУДЕНТЫ, УРОВЕНЬ ПОДВИЖНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

Текст научной работы

В современных социокультурных условиях России задача формирования культуры здоровья студентов, имеющих хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), имеет особое значение. Из года в год отмечается стабильный рост числа студентов СМГ и освобожденных от занятий физической культурой [2].

Должный уровень подвижности в суставах обеспечивает четкость выполнения движений и оказывает положительное влияние на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата человека. Развитие гибкости еще раз доказывает актуальность повышения гибкости и подвижности в основных суставах у девушек и юношей, в период обучения в вузе, тем самым способствует снижению хронических заболеваний и снижению риска повреждения опорно-двигательного аппарата. Анализ научно-методической литературы показал, что развитию гибкости в рамках занятий физической культурой в вузе уделяется недостаточно внимания [1].

Цель исследования

Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-методических условий развития подвижности в суставах студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника в учебном процессе по физической культуре.

Целью проведения педагогического эксперимента явилась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что повысить уровень подвижности в суставах студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника, возможно, если в процессе занятий физической культурой осуществляется строгая дозировка физических упражнений в зависимости от локализации функциональных нарушений позвоночного столба, а также сбалансированном подборе статических и динамических упражнений.

Организация исследования

Для оценки функциональных нарушений позвоночного столба мы использовали анализ медицинской документации. У всех испытуемых отмечается идиопатический сколиоз.

Для оценки подвижности в суставах студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника были отобраны контрольные упражнения, которые не требуют специальной аппаратуры и могут быть использованы в естественных условиях в процессе занятий физической культурой.

Оценивали подвижность в плечевых суставах, тазобедренных суставах и измеряли подвижность позвоночного столба в шейном и грудном отделах.

Формирующий этап экспериментального исследования проходил в период с сентября 2022 по декабрь 2022 года. Все студенты, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, были разделены на 3 группы — в зависимости от локализации функциональных нарушений позвоночного столба.

В 1 группу вошли студенты с функциональными нарушениями в шейно-грудном отделе позвоночника (3 человека).

Во 2 группу вошли студенты с функциональными нарушениями в грудном отделе позвоночника (4 человека).

В 3 группу вошли студенты с функциональными нарушениями в поясничном отделе позвоночника (2 человека).

Длительность этого этапа составляла один семестр (сентябрь — декабрь). Занятия проходили два раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла 120 минут. 30% времени в каждом занятии отводилось на развитие гибкости. Данные упражнения использовались как в подготовительной, так и в основной и заключительной части занятия. Все упражнения выполнялись как индивидуально, та и в парах. Использовали динамический, статический и статодинамический режим работы при выполнении упражнений на гибкость.

Для первой группы преимущественными выступали упражнения для восстановления амплитуды движения на уровне шейного отдела позвоночника: упражнения на сопротивление мышц шеи, общеразвивающие упражнения, упражнения с гимнастическими палками, самомассаж.

Для второй группы применялись упражнения для восстановления амплитуды движения и гибкости позвоночника на уровне шейного и грудного отдела: дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения на фитбол-мяче, с гимнастическими палками, упражнения включающие повороты и наклоны корпуса.

Для третей группы применялись упражнения, ориентированные на вытяжение позвоночника, само вытяжение (за счет собственного веса). Также использовали упражнения на укрепление мышечного каркаса спины и живота.

Результаты исследования

В декабре 2022 года был проведен контрольный этап опытно-экспериментального исследования с целью выявить динамику в развитии показателей уровня подвижности в суставах студентов, с функциональными нарушениями позвоночника и проверить эффективность предложенных организационно-методических условий. Для оценки использовали ту же батарею контрольных упражнений, используемых на первом этапе исследования. Наглядно результаты представлены на рисунке 1-2.

Динамика распределения по уровню подвижности в суставах студентов, с функциональными нарушениями позвоночника в ходе педагогического эксперимента
Рисунок 1. Динамика распределения по уровню подвижности в суставах студентов, с функциональными нарушениями позвоночника в ходе педагогического эксперимента

Как видно из данных, представленных на рисунке 1, произошло перераспределение по всем изучаемым показателям, оценивающем подвижность в различных звеньях тела. Тем не менее не значительно произошли изменения в упражнении «Наклон вперед из положения стоя», также преобладает низкий уровень подвижности позвоночного столба в конце исследования. Увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень в упражнении, оценивающем подвижность плечевого пояса и тазобедренных суставов.

Динамика распределения по уровню подвижности в шейном и грудном отделе позвоночника, %
Рисунок 2. Динамика распределения по уровню подвижности в шейном и грудном отделе позвоночника, %

В упражнениях, оценивающих подвижность в шейном и грудном отделе позвоночника, также отмечается положительная динамика. Так к концу исследования, как в шейном, так и в грудном отделах позвоночника выявлена студентка, имеющая результат на уровне нормы, а также преобладает количество студентов с незначительным отклонением от нормы.

Для оценки значимости различий результатов тестирования в начале и в конце исследования, а также эффективности использованной нами методики, использовался расчет достоверности различий, а именно t-критерий Вилкоксона. В процессе исследования было обнаружено достоверное улучшение в таких измеряемых параметрах, как подвижность позвоночного столба, тазобедренных суставах, шейном и грудном отделах позвоночника (p <0.05, 0.01). Изменения показателей в упражнении, оценивающем подвижность плечевого пояса, результаты находятся в зоне незначимости.

Таким образом можно говорить об эффективности реализуемой в ходе исследования экспериментальной методики развития подвижности в суставах студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника. Следовательно, можно сделать вывод, что строгая дозировка физических упражнений в зависимости от локализации функциональных нарушений позвоночного столба, а также сбалансированный подбор статических и динамических упражнений позволяет успешно работать над развитием качества гибкости и подвижности в суставах студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника.

Читайте также

Список литературы

  1. Антонова М.С. Взгляды исследователей на роль и место подвижности в суставах в структуре двигательной деятельности человека / М.С. Антонова, В.А. Торопов //Вестник спортивной науки. — 2008. — № 2. — с. 45-48.
  2. Аксенова О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения/ О.Э. Аксенова. — СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009. — 123 с.

Цитировать

Максимихин, Д.В. Организационно-методические условия развития подвижности в суставах студентов специальной медицинской группы с функциональными нарушениями позвоночника / Д.В. Максимихин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 136. — URL: https://novainfo.ru/article/19649 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться