Цель формирующего этапа практической работы — проверка эффективности разработанного комплекса патриотического воспитания школьников. Работа выполнялась один-два раза в неделю по 40-50 минут. При этом работа со студентами строится на принципе активной позиции, добровольного желания, развития творческого потенциала и создания условий для достижения успеха.
Задачи комплекса внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию школьников:
- предоставление необходимых знаний о патриотизме, гражданских идеалах, нормах, принципах, обязанностях, правах и обязанностях граждан;
- воспитание чувства гордости, уважения, ответственности перед обществом и страной, воспитание толерантности;
- прививать школьникам любовь к Родине, уважение к национальным традициям и культуре;
- правовая культура, определенная гражданская позиция, готовность сознательно и добровольно реализовать гражданскую позицию;
- поощрять самостоятельность, инициативу, правовые поведенческие навыки, умения, участие в общественной и спортивной деятельности при выполнении гражданского, патриотического и общественного долга;
- «включенность» школьников в окружающий мир во всех его проявлениях;
- способствовать получению и расширению знаний о России, ее традициях, истории, культуре и т.д.
С этой целью для повышения уровня патриотического воспитания используются возможности кинематографа, например, сборник мультфильмов на тему «Я расскажу вам о России!» реж. С. Суслов, продолжительность 2 мин. "Партизанка-Снегурочка" — режиссёр И. Гурвич, 9 мин 56 сек. "Солдатская сказка" — режиссёр Л. Сурикова, 15 мин 17 сек. "Лебедь Непрядвы" — режиссёр Р. Давыдов, 23 мин 40 сек. "Парашютист Степочкин" — реж. Т. Курбаналиев, 26 мин 02 сек. "Там, где ты живешь" — режиссёр Э. Гамбург, 8 мин 28 сек. «Без этого не обойтись» — режиссёр М. Ботов, 9 мин 24 сек. «Сказка о том, как Пётр-царевич цвета для флага российского искал».
Материал, изучаемый во внеурочной деятельности, оказывает сильное воспитательное воздействие на учащихся. Изучая мультфильмы, учащиеся развивают знания об истории русской культуры, развитии страны, понятиях и нравственном поведении. В результате развивается чувство гордости за свою страну, расширяется кругозор и словарный запас.
Второе мероприятие: викторина «Юный патриот».
Цель: проверить уровень сформированности патриотизма у школьников.
Задания:
- формирование мнения студентов о «Дне народного единства»;
- воспитывать в студенческой молодежи патриотизм к Родине, уважать историческое прошлое страны; внимание, мышление, умение работать в команде;
- привлечь внимание школьных слушателей к изучению истории Российского государства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, фонограмма о России.
Определена эффективность воспитательной работы, проводимой на этапе подведения итогов, внесения предложений, заключения по внедрению патриотического воспитания школьников.
Целью данного этапа было определить, произошли ли изменения изучаемых показателей у учащихся, а значит, можно ли считать влияние педагогического воздействия на формирование патриотического воспитания школьников.
Задачи контрольного этапа заключались в том, чтобы изучить изменения изучаемых показателей после эксперимента и практической работы, определить динамику сформированности когнитивного, эмоционального и операционального компонентов, а также определить уровень сформированности патриотизма. образование студентов.
После реализации комплексного внеклассного мероприятия детям было предложено заполнить анкету для определения уровня их патриотизма.
Анализируя опрос, проведенный среди школьников, мы видим, что когнитивный компонент формирования патриотизма у школьников различается, но после завершения формирующего этапа экспериментов и практической работы познавательный компонент все еще преобладает (47%). Она значительно ниже, чем на первом этапе развития, поэтому школьники обладают достаточными знаниями о нормах, понятиях, принципах, обязанностях, правах и обязанностях патриотов и граждан.
Средний уровень сформированности познавательного компонента патриотического воспитания (45,9%) заключается в том, что учащиеся знают об общепринятых формах поведения, понятиях, принципах, обязанностях, правах и обязанностях, но недостаточно знакомы с некоторыми законами. активный интерес к истории нашей страны.
Наивысший уровень сформированности познавательного компонента патриотического воспитания (7,1%) наименее выражен, и этот уровень характеризуется высоким уровнем знаний и активной реализации общепринятых норм поведения, понятий, принципов, обязанностей, прав. и обязательства. применять имеющиеся знания на практике, любить и уважать Родину. Среди качеств, которыми должен обладать настоящий патриот, студенты выделяют такие качества, как любовь к близким, толерантность, ответственность за принимаемые решения, любовь и уважение к Родине, знание законов Российской Федерации.
Опытно-практическая работа подтвердила гипотезу о том, что целенаправленная систематическая работа со студентами привела к положительным результатам.
Гипотеза о том, что процесс патриотического воспитания детей школьного возраста будет более эффективным при использовании различных форм и методов патриотического воспитания, подтвердилась на формирующем этапе работы, в ходе опытно-практической работы. определены рекомендации по созданию системы патриотического воспитания школьников.
Мы предлагаем:
- поддерживать деятельность педагогов и практиков по приобщению детей к традиционной народной культуре и истории их Родины;
- организация социально-педагогической среды патриотического воспитания самым разнообразным, хотя и не всегда оптимальным в теории образом.
Кроме того, вам нужно:
- Разработка концепции патриотического воспитания школьников;
- Организовывать и проводить постоянно действующие краткосрочные курсы повышения квалификации специалистов в области патриотического воспитания;
- Разработка организационных моделей, моделей кружков традиционной культуры, этнографии, народных промыслов, патриотизма учреждений дополнительного образования и внедрение их в воспитательный процесс учреждений образования;
- Расширение представлений и знаний о родине ребенка, ее жителях и их достижениях;
- Работу по воспитанию патриотизма у школьников включить во все виды учебной и внеурочной работы.
Совокупность вышеперечисленных рекомендаций является, на наш взгляд, потенциальным ресурсом повышения качества патриотического воспитания.