Развитие внутреннего туризма в Беларуси

NovaInfo 137, с.27-29, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 29

Аннотация

Научное исследование посвящено изучению вкусовых предпочтений потребителей туристических услуг. На основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь проводится сравнительный анализ развитии внутреннего туризма в Республике Беларусь за 2021-2022 гг. Также проводится анализ результатов опроса респондентов. По результатам опроса предлагаются мероприятия для посещения в 2023 г.

Ключевые слова

МЕРОПРИЯТИЕ, ОПРОС, СТОИМОСТЬ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПУТЕВОК, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЬ, ТУРИСТ, ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Текст научной работы

Десять лет назад поездки по стране у многих ассоциировались либо со школой, либо с профсоюзами. Бытовало мнение, что в Беларуси и посмотреть-то особо нечего. Однако в последние годы ситуация начала кардинально меняться.

С каждым годом растет количество не только клиентов, которым интересен внутренний туризм, но и конкурентов, которые хотели бы освоить эту нишу. А после того, как с организацией путешествий за границу возникли определенные проблемы, таких фирм стало еще больше. Формируется сфера проведения свободного времени в поездках с экскурсиями по стране. Они интересны молодым людям, блогерам, которые рассказывают о своих путешествиях в соцсетях. Постепенно это становится не только востребованным, но и модным.

Таблица 1. Число организаций, осуществлявших туристическую деятельность, по областям и г. Минску в период с 2021 по 2022 год

Местонахождение организаций

Всего организаций, ед.

В том числе осуществлявшие деятельность

туроператора

турагента

туроператора и турагента

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

Всего по Республике Беларусь

1 315

1 203

292

293

776

642

247

268

Брестская область

99

102

44

48

33

26

22

28

Витебская область

143

140

59

63

52

45

32

32

Гомельская область

124

113

27

26

79

69

18

18

Гродненская область

85

81

22

22

42

37

21

22

г. Минск

673

595

91

87

471

388

111

120

Минская область

99

89

24

24

57

44

18

21

Могилевская область

92

83

25

23

42

33

25

27

Источник: Данные Национального статистического комитета РБ [1]

Исходя из анализа таблицы 1, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь достаточно большое количество организаций, которые осуществляют туристическую деятельность. Однако, по сравнению с предыдущими годами, наблюдается снижение количества таких организаций (1 348 — в 2020 году, 1 315 — в 2021 году, 1 203 — в 2022 году).

Таблица 2. Численность организованных туристов и экскурсантов — граждан Республики Беларусь, направленных в туры в пределах территории Республики Беларусь в 2021 и 2022 году

Численность туристов и экскурсантов — граждан Республики Беларусь

Всего

Из них туристов

2021

2022

2021

2022

Всего по Республике Беларусь

1 187 928

1 530 397

138 398

128 612

Брестская область

631 350

803 184

22 961

19 737

Витебская область

149 409

187 765

27 693

26 805

Гомельская область

49 497

66 545

7 394

10 224

Гродненская область

66 888

78 329

2 121

3 350

г. Минск

140 034

186 247

49 881

50 898

Минская область

84 664

121 719

12 687

12 931

Могилевская область

66 086

86 608

15 661

4 667

Источник: Данные Национального статистического комитета РБ [1]

Исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что белорусы стали меньше ездить за рубеж и больше отдыхать внутри страны. По Беларуси в 2022 году организованно путешествовали 1 530 393 человека, включая однодневные турпоездки. По сравнению с 2021 годом, число внутренних туристов увеличилось на 22,4%.

Таблица 3. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в 2021 и 2022 году

Показатели

2021г

2022г

Число коллективных средств размещения — всего, единиц

в том числе:

- гостиницы и аналогичные средства размещения

- санаторно-курортные, оздоровительные организации и другие специализированные средства размещения

1 066

592

474

1 066

592

474

Источник: Данные Национального статистического комитета РБ [1]

Таблица 4. Сведения о размещенных лицах и выручке от размещения в гостиницах и аналогичных средствах размещения по областям и г. Минску в 2021 и 2022 году

Показатели

Размещено, чел.

Предоставлено койко-суток, ед.

Выручка от размещения, тыс. руб.

2021

2022

2021

2022

2021

2022

Республика Беларусь

в том числе:

- граждан Республики Беларусь

- граждан из других государств

1 474 340

1 072 598

401 742

1 898 801

1 101 352

797 254

3 488 220,5

2 386 455,5

1 101 765

4 056 049

2 378 613,5

1 677 435,5

190 695,4

94 130,3

96 565,1

261 358,2

104 744,8

156 613,4

Источник: Данные Национального статистического комитета РБ [1]

Исходя из анализа таблиц 3 и 4, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь в 2022 году действовало 592 гостиницы и аналогичных средств размещения. В них за год остановилось 1,9 млн человек (на 22,4% больше, чем в 2021 году), в том числе 1,1 млн белорусских граждан (на 2,6% больше, чем в 2021 году). Выручка в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, также выросла — на 27%.

Таблица 5. Сведения о размещенных лицах и стоимости реализованных путевок или проживания в санаторно-курортных, оздоровительных организациях и других специализированных средствах размещения по областям и г. Минску в 2021 и 2022 году

Показатели

Размещено, чел

В том числе граждане Республики Беларусь

Стоимость путевок или проживания, тыс. руб.

2021

2022

2021

2022

2021

2022

Республика Беларусь

847 910

934 179

749 631

784 960

425 100,4

562 306,3

Источник: Данные Национального статистического комитета РБ [1]

Исходя из таблицы 5, можно сделать вывод о том, что в 2022 году 474 санаторно-курортных, оздоровительных организации и другие специализированные средства размещения обслужили 934,2 тыс. человек, из них 785 тыс. — граждане Республики Беларусь, что, по сравнению с 2021 годом, больше на 9,2% и 4,5% соответственно. Стоимость путевок в 2022 году также выросла на 24,4%, поскольку спрос на туризм внутри страны также вырос.

Был проведен опрос, в котором приняли участие 249 студентов, направленный на выяснение вкусовых предпочтений при выборе мероприятий для посещения.

По результатам опроса большинство студентов выбирают мероприятия, связанные с музыкальными представлениями. На втором месте — традиционные мероприятия, на третьем — спортивные.

На базе данных результатов студентам было предложено несколько мероприятий, связанных с музыкальными представлениями для посещения в 2023 году.

  1. «Музыкальные вечера в Мирском замке» заслуженно называют самым атмосферным белорусским мероприятием. Средневековая романтика и современные ритмы создают то неповторимое и захватывающее чувство праздника, которым и славится Мир. Причем ощутить эту атмосферу можно, находясь не только на сцене или в зрительном зале, а абсолютно в любом месте, откуда открывается вид на замок;
  2. «Sound live». Самое яркое событие лета — музыкальный фестиваль «Sound live» соберет вместе меломанов и ценителей живого звука. В последний выходной июня атмосфера праздника будет царить в городе уже с самого утра. Начнется праздник с традиционной «раскачки» аудитории, в которых примут участие учреждения и организации волковысского района. Вдоль набережной Волковыска разместятся тематические площадки, где каждый сможет найти что-то интересное для себя: джазовая, оркестровая, народная, историческая площадки с участием клубов исторической реконструкции, выставка винтажной аппаратуры и другие. Для самых юных гостей будет работать детская анимационная площадка «Music kids», где каждый желающий сможет себя попробовать в игре на музыкальных инструментах. На главной сцене состоится «битва» кавер-брендов из разных уголков нашей страны и хедлайнера мероприятия, а завершится фестиваль молодежной дискотекой;
  3. Музыкальный фестиваль «Viva Braslav». Это ежегодный музыкальный фестиваль на берегу Браславских озер, который проводится с 2013 года. В его программу входит пляжная часть — соревнования по волейболу, футболу, кросс-кантри, а также музыкальная часть — выступления белорусских и зарубежных групп и DJ разных направлений до самого утра. Из однодневного фестиваль вырос в двухдневный, появилась инфраструктура, увеличилась активность аудитории и число фудкортов. За 10 лет в Браславе появился свой Kazantip и Woodstock, который устанавливается в рамках проведения фестиваля [2].

Читайте также

Цитировать

Кравцова, В.В. Развитие внутреннего туризма в Беларуси / В.В. Кравцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 137. — С. 27-29. — URL: https://novainfo.ru/article/19855 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться