Концепция социально-ориентированного маркетинга

№90-1,

экономические науки

В статье рассматриваются определения и требования социально-ориентированного маркетинга.

Похожие материалы

Стратегия организации в условиях постоянно меняющейся рыночной среды должна приспособиться к ней таким образом, чтобы организация могла сохранить или повысить свою долю рынка. Для достижения этого можно предложить новые продукты, выходя на новые международные рынки, повышая качество и ассортимент товаров и услуг, обеспечивая эффективный информативный обмен с покупателями с помощью рекламы и стимулирования сбыта.

Маркетинг является инструментом, который позволяет организации достигнуть ожидаемого результата. Существует много определений маркетинга. Наиболее популярным является определение, предложенное Американской ассоциацией маркетинга.

Маркетинг — это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидов и организаций. [4]

В любой стране в различное время маркетинг развивался по-разному, и на каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая концепция маркетинга. Различают пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность:

  • концепция совершенствования производства;
  • концепция совершенствования товара;
  • концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта);
  • концепция маркетинга;
  • концепция социально-ориентированного маркетинга.[7]

На сегодняшний день особое распространение в экономически развитых странах получила концепция социально-ориентированного маркетинга.

Суть данной концепции заключается в следующем: изначально организация выявляет нужды, потребности и интересы основных рынков, после чего гарантирует клиентам важную потребительскую ценность способами, поддерживающими или улучшающими благополучие клиента и общества.

Все определения, которые рассматривают концепцию социально-ориентированного маркетинга, выделяют социальную сущность явления и основной задачей организации считают установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности наиболее эффективными способами, чем у конкурентов с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Анализ научной литературы показал, что существуют различные трактовки понятия социально-ориентированного маркетинга, классификация которых представлена следующим образом:

  1. Ф.П.Ходеев рассматривал данное направление как концепцию социально-этического или «зеленого» маркетинга и говорил о том, что основная задача предприятия заключается в укреплении благополучия потребителя и общества в целом достичь необходимой их удовлетворенности экологически более безопасными, более эффективными способами, чем у конкурентов.[8]
  2. В концепции социально-ответственного маркетинга Ф. Котлер провозглашает задачей организации установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение пользователей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или повышении благосостояния, как потребителей, так и общества в целом.[6]
  3. Рассматривая социально-этический маркетинг, Г.Л.Багиева можно выделить следующее определение. Социально-этический маркетинг — это вид маркетинговой деятельности, который нацелен на перспективу, главным принципом которой считается принятие решений, полученных из запросов покупателей, требований самой организации и долгосрочных интересов общества.[1]
  4. В концепции социально-ответственного маркетинга Васильевой Г.А. можно выделить следующее: основной задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение запросов потребителей способами, которые эффективнее, чем у конкурентов, сохраняя или укрепляя благополучия покупателя и общества в целом.[5]
  5. Концепция социально-этического маркетинга Н.В. Бендиной говорит о том, что товары продадутся тогда, когда найдется оптимальное сочетание интересов производителей, потребителей и общества в целом. Актуальность данного подхода заключается в том, что в нем учитываются не только индивидуальные потребности потребителей, экономические интересы производителей, но также требования экологии, общественной морали, региональных особенностей.[3]
  6. Л.Е.Басовский. в концепции социально-этического маркетинга считает, что задача организации — установить нужды, потребности, интересы целевых рынков и обеспечить желаемую удовлетворенность более эффективными и боле продуктивными способами, чем у конкурентов.[2]

Для социально-ориентированного маркетинга характерны обязательные требования.

  1. Основная цель организации — удовлетворение разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества.
  2. Организация должна на постоянной основе заниматься поиском возможностей формирования других товаров, которые будут лучше удовлетворять потребности покупателей. Она должна быть готова к периодическому внесению усовершенствований в продукт в соответствии с интересами клиентов.
  3. Организация должна отказываться от изготовления и реализации продуктов, которые будут противоречить интересам клиента, и, тем более, если они могут причинить вред потребителю и обществу в целом.
  4. Покупатели, которые опираются на личные действия и общественное мнение, обязаны поддерживать только организации, проявляющими заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.
  5. Клиенты, которые заботятся о сохранении и увеличения качества жизни, не станут приобретать товары организаций, использующих экологически «нечистые» технологии в том числе и для изготовления нужного людям продукта.
  6. Организация должна создавать и вводить в практику программы социально-экономического развития, служащие интересам самой организации и ее трудового коллектива, но и полезны для социального развития региона, в котором данная оргнизация функционирует.

Несомненно, то, что осуществление данных условий вероятно только при условии, если организация вполне самостоятельно в хозяйственном отношении, функционирует в условиях конкурентноспособного рынка, а управление его основывается на гуманных, морально-этических принципах, которые позволяют преодолевать коллективных эгоизм.

Список литературы

  1. Багиев Г. Л. Маркетинг : учеб. для вузов. – М.: Экономика, 2010. – С.44.
  2. Басовский Л. Е. Маркетинг. М.: Юристъ, 2000. - С.17.
  3. Бендина Н. В. Основы маркетинга. М.: Приор, 2002. – С.9.
  4. Божук С. Г., Маслова Т. Д. Развитие инструментария социально-ответственного маркетинга // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (41). С. 13-14.
  5. Васильева Г. А. Основы маркетинга. – М.: ЮНИТИ, 2013. – С.9.
  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс.2-еизд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Бо жук. – СПб.: Питер, 2006. – С.50.
  7. Мельникова Т. Ф. Предпосылки формирования концепции социально-ориентированного маркетинга // Вестник ОГУ. 2006. №5. С. 83.
  8. Ходеев Ф. П. Маркетинг. – М.: Феникс, 2013. С.14.