Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь являются неотъемлемыми правами каждого человека. Правовой статус осужденного основывается на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства [1, ст. 6].
Органами, контролирующими места лишения свободы являются: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; суд; Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры; Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации; представители средств массовой информации. Все они призваны выявлять факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью осужденных.
Администрация исправительных учреждений обязана следить за соблюдением в зонах санитарно-гигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения [6, c. 76].
Основными проблемами медико-санитарного обеспечения осужденных в учреждениях ФСИН России, требующими своего решения, являются: высокие показатели заболеваемости, смертности и инвалидности осужденных; сокращение масштабов профилактики заболеваний; несбалансированность государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания и их финансового обеспечения, прямым следствием которой является ухудшение качества оказания медицинской помощи; низкая эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала медицинских учреждений, работы первичного амбулаторного звена, медленные темпы структурных преобразований в системе; неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования медицинской службы.
Обобщение материалов практики позволяет сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так и условия содержания под следствием. Поэтому работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических мероприятий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в качестве меры процессуального принуждения заключение под стражу [6, c. 77].
Статья 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. В ней указано, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].
Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией РФ, является также закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, что является необходимой мерой, если принять во внимание, что данная категория граждан России отличается наиболее низким уровнем здоровья [2, cт. 101]. Так, по официальным данным, по состоянию на 1 октября 2011 г. в уголовно-исполнительной системе России содержалось 774 942 человека, из них: 35 852 больных активными формамитуберкулеза,62387 – психическими расстройствами, 22 779 – алкоголизмом, 58 830 – наркоманией, 55 423 – ВИЧ-инфекцией и 16 883 – сифилисом. В учреждениях УИС отбывали наказание в виде лишения свободы 25 108 осужденных-инвалидов, что составляет 2,9 % от общей численности осужденных. Из них 2 % признано инвалидами I группы, 48 % – II группы, 50 % – III группы.
Действующий совместный приказ Минздрав соцразвития и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» был разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным. Согласно приказу основным принципом деятельности медицинских служб является обеспечение:
- соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь;
- приоритета профилактических мер в области охраны здоровья;
- доступности медицинской помощи [4].
Данный приказ регламентирует нормы, касающиеся деятельности медицинской части, организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний в исправительных учреждениях.
Таким образом, законодательное обеспечение прав осужденных на охрану здоровья, установленное Конституцией Российской Федерации, имеется в полном объеме [5, c. 114]. Вместе с тем существуют определенные проблемы в реализации этого права на практике, связанные с рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
- недостаточное материально-техническое оснащение медицинских подразделений исправительных учреждений, оказывающих стационарную помощь;
- низкая доступность высокотехнологичных видов помощи в условиях специализированных медицинских подразделений УИС;
- недостаточное финансовое обеспечение программ оказания помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, а также находящимся в состоянии, вызывающем стойкую утрату трудоспособности;
- проблема комплектования медицинских подразделений исправительных учреждений квалифицированными специалистами.
Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи осужденным являются развитие медико-санитарных частей и перераспределение части объемов помощи из стационарного в амбулаторный сектор. Необходимо более широко использовать специализированные больницы и лечебные исправительные учреждения.
Для повышения качества оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения осужденных. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными видами медицинских учреждений.
Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи осужденным, борьбе с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией (СПИДом), заболеваниями, передающимися половым путем и гепатитами.
Требуют постоянной государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях диагностики и лечения социально значимых заболеваний.
В 2015 году для улучшения доступности медицинской помощи осужденным, содержащимся в отдаленных медико-санитарных частях, требуется развивать передвижные средства лечебно-диагностической и консультативной помощи.
Необходимо сформировать единую информационную систему мониторинга, создать телекоммуникационную сеть для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний медицинских работников.
В 2015 году необходимо продолжить создание нормативной базы по организации медицинского обеспечения в УИС. Внедрить краткосрочное, среднесрочное и стратегическое планирование ведомственного здравоохранения на всех уровнях управления, приведя его в соответствие с новыми условиями деятельности.
Совершенствование системы финансирования медицинской службы УИС предполагает тесную зависимость размеров финансирования медикосанитарных частей от объема и качества оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества оказания медицинской помощи осужденным в медико-санитарных частях.
Для обеспечения целевого и эффективного использования выделяемых на оказание медицинской помощи осужденным средств необходимо дополнить действующее законодательство об охране здоровья нормами, обеспечивающими строгий контроль за расходованием средств, а также за финансово-хозяйственной деятельностью медико-санитарных частей. В 2015 году необходимо создать систему экономической заинтересованности медико-санитарных частей в проведении профилактических мероприятий.