Служба в уголовно-исполнительной системе (УИС) предъявляет строгие требования к сотрудникам вследствие высокой социальной ответственности и непрерывного воздействия самых разнообразных неблагоприятных факторов, поэтому так актуальна проблема адаптации к учебно-служебной деятельности курсантов, наиболее ярко проявляющаяся в начале вузовского обучения. Однако при достаточно глубоком изучении данной темы в отечественной литературе до сих пор не разработаны единые критерии успешности адаптации, не определен перечень личностных качеств, способствующих максимально эффективной адаптации, что предопределило характер настоящего исследования.
Нами исследовались эмоционально-волевые и моральные личностные качества, показатели успешности в учебе, наличия поощрений и отсутствия дисциплинарных взысканий у 30 курсантов (20 юношей и 10 девушек) первого курса Академии ФСИН России, проходивших производственную практику в одном из учреждений УИС. Использовались опросник Волевые качества личности (М.В. Чумаков), методика Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю.Н. Семенко) и авторская анкета.
Авторская анкета включала вопросы: фамилия, имя, отчество, возраст, средний балл по всем предметам на момент исследования, общее число любых видов поощрений по любому поводу за весь период обучения в академии, общее число любых видов взысканий (включая устные замечания) по любому поводу за весь период обучения в академии. Анкетирование проводилось для изучения комплекса показателей, который, на наш взгляд отражает успешность адаптации по следующим направлениям: адаптацию к учебной деятельности отражает успеваемость на «хорошо» и «отлично»; адаптацию к служебной деятельности и бытовую адаптацию отражает отсутствие дисциплинарных взысканий; комплексную адаптацию (к специфике учебы, к специфике службы, к специфике быта, готовность к будущей профессиональной деятельности) как показатель личностного развития отражает наличие поощрений.
При анализе полученных результатов в целом по выборке было выявлено, что испытуемые, показывающие результаты ниже среднего по выборке по эмоционально-волевым качествам, почти все так же имели показатели ниже среднего по моральным качествам, что позволило сформировать две группы. Группу 1 составили 23 курсанта с изучаемыми показателями, равными или превышающими средние значения по выборке. Группу 2 составили 7 курсантов, у которых более двух из эмоционально-волевых или моральных показателей были ниже среднего значения по выборке.
При сравнении в группах показателей успеваемости, наличия любых видов поощрений и отсутствия дисциплинарных взысканий за весь период учебы выявлены существенные отличия, большая часть которых однако не достигла степени достоверности (табл. 1) в связи с малочисленностью групп.
показатель | 1 группа | 2 группа |
всего | 23 (100%) | 7 (100%) |
из них девушек | 6 (26,1%) | 4 (57,1%) |
хорошая успеваемость (средний балл «4» и выше) | 18 (78,3%) | 4 (57,1%) |
количество поощрений в академии | 14 (60,9%) | 2 (28,6%) |
количество взысканий в академии | 6 (26,1%) | 16 (228%)* |
*– р ˂ 0,05 при сравнении с результатом 1 группы
Таким образом, выраженность эмоционально-волевых и моральных качеств курсантов УИС в начале вузовского обучения ассоциирована с успешностью адаптации, при скрининговой оценке успешности адаптации курсантов на этапе начала вузовского обучения можно оценивать предлагаемые нами показатели адаптации к учебному процессу: хорошая успеваемость, наличие поощрений, отсутствие взысканий. Кроме того, представляется целесообразным выявление выявленных закономерностей на боолее масштабных группах.