В социологии мотив рассматривается как «осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности» и как «внутренние побуждения активности индивидов и социальных общностей» в отличие от внешних — стимулов[1,222]. Одновременно социологи указывают на то, что стимулы, как объективные условия деятельности людей, могут перерасти в мотивы в том случае, если они становятся субъективно значимыми, отвечают потребностям субъекта.
Таким образом, понятие мотива определяют как внутреннее побуждение, отмечая в то же время необходимость наличия внешних условий для реализации этой потребности. С позиции любой науки, в том числе экономической, бесполезно пытаться определить сущность, формы проявления, механизм формирования мотивов трудовой деятельности вне анализа потребностей и стимулов.
Потребность — это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящаяся вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Экономическая наука определяет потребность как условия жизнедеятельности человека, либо как исходные элементы производственных отношений. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей. Стимулы — формы, методы и средства привлечения и побуждения людей к труду.
Мотив — это форма проявления потребности, причем потребности, уже осознанной, которая сформировалась под воздействием внешних условий и в то же время является побуждением к деятельности.
Мотив к труду, сформированный на основе интереса к определённому виду деятельности, как потребность может возникнуть только в единстве присвоения и отчуждения[3,192]. Преодоление отчуждения от труда начинается в индустриальном обществе, но в массовом масштабе возможно лишь на более высокой ступени общественного развития — в информационном обществе. В основе преодоления отчуждения работника от труда лежит собственность. Это относится и к труду предпринимателя, и к труду наёмного работника.
Отчуждение человека от собственности, как присвоения не только не сформировало за годы Советской власти мотива к труду вообще, но и отучило работника от высококачественного труда. Мотив к труду как внутреннее побуждение возникает у собственника естественным путём. Забота о сохранении и приумножении собственности и является побудительным мотивом и одновременно важнейшим стимулом к труду. Процесс формирования мотивов трудовой деятельности невозможен без восстановления права собственности как таковой одновременно и в правовой и в экономической форме.
Труд как мотив деятельности, в котором соединены материальные и духовные черты — это всегда необходимость обеспечения человеку достойного существования. Понимание данного обстоятельства важно для формирования мотивационного механизма на любом уровне, поскольку достойное существование труд мoжeт обеспечить в условиях развитых товарно-денежных отношений, только в силу его высокой социальной значимости, что выражается возможностью получения работающими высоких доходов.
В современном обществе трудовая мотивация подорвана у многих категорий наёмных работников. В отдельных случаях сохраняется лишь интерес к конкретным видам деятельности, поскольку мотив сочетает в себе интерес к труду не только как к деятельности, но и как к результату. Результат же отчуждён от работника, поскольку он лишён собственности (присвоения). Мотивы деятельности человека многообразны и определяются различными обстоятельствами, однако устойчивость мотивов, независимо от обстоятельств, возникает и сохраняется только при снятии противоречия между присвоением и отчуждением. В процессе этого снятия только и может возникнуть мотив к труду как внутренняя потребность в деятельности, как производственное отношение на уровне личности.
Труд, как мотив деятельности человека — это один из немногих мотивов, в котором соединены: материальное и духовное начала; необходимость и потребность; производственные отношения на уровне личности и общества. Для человека, как существа бисоциального, труд, прежде всего, — необходимость выживания в любые исторические эпохи. Отсюда и приоритет материального производства над всеми остальными видами человеческой деятельности на протяжении длительных тысячелетий. В этом смысле труд — это всегда материальная потребность.
Общественно полезный характер труда одновременно делает его духовной потребностью человека. Именно в процессе труда человек выражает себя среди себе подобных, а разделение труда и его кооперация вовлекают его помимо воли в процесс общественного воспроизводства.
Итак, труд как мотив физического выживания роднит между собой труд наёмный и труд на себя. С другой стороны, труд как способ самовыражения в человеческом сообществе, всегда разный по количеству и качеству, всегда индивидуален по форме проявления, как неодинаков и индивидуален его субъект. Особенно чётко это проявляется в конкретных формах труда, осуществляемых разными людьми. Результаты труда всегда индивидуальны по содержанию. Например, в нематериальной сфере: труд педагогов (врачей, менеджеров, библиотекарей, официантов, следователей) отличается от труда других коллег своей индивидуальностью. В этом проявляется духовное начало труда, что имеет свои объяснения.
Во-первых, это связано с индивидуальными способностями субъекта труда и тем, насколько они совпадают с возможностями, предоставляемыми обществом для их развития. Во-вторых, с индивидуальными предпочтениями потребителей результатов труда (товаров и услуг).
Не всякий труд является потребностью[3,198]. Наёмный труд высокой квалификации, творческий по содержанию, совпадающему со способностями работника, внутренне свободен от эксплуатации и принуждения. В то же время труд предпринимателя, будучи свободен от эксплуатации, поскольку он является собственником средств производства, может быть не свободен от внешнего принуждения. В первом случае такой внутренне свободный труд является не просто мотивом деятельности, он перерастает в потребность — первую жизненную потребность человека. Не общественная форма организации труда, а его содержание, изменяющееся под влиянием научно-технической революции, превращает труд в первую жизненную потребность. Речь не идёт о труде ради самого труда, как самоцели. Труд как потребность ничего общего не имеет с «трудоголизмом». Здесь речь идёт о труде как естественном способе существования человека, о форме его самовыражения в труде и с помощью труда. Труд как потребность — не цель для человека, а интерес. Во втором случае труд может вовсе не являться потребностью души, поскольку здесь тоже интерес, но уже другого свойства — материальный, а цель — сохранение и приумножение собственности как средства существования и экономической независимости.
На рынке труда наиболее устойчивое положение занимают работники, для которых труд является потребностью в большей мере, чем необходимостью. Общество заинтересовано в том, чтобы труд стал первой жизненной потребностью человека, так как это, во-первых, всегда творческий труд; во-вторых, всегда высокоэффективный; в-третьих, он самоорганизован либо самим работником, который создаёт себе рабочее место, либо работодателем, который берёт на себя эти функции; в-четвёртых, труд этой категории работников пользуется спросом на рынке, а следовательно, хорошо вознаграждается, что сокращает затраты государства на развитие социальной сферы.
Потребность в труде как основной мотив деятельности человека проявляется, прежде всего, через удовлетворенность трудом. Многочисленные исследования зарубежных и отечественных социологов и социальных психологов, управленцев и экономистов, убеждают в том, что эта удовлетворенность трудом вызывается причинами духовного, а не материального свойства, связанными с социальной сущностью человека, такими как общественное признание, достижение цели, самостоятельность.
Именно реализация этих потребностей делает их главными мотиваторами эффективного труда, превращает труд в первую жизненную потребность, в основное производственное отношение на уровне индивида, в основной мотив его деятельности. На практике это находит свое выражение в понимании человеком того обстоятельства, что с помощью собственного труда соответствующего качества он может удовлетворить любые свои потребности.