«Carpe diem» в переводе означает «Живи настоящим», «Лови мгновение». Этими словами Гораций в своих «Одах» призывал пользоваться всеми благами жизни без особых рассуждений. Этот призыв популярен и в наше время. Он освещается СМИ и во многом формирует мировоззрение людей. Одни принимают для себя эту установку, а другие считают образ жизни и мысли в соответствии с ней абсурдным, невежественным, эгоистичным.
Рассматривая этот призыв в онтологическом смысле, мы должны понимать, что бытие нельзя принимать лишь как действительность. Прошлое, настоящее и будущее с диалектической точки зрения — это противоположности. А говоря о противоположностях, мы подразумеваем, что между рассматриваемыми элементами существует взаимосвязь, они не существуют друг без друга. Поэтому необходимо различать несколько форм бытия:
Актуальное бытие, или существование в действительности. Это наличное бытие (природы, человека и того, что создано им) в данном пространственно-временном интервале; все то, что существует в данный момент [3, с. 80].
Его можно считать как неким генератором возможностей, которые, в зависимости от субъективных и объективных факторов, способны или не способны превратиться из потенциального в актуальное бытие. И если в природе этот процесс имеет основанием естественные законы, то в обществе главную роль играют решения индивида, а скорее — решения отдельных личностей, каждого человека, чьи действия и мысли составляют суть и смысл человеческого существования.
Это следует из общественной практики, где каждую эпоху можно рассмотреть как отдельное существование в действительности со своим пониманием бытия, системой ценностей и норм, определяющих уровень материальной и духовной культуры этого времени и объединяющих культурное наследие предков.
Потенциальное бытие, или существование в возможности, представляет собой массу нереализованных возможностей актуального бытия естественных и социальных процессов.
Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию разворачивает процесс своего становления во времени [2, с.520]. Таким образом, призывая человека «жить сегодняшним днём», мы искажаем саму реальность, ограничивая её рамками актуального.
А чтобы прогнозировать будущее, следует верно оценивать прошлое и настоящее. И для этой оценки нужно определить границы времени. В широком смысле, мы говорим о времени в его объективном значении, где течение событий происходит независимо от человека и принимаемых им решений, а мир понимается как существующий сам по себе, не пропускаемый через призму субъективного восприятия. И привычной единицей измерения такового времени будут являться века, тысячелетия… Но в данных рамках установка «здесь и сейчас» не позволит понять всей полноты картины мира. Но если временной границей станет продолжительность определённой эпохи или конкретной человеческой жизни, то принимаемой единицей измерения будут дни, месяцы, годы… В этом случае особую роль в оценке рассматриваемой установки будут играть личностные психологические особенности, такие, как жизненный опыт, характер, темперамент, умственный потенциал, образ жизни и т.п., обусловленные особенностями эпохи и культуры.
Ведь установка «живи настоящим» подразумевает настоящее как отвергающее будущее и, возможно, основывающаяся на прошлом, но сосредотачивающая жизнь в моменте. А подобное идёт вразрез с особенностями психического склада некоторых людей. К примеру, дальновидному человеку будет проще адекватнее оценить ситуацию «здесь и сейчас», чем недальновидному, т. к. дальновидность — это своеобразная квинтэссенция знаний прошлого и настоящего, направленная на выявление основных черт и свойств будущего. Но здесь следует отметить, что предвидение будущего возможно лишь в определённых границах. В узком смысле таковыми будут являться поставленные цели, направленные на решение проблем и вопросов, существующих в настоящем, а в широком — это смысложизненные установки.
Если мы говорим о субъективном восприятии, то цель нашего рассуждения определяется именно личностным отношением к моменту. Роль мгновения немаловажна, на чувственном уровне отношение к нему должно быть адекватно. Потому что, противоположное этому видение разворачивающихся во времени событий может привести человека к бессмысленному сосредоточению на проблеме прошлого. Здесь речь также идёт о частом несоответствии результатов поставленным целям. Бескомпромиссная сосредоточенность на их достижении ослепляет, а любая неудача на выбранном пути тяжело переносится.
Эмпирические и философские факты, полученные на основе наблюдений, позволяют определить, что такое субъективное настоящее:
- Это то, на что в конкретный момент направлено внимание человека и всё с ним связанное;
- Это то, что связано с восприятием человеком текущего момента;
- Это то, на что направлена деятельность.
И если мы принимаем, что понятие настоящего применительно к человеку только в контексте его деятельности, то и само понятие настоящего будет иметь смысл только в отношении решения конкретных задач.
И здесь мы можем выделить разные пределы адекватности «carpe diem» («живи настоящим», «лови мгновение») в зависимости от перевода.
Пределы адекватности установки «живи настоящим»:
- В постановке целей (особенно дальних, связанных со смыслом жизни, личными и общими моральными установками);
- В управлении своим состоянием, вниманием (умение сосредотачиваться на важных делах, восстанавливать силы, когда необходимо);
- В экстремальной ситуации, когда появляется необходимость решительных действий.
Пределы адекватности установки «лови мгновение»:
- В способности довольствоваться тем, что имеешь, в настоящий момент;
- В способности отвлекаться от проблем прошлого;
- В способности нести ответственность за принятое решение;
- В способности не преувеличивать значения неудачи и не зацикливаться на её преодолении.
Другими словами, умение «ловить мгновение» аналогично умению быть счастливым. И большую значимость эта установка наряду с синонимичной ей «живи настоящим» приобретает, если мы принимаем решение «перед лицом неминуемой смерти». Возможно, это в чём-то максималистично, но разве имеет смысл верить в то, за что не сможешь отдать жизнь?
Жизнь мгновением может иметь своей целью возможность дойти до такого состояния, когда все личностные ценности, достигнув в человеке своей наивысшей точки развития, придут к гармонии. Это состояние можно назвать моментом всей жизни, в котором человеческое счастье возводится в абсолют. Этот момент не имеет ничего гармоничнее за и перед собой. Это состояние избавления от внутренних противоречий.
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — слова из трагедии Гёте, определяемые как символом наивысшего счастья, блаженства, восхищения всей полнотой жизни. Фауст произносит их, заключая сделку с Мефистофелем, который должен будет прервать его земное существование и забрать в преисподнюю. И произойти это должно тогда, когда Фауст достигнет абсолютного счастья, момента всей жизни, и ему захочется насладиться этим ещё немного. Ведь мгновение, сохраняемое памятью, вряд ли имеет много аналогов. Поэтому Бродский, словно сквозь призму века, продолжает: «Остановись, мгновенье, ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо».
Таким образом, ставя каждый момент своей жизни перед лицом смерти, человек начинает определять его как самый прекрасный и неповторимый наряду с пережитыми. И момент всей жизни обусловливает достижение совершенного счастья, побеждая в человеке естественный страх перед смертью.
Эпикуреизм, считавший своим девизом установку «Carpe diem», определял перед собой вполне конкретную цель — избавить человека от страданий, сделать счастливым его жизнь, погрузив её в удовольствие. А говоря о счастье и удовольствиях, следует подвергнуть предмет исследования критике со стороны морали. В этом контексте мгновение будет способно утолить гедонистический и эвдемонистический голод лишь тогда, когда человек воспитывает в себе светлое начало, определяемое этическим и эстетическим. Если же он испытывает удовольствие, к примеру, от наблюдения смерти живого существа, то это скорее породит коллапс, нежели наслаждение.
В статье «Некоторые вопросы метафизики времени» И. Гаспаров отвечает на вопрос о свойстве «быть настоящим». Такой термин как «сейчас» он различает между двумя концепциями:
- индексная концепция, в рамках которой «сейчас» не означает ничего большего, чем просто указание на то, что время, когда делается какое-либо утверждение, совпадает со временем, когда происходит то, о чем говорится в этом утверждении;
- референциальная концепция, согласно которой «сейчас» обозначает некоторое свойство, которым каждое время обладает объективно и обладание которым существенно отличает одно время от всех остальных [1, с. 46].
Сторонники референциальной концепции определяют, что истинными в абсолютном смысле могут быть только темпоральные пропозиции с отсылкой к настоящему. Истинность всех остальных пропозиций возможна только с указанием определённого момента времени. «Таким образом, различие между настоящим и другими временами эксплицируется с помощью различия между абсолютной истиной и истиной-в-определённое-время» [Там же, с. 37].
В рамках индексной концепции действенной является установка «живи настоящим», живи тем, что происходит «здесь и сейчас». А в рамки референциальной концепции заключается установка «лови мгновение», мгновение, отличное от любого предыдущего.
Исходя из всего вышесказанного, установка Горация «Carpe diem» не может быть признана абсолютно истиной или ложной. Говорить и анализировать можно много, но будут ли эти рассуждения осуществимы на практике или нет — это другой вопрос.
Разбирая обозначенную проблему в объективном смысле, мы соприкасаемся с понятием времени. Однако большая роль в вопросе всё же принадлежит субъективному восприятию, желанию и возможности проецирования содержания установки на свой образ жизни. Таким образом, размышляя о философском содержании понятия «живи настоящим» на научном уровне, мы восходим к основным вопросам онтологии о том, что такое бытие, время и понятиям личности, темперамента, воли — в психологии. Принятие или непринятие рассмотренной установки должно определяться в соответствии с полученными результатами обозначаемых человеком целей, как в научных изысканиях, так и в жизненных планах.