Философский аспект трансакций идентичностей

№24-1,

философские науки

В данной статье освещается концепция структуры личности, предложенная Эриком Берном. В рамках этой концепции отмечается сложный характер взаимодействия между людьми и проблема осознания себя, как многоуровневую систему.

Похожие материалы

Человек, ак известно,существо не только биологическое, о и социальное,а значит процесс его становления и последующего существования неразрывно связаны с социумом. Находясь в обществе, мы в силах удовлетворить одну из важнейших потребностей – потребности в общении, однако построить грамотное взаимодействие между людьми не просто. Больше того, этому не обучают, ни в среднеобразовательных, ни в высших школах. Вброшенному в социум человеку необходимо собственными силами, методом проб и ошибок находить подходящие способы взаимодействия с окружающими.

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных состояний *Я* [В оригинале книги автор использует терминологию З. Фрейда, обозначая Я-концепцию - Эго. В советской психологии Я-концепция определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия c другими людьми и относится к себе.].[2].

Одной из причин, благодаря которой двум людям бывает так сложно найти «общий язык», является проблема одновременного наличия в человеке нескольких Я-концепций, условно называемых Я-ребенок,Я-взрослый,Я-родитель. Эти концепции были выдвинуты Эриком Берном американским психологом и психиатром в работе под названием «Игры, в которые играют люди».

Эти идентичности не находятся одна в другой, подобно матрешке, скорее это можно представить как клавиши фортепиано,расположенные в ряд и способные в любой момент времени обнаружить своё существование в независимости от остальных.

Стоит начать с характеристики концепции Я-ребенок.Эта часть представляет собой совокупность детских реакций в процессе общения, иными словами во взрослом человеке может проснуться ребенок и начать капризничать,игнорируя концепцию Я-взрослый, которая должна доминировать, если речь идет о взрослом человеке.

Стоит также отметить немаловажную роль родителей, воспитавших этого ребенка.

Концепция Я-взрослый характеризуется наличием здравой рассудительности, ответственности, не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Концепт Я-родитель содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего ребёнка.

Личность, признавая себя как одну целостную систему, не способна успешно функционировать в социуме, так как наряду с одной системой присутствует ещё, как показывает нам Эрик Берн, минимум две системы эго-состояний.

Наличие многослойности сознания представляет нам и Зигмунд Фрейд в трактате «Я и Оно».

Одновременное присутствие в бессознательном нескольких моральных установок делает человеческую психику очень динамической системой, в полной мере не осознавая их,индивид не способен адекватно реальности оценивать себя и окружающих, которые, в свою очередь, имеют дело с теми же проблемами осознания.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

Пересекающиеся — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

Скрытые трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

В трансакциях важно отметить этический момент,как видно из примера с пересекающейся трансакцией, реакция второго не соответствует ожиданиям первого,возможно не соответствует и ожиданиям второго,так как моральные установки не осознаны вторым участником диалога,что ведет к неприятным последствиям для обоих.

Принятие себя и других как многоуровневую систему позволяет вывести человеческие взаимоотношения на принципиально новый уровень. Концепция Берна, основанная на достаточно сложном для понимания обывателем психоонализе, написана на весьма простом языке, что является большим плюсом, так как она будет доступна широким массам.Даже поверхностное знание основ идей Берна послужит отличным инструментом в руках желающих построить продуктивный диалог. Именно с публикации этого международного бестселлера в нашей стране начался "психологический бум", когда миллионы людей вдруг осознали, что психология может быть невероятно интересной.

Список литературы

  1. Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции.
  2. Игры, в которые играют люди / Пер. с англ. А. И. Федорова. — 1972.