Сущность и виды позитивной и негативной образовательной самостоятельности

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Самостоятельная деятельность учащихся не всегда приводит к положительным результатам. Иногда, обладая достаточной учебной самостоятельностью, учащийся может совершать действия, наносящие вред ему или окружающим.

Ключевые слова

ПОЗИТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕГАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ, ИНТЕРЕС

Текст научной работы

Вхождение России в мировое сообщество и модернизация экономики вызвали потребность в развитии конкурентоспособной системы образования и активизации творческого начала в обучении, обусловленные уровнем развития образовательной самостоятельности, т.е самостоятельности в процессе обучения и воспитания. Однако она не всегда приводит к педагогически целесообразным результатам, так как Интернет и средства массовой информации часто передают учащихся искаженные, нестабильные знания, заблуждения и даже — суеверия. Поэтому информация, усваиваемая самостоятельно, может иметь несистемный и нецелевой характер. К. Д. Ушинский писал, что иногда знания вызывают « …хаос в голове ученика или еще хуже — то мертвое состояние идей, когда они лежат в голове как на кладбище, не зная о существовании друг друга». Образовательная самостоятельность, которая привела к формированию таких знаний у учащихся, имеет ярко выраженный негативный характер. Таким образом, можно говорить о позитивной и негативной образовательной самостоятельности.

Сущностью позитивной образовательной самостоятельности является наличие познавательных интересов, а также — социально и индивидуально значимой цели, когда учащийся осознает, что его самостоятельные действия приведут к развитию его личности, успешной и ускоренной самореализации, появлению у него новых знаний, компетенций.

Негативный же характер образовательной самостоятельности указывает на то, что у учащегося познавательный интерес заменен образовательной потребностью. Потребность, по мнению С. Л. Рубинштейна, вызывает желание обладать предметом, интерес — стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса — стимул его дальнейшего совершенствования и углубления. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей. Основные побудители деятельности человека — не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только учащегося, но и даже — зрелого человека.

Когда познавательный интерес не развивается, а остается на уровне потребности, то и у подростка нет цели развития или саморазвития, а самостоятельные действия используются им только для развлечения. Результат таких действий неизвестен, что может привести, и приводит к искажению системы ценностей и эстетических воззрений. В качестве яркого примера такого негативного характера образовательной самостоятельности можно привести Интернет-серфинг, когда подростки переходят с сайта на сайт без определенной цели, но при этом загадочность и непредсказуемость Интернета напоминает им неопределенность и изменчивость мира.

В позитивной образовательной самостоятельности обязательна целенаправленная обработка и переработка, а в рамках негативной — только накопление получаемой информации. По мнению Б. Г Матюнина, информация сама по себе не становится знанием, только выявление в ней личностного смысла (индивидуальной ценности сведений) и значения (коллективно осознанной ценности) способствуют осознанию ее необходимости или ненужности. Поэтому информация нуждается в обработке и переработке, привнесении своего отношения к ней, присвоении и только тогда она становится знанием. Обдуманный подход к информации предполагает, что учащийся сможет выбрать то, что необходимо для решения конкретной задачи и отбросить информацию, не имеющую ценности или даже вредную для него. Позитивный характер образовательной самостоятельности говорит об успешной субъектной социализации подростка в мире.

Негативное развитие образовательной самостоятельности базируется на образовательных потребностях, которые после их удовлетворения не перерастают в познавательный интерес, когда, по мнению С. Л. Рубинштейна отсутствует эмоциональная привлекательность и осознанная значимость деятельности для индивида. При этом в контексте нашего исследования учащиеся имеют множество источников получения информации, а с использованием иностранного языка их количество еще значительно возрастает, но не всегда осознают ее ценность, не умеют интегрировать имеющиеся и получаемые знания без нравственных или смысловых потерь. При этом выделяют три вида негативного развития самостоятельности: Интернет — аддикция (зависимость), хакинг и игровая наркомания.

Подростки погружаются в негативный виртуальный мир, полностью забывая о реальном или о позитивном виртуальном мире. За счет анонимности и невидимости собеседников в чате, можно безбоязненно проявлять свободу высказываний и поступков. Иногда это доходит до оскорблений, т.к. границы отсутствуют и риск разоблачения и отрицательной оценки окружающими минимален. Зачастую пользователи представляют себя в Сети с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, создают о себе любое впечатление по своему выбору. Интернет-зависимость появляется, когда присутствует неудовлетворенность общение в реальной жизни или когда важна возможность реализации качеств личности, по тем или иным причинам недостижимым в жизни.

При негативном развитии образовательной самостоятельности Интернет становится не столько источником информации, сколько способом выразить себя. Экспериментирование с самовыражением в Сети при позитивном характере развития самостоятельности является самопознанием, при негативном — это «уход» от реального мира.

В 60-70 годы люди, которых можно было назвать «хакерами», использовали свои знания о компьютерах так, что это было полезно для остальных. Именно они преобразовали «компьютеры общего пользования» в персональные. Они создали и продолжают создавать много полезных программ. Сегодня зачастую хакеры используют незаконно полученную информацию, осуществляя нелегальный доступ к неанонимным серверам Интернета, что, безусловно, говорит о негативном развитии образовательной самостоятельности пользователей.

Что касается игровой наркомании, то, прежде всего, необходимо говорить о том, что все компьютерные игры бывают ролевые и неролевые. Именно ролевые компьютерные игры приводят к особой психологической зависимости от компьютера, когда игрок принимает на себя роль героя игры, перевоплощается в виртуальный, несуществующий образ. Такие ролевые компьютерные игры позволяют в наибольшей мере «погрузиться» в виртуальный мир, покинуть мир реальности, что оказывает наибольшее влияние на личность игрока. В случае зависимости это приводит к утрате личностной целостности, появлению зависимой части, когда свои цели отождествляются с целями персонажа игры. Зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени всего влияния на личность. Эта зависимость приводит к более глубоким изменением личности, чем другие компьютерные зависимости (Интернет — аддикции, хакерство).

Сегодня проблема зависимости подростков от Интернета (Интернет — аддикции) очень остро обсуждается во всех странах. Она не подчиняется закономерностям формирования других зависимостей и по скорости образования по данным исследований почти равна наркотической. Предлагаемые пути ее решения (запрет пользования Интернетом, попытка замены его другими источниками информации, отсечение от негативного контента) не приводит к желаемым результатам. Гораздо эффективнее, по нашему мнению, развивать позитивную образовательную самостоятельность.

В противоположность к видам негативной образовательной самостоятельности, можно выделить следующие виды позитивной образовательной самостоятельности: обдуманная работа с информацией на основе интеллектуальной честности, положительное отношение к межличностной коммуникации, самосовершенствование в неролевых компьютерных играх.

В процессе поиска необходимой информации может появиться неумение вычленить необходимую для себя информацию из источников ее получения, как на русском, так и на иностранном языках (чаще всего Интернет) и отбросить ненужную. Получение такой информации может иметь агрессивные, антигуманные, наносящие вред здоровью или праздные цели. При этом самостоятельная работа в Интернете становится зависимостью от него и имеет несистемный, неорганизованный, беспредметный характер, а информация не перерастает в знание, не усваивается, поэтому ее нельзя применить на практике. При работе с информацией также необходимо говорить и об интеллектуальной честности. У учащихся она формируется, когда они постоянно и увлеченно овладевают новым знанием, которое, по мнению Б. Рассела, предложившего этот термин, предполагает не субъективно-избирательное, а объективно-аналитическое отношение к неоднозначной информации с точки зрения «истинности знания», когда не игнорируются недостатки и противоречия, имеющегося знания и его несоответствие с ранее приобретенной и вновь приобретаемой информацией. Наоборот, эти противоречия может служить основой для поиска новых нестандартных путей решения проблемы проекта. Зачастую информация, которую обучающийся находит и каким-то образом обрабатывает, не только не совпадает с его мировоззрением, жизненным опытом, но полностью противоречит ему. При этом подросток должен осознавать, что существует много точек зрения, что только работа с противоречиями во взглядах могут привести к появлению нового решения проблемы. Для этого ему необходимо научиться находить, показывать и сравнивать между собой разные стороны проблемы, объективно освящать все вопросы.

Стремление подростков уйти в виртуальный мир связано с неудовлетворенность общением в реальной жизни. Для этого возраста свойственны с одной стороны проблемы в общении с окружающими, с другой стремление быть в коллективе и желание чаще общаться. В подобных случаях, если нормализуется реальное общение, пользователи теряют интерес к Интернету.

В наши дни наличие навыков работы с компьютером и Интернетом является важным условиям успешной социализации в обществе. Поэтому самосовершенствование при работе с компьютером (включая и компьютерные игры) необходимо. Однако, игры не должны быть ролевыми, когда игрок не принимает на себя роль персонажа игры и риск зависимости значительно меньше. В таких играх в основном присутствует соревновательный азарт.

Таким образом, основные различия между позитивным и негативным характером развития образовательной самостоятельности следующие:

Таблица 1. Основные различия между позитивным и негативным характером развития образовательной самостоятельности

Позитивный характер

Негативный характер

ощущение собственной стабильности в обществе и чувство социальной защищенности;

непредсказуемость событий, собственного поведения и поведения окружающих;

открытость общения и кредит доверия между людьми;

анонимность и замаскированность общения;

адаптация к нормальным человеческим отношениям;

уход от реальной жизни в негативный виртуальный мир;

обдуманный и осознанный выбор информации;

бесцельный Интернет-серфинг;

положительное отношение к межличностной коммуникации;

страх перед возможными оскорблениями и домогательствами;

быстрый и упрощенный вербальный и невербальный компонент общения;

возможные затруднения в эмоциональном невербальном общении;

повышение социального статуса за счет межличностной коммуникации

неопределенность и неустойчивость социального статуса.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамов С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения: автоpеф. дис. …канд.. психол.наук. / С. М. Абрамов. Екатеринбург, 2003
  2. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика./ Б. Г. Матюнин. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  3. Рассел Б. Проблемы философии. / Б.Рассел — Новосибирск: Наука, 2001.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн.- СПб: Питер, 2000

Цитировать

Глазова, .Ю. Сущность и виды позитивной и негативной образовательной самостоятельности / .Ю. Глазова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2120 (дата обращения: 29.06.2022).

Поделиться