Вхождение России в мировое сообщество и модернизация экономики вызвали потребность в развитии конкурентоспособной системы образования и активизации творческого начала в обучении, обусловленные уровнем развития образовательной самостоятельности, т.е самостоятельности в процессе обучения и воспитания. Однако она не всегда приводит к педагогически целесообразным результатам, так как Интернет и средства массовой информации часто передают учащихся искаженные, нестабильные знания, заблуждения и даже — суеверия. Поэтому информация, усваиваемая самостоятельно, может иметь несистемный и нецелевой характер. К. Д. Ушинский писал, что иногда знания вызывают « …хаос в голове ученика или еще хуже — то мертвое состояние идей, когда они лежат в голове как на кладбище, не зная о существовании друг друга». Образовательная самостоятельность, которая привела к формированию таких знаний у учащихся, имеет ярко выраженный негативный характер. Таким образом, можно говорить о позитивной и негативной образовательной самостоятельности.
Сущностью позитивной образовательной самостоятельности является наличие познавательных интересов, а также — социально и индивидуально значимой цели, когда учащийся осознает, что его самостоятельные действия приведут к развитию его личности, успешной и ускоренной самореализации, появлению у него новых знаний, компетенций.
Негативный же характер образовательной самостоятельности указывает на то, что у учащегося познавательный интерес заменен образовательной потребностью. Потребность, по мнению С. Л. Рубинштейна, вызывает желание обладать предметом, интерес — стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса — стимул его дальнейшего совершенствования и углубления. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей. Основные побудители деятельности человека — не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только учащегося, но и даже — зрелого человека.
Когда познавательный интерес не развивается, а остается на уровне потребности, то и у подростка нет цели развития или саморазвития, а самостоятельные действия используются им только для развлечения. Результат таких действий неизвестен, что может привести, и приводит к искажению системы ценностей и эстетических воззрений. В качестве яркого примера такого негативного характера образовательной самостоятельности можно привести Интернет-серфинг, когда подростки переходят с сайта на сайт без определенной цели, но при этом загадочность и непредсказуемость Интернета напоминает им неопределенность и изменчивость мира.
В позитивной образовательной самостоятельности обязательна целенаправленная обработка и переработка, а в рамках негативной — только накопление получаемой информации. По мнению Б. Г Матюнина, информация сама по себе не становится знанием, только выявление в ней личностного смысла (индивидуальной ценности сведений) и значения (коллективно осознанной ценности) способствуют осознанию ее необходимости или ненужности. Поэтому информация нуждается в обработке и переработке, привнесении своего отношения к ней, присвоении и только тогда она становится знанием. Обдуманный подход к информации предполагает, что учащийся сможет выбрать то, что необходимо для решения конкретной задачи и отбросить информацию, не имеющую ценности или даже вредную для него. Позитивный характер образовательной самостоятельности говорит об успешной субъектной социализации подростка в мире.
Негативное развитие образовательной самостоятельности базируется на образовательных потребностях, которые после их удовлетворения не перерастают в познавательный интерес, когда, по мнению С. Л. Рубинштейна отсутствует эмоциональная привлекательность и осознанная значимость деятельности для индивида. При этом в контексте нашего исследования учащиеся имеют множество источников получения информации, а с использованием иностранного языка их количество еще значительно возрастает, но не всегда осознают ее ценность, не умеют интегрировать имеющиеся и получаемые знания без нравственных или смысловых потерь. При этом выделяют три вида негативного развития самостоятельности: Интернет — аддикция (зависимость), хакинг и игровая наркомания.
Подростки погружаются в негативный виртуальный мир, полностью забывая о реальном или о позитивном виртуальном мире. За счет анонимности и невидимости собеседников в чате, можно безбоязненно проявлять свободу высказываний и поступков. Иногда это доходит до оскорблений, т.к. границы отсутствуют и риск разоблачения и отрицательной оценки окружающими минимален. Зачастую пользователи представляют себя в Сети с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, создают о себе любое впечатление по своему выбору. Интернет-зависимость появляется, когда присутствует неудовлетворенность общение в реальной жизни или когда важна возможность реализации качеств личности, по тем или иным причинам недостижимым в жизни.
При негативном развитии образовательной самостоятельности Интернет становится не столько источником информации, сколько способом выразить себя. Экспериментирование с самовыражением в Сети при позитивном характере развития самостоятельности является самопознанием, при негативном — это «уход» от реального мира.
В 60-70 годы люди, которых можно было назвать «хакерами», использовали свои знания о компьютерах так, что это было полезно для остальных. Именно они преобразовали «компьютеры общего пользования» в персональные. Они создали и продолжают создавать много полезных программ. Сегодня зачастую хакеры используют незаконно полученную информацию, осуществляя нелегальный доступ к неанонимным серверам Интернета, что, безусловно, говорит о негативном развитии образовательной самостоятельности пользователей.
Что касается игровой наркомании, то, прежде всего, необходимо говорить о том, что все компьютерные игры бывают ролевые и неролевые. Именно ролевые компьютерные игры приводят к особой психологической зависимости от компьютера, когда игрок принимает на себя роль героя игры, перевоплощается в виртуальный, несуществующий образ. Такие ролевые компьютерные игры позволяют в наибольшей мере «погрузиться» в виртуальный мир, покинуть мир реальности, что оказывает наибольшее влияние на личность игрока. В случае зависимости это приводит к утрате личностной целостности, появлению зависимой части, когда свои цели отождествляются с целями персонажа игры. Зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени всего влияния на личность. Эта зависимость приводит к более глубоким изменением личности, чем другие компьютерные зависимости (Интернет — аддикции, хакерство).
Сегодня проблема зависимости подростков от Интернета (Интернет — аддикции) очень остро обсуждается во всех странах. Она не подчиняется закономерностям формирования других зависимостей и по скорости образования по данным исследований почти равна наркотической. Предлагаемые пути ее решения (запрет пользования Интернетом, попытка замены его другими источниками информации, отсечение от негативного контента) не приводит к желаемым результатам. Гораздо эффективнее, по нашему мнению, развивать позитивную образовательную самостоятельность.
В противоположность к видам негативной образовательной самостоятельности, можно выделить следующие виды позитивной образовательной самостоятельности: обдуманная работа с информацией на основе интеллектуальной честности, положительное отношение к межличностной коммуникации, самосовершенствование в неролевых компьютерных играх.
В процессе поиска необходимой информации может появиться неумение вычленить необходимую для себя информацию из источников ее получения, как на русском, так и на иностранном языках (чаще всего Интернет) и отбросить ненужную. Получение такой информации может иметь агрессивные, антигуманные, наносящие вред здоровью или праздные цели. При этом самостоятельная работа в Интернете становится зависимостью от него и имеет несистемный, неорганизованный, беспредметный характер, а информация не перерастает в знание, не усваивается, поэтому ее нельзя применить на практике. При работе с информацией также необходимо говорить и об интеллектуальной честности. У учащихся она формируется, когда они постоянно и увлеченно овладевают новым знанием, которое, по мнению Б. Рассела, предложившего этот термин, предполагает не субъективно-избирательное, а объективно-аналитическое отношение к неоднозначной информации с точки зрения «истинности знания», когда не игнорируются недостатки и противоречия, имеющегося знания и его несоответствие с ранее приобретенной и вновь приобретаемой информацией. Наоборот, эти противоречия может служить основой для поиска новых нестандартных путей решения проблемы проекта. Зачастую информация, которую обучающийся находит и каким-то образом обрабатывает, не только не совпадает с его мировоззрением, жизненным опытом, но полностью противоречит ему. При этом подросток должен осознавать, что существует много точек зрения, что только работа с противоречиями во взглядах могут привести к появлению нового решения проблемы. Для этого ему необходимо научиться находить, показывать и сравнивать между собой разные стороны проблемы, объективно освящать все вопросы.
Стремление подростков уйти в виртуальный мир связано с неудовлетворенность общением в реальной жизни. Для этого возраста свойственны с одной стороны проблемы в общении с окружающими, с другой стремление быть в коллективе и желание чаще общаться. В подобных случаях, если нормализуется реальное общение, пользователи теряют интерес к Интернету.
В наши дни наличие навыков работы с компьютером и Интернетом является важным условиям успешной социализации в обществе. Поэтому самосовершенствование при работе с компьютером (включая и компьютерные игры) необходимо. Однако, игры не должны быть ролевыми, когда игрок не принимает на себя роль персонажа игры и риск зависимости значительно меньше. В таких играх в основном присутствует соревновательный азарт.
Таким образом, основные различия между позитивным и негативным характером развития образовательной самостоятельности следующие:
Позитивный характер | Негативный характер |
ощущение собственной стабильности в обществе и чувство социальной защищенности; | непредсказуемость событий, собственного поведения и поведения окружающих; |
открытость общения и кредит доверия между людьми; | анонимность и замаскированность общения; |
адаптация к нормальным человеческим отношениям; | уход от реальной жизни в негативный виртуальный мир; |
обдуманный и осознанный выбор информации; | бесцельный Интернет-серфинг; |
положительное отношение к межличностной коммуникации; | страх перед возможными оскорблениями и домогательствами; |
быстрый и упрощенный вербальный и невербальный компонент общения; | возможные затруднения в эмоциональном невербальном общении; |
повышение социального статуса за счет межличностной коммуникации | неопределенность и неустойчивость социального статуса. |