Самооценка и потребностно-мотивационная сфера личности младших школьников

№105-1,

психологические науки

В статье представлено эмпирическое исследование таких личностных особенностей младших школьников первых и четвертых классов одной из школ г. Пензы, как самооценка, мотивы и потребности.

Похожие материалы

Для детей поступление в школу — это переход к новому образу жизни. В это время происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью, что отражается на развитии личности: у детей появляются новые потребности, мотивы деятельности, изменяется уровень рефлексии, происходят перемены в эмоциональной системе, формируются новообразования личности. Развитие личности происходит в процессе усвоения общественного опыта, норм и образцов поведения. Однако сущность этого процесса не сводится к их знанию и пониманию — необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться, Л. И. Божович считала необходимым изучать внутренний субъективный мир развития личности, то есть ту «психологическую почву», на которую падают воспитательные воздействия [1].

Цель исследования заключалась в практическом изучении особенностей развития личности младших школьников. Для диагностики уровня развития личности учащихся были использованы две методики: «Лесенка» (цель методики — выявление уровня самооценки) и «Три желания» (цель методики — выявление мотивов и потребностей личности).

Обе методики были проведены на обучающихся 1 «А», 1 «Б», 4 «А» и 4 «Б» классов одной из средних общеобразовательных школ г. Пензы. В процессе тестирования необходимо было установить особенности мотивационно-потребностной сферы младших школьников, сравнить уровень самооценки первоклассников и четвероклассников, их потребности и желания, сопоставить уровень самооценки и направленность желаний обучающихся параллельных классов, выявить взаимосвязь между уровнем самооценки и мотивационно-потребностной сферой младших школьников.

Рассмотрим результаты исследования по методике «Лесенка». В 1 «А» классе всего 21 ученик. Адекватная самооценка зафиксирована у 15 человек (71,4%), неадекватная — у 6 человек (28,6%). В 1 «Б» классе всего 19 учеников. Адекватная самооценка зафиксирована у 5 человек (26,3%), неадекватная — у 14 человек (73,7%). Итак, в 1 «А» классе у большинства детей адекватная самооценка, в 1 «Б» у большинства детей неадекватная самооценка (завышенная). Мы предполагаем, что различия в уровне самооценки учеников параллельных классов, скорее всего, связаны с личностью учителя, с его педагогическим стажем, стилем педагогического общения и личностными особенностями, так как на формирование самооценки младших школьников значительное влияние оказывает именно личность педагога. Так, в 1 «А» классе классным руководителем является опытный учитель, отличающийся требовательностью, педагогический стаж которого составляет более 45 лет, в 1 «Б» классе классным руководителем является молодой преподаватель, педагогический стаж которого — менее 2-х лет.

В 4 «А» классе всего 26 учеников. Среди них 16 человек (61,5%) имеют адекватную самооценку, 10 человек (38,5%) — неадекватную. В 4 «Б» классе учатся 25 человек. Адекватную самооценку имеют 19 человек (76%), а неадекватную (заниженную) — 6 человек (24%). Самооценка большинства обучающихся 4-х классов адекватная.

По данным психологов, заниженная самооценка среди детей младшего школьного возраста встречается довольно редко. Результаты исследования это подтверждают: среди 91 школьника заниженную самооценку имеют 20 человек, что составляет 22%. Однако завышенная самооценка была выявлена у меньшего количества обучающихся — у 16 человек, что составляет 17,6%.

Обратимся к результатам исследования по методике «Три желания». В 1 «А» классе альтруистическая и эгоистическая направленность желаний (желания «для себя и родных», «для себя и учителя» и т. п.) зафиксирована у 1 человека (4,8%), эгоистическая направленность желаний (желания «для себя») — у 20 человек (95,2%). В 1 «Б» желания альтруистической и эгоистической направленности указали 3 ребёнка (15,8%), эгоистической направленности — 16 детей (84,2%). Желаний альтруистической направленности (желания «для других») среди ответов первоклассников зафиксировано не было.

В 4 «А» классе желания альтруистической направленности указали 15 человек (57,7%), альтруистической и эгоистической направленности — 11 человек (42,3%). Желаний эгоистической направленности зафиксировано не было. В 4 «Б» классе желания альтруистической направленности встретились у 5 человек (20%), альтруистической и эгоистической направленности — у 4 человек (16%), эгоистической направленности — у 16 человек (64%). Можно сделать вывод: среди обучающихся 4-х классов желания альтруистической направленности преобладают. Выявлены различия в мотивационно-потребностной сфере между детьми 4 «А» и 4 «Б» классов. Так, ни один ребёнок из 4 «А» класса не указал все три желания эгоистической направленности, а в 4 «Б» таких детей оказалось 16, что составило большинство учеников класса (64%). Предположим, что в 4 «А» классе педагог уделяет больше внимания вопросам всеобщего благополучия, гуманности и т. п. Отметим, что строение методики ориентирует детей, прежде всего, на актуализацию собственных желаний, поэтому указание желаний «для других» свидетельствует о формировании потребности во благе других людей.

О. Молчанова отмечает, что в рамках методики «Три желания» первоклассники обычно говорят об игрушках, сладостях, а дети 3–4 класса — о путешествиях, о защите животных, слабых. Данное утверждение подтверждает проведённое исследование. Действительно, среди ответов первоклассников встречаются мечты в основном об игрушках, животных, волшебных предметах («хочу велосипед», «хочу увидеть единорога», «хочу настоящего миньона», «хочу много конфет и леденцов», «хочу палочку феи» и т. д). Часто (32,5% детей) первоклассники указывали в качестве желаний электронные устройства, дорогостоящие вещи и хотели стать обладателями большого количества денег («хочу планшет», «хочу машину ниву шеврале», «хочу гироскутер», «хочу много денег» и т. д.). Конечно, такие желания связаны с быстрым развитием технологий. Однако подобные желания среди четвероклассников встречались в 8 раз реже и были зафиксированы лишь у 2 человек из 51 обучающегося (4%).

Исследование подтвердило, что с возрастом потребности младших школьников изменяются как по содержанию, так и по направленности: происходит переход от личных потребностей к социальным. Так, желания обучающихся 4-х классов были в основном связаны с благополучием окружающих людей, животных («хочу, чтобы все жили в мире и согласии», «хочу, чтобы мои родители были всегда здоровыми», «хочу спасти больных людей», «хочу, чтобы люди не бросали мусор» и т. д.). Каждый третий четвероклассник указывал желания, связанные с общественной безопасностью («чтобы не было войны», «чтобы на всей Земле был мир», «чтоб Земля никогда не взорвалась» и т. п.). Возможно, опасения детей за мирную жизнь связаны с напряжёнными международными отношениями, которые освещают телеканалы и которые, конечно, становятся предметом обсуждений в семьях школьников. Заметим, что среди ответов обучающихся 4-х классов, как и среди ответов первоклассников, встречались желания, связанные с игрушками, животными, хорошей успеваемостью в школе («хочу лизун», «хочу собаку и шиншиллу», «хочу хорошо учиться» и т. д.), но сравнительно реже.

Ответ ребёнка «не знаю» на задание написать три заветных желания может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, так и об определенной закрытости по отношению ко взрослому. Среди первоклассников менее 3-х желаний указали лишь 2 человека из 40 обучающихся (5%), а среди школьников 4-го класса — 4 человека из 51 обучающегося (7,8%). Уровень самооценки у детей, указавших менее 3-х желаний, различный, поэтому нельзя говорить в данном случае о влиянии самооценки на мотивационно-потребностную сферу.

Отметим, что мотивационно-потребностная сфера младшего школьника не ограничивается учебными мотивами, которые встретились в ответах 21 ребёнка из 91 (23%). У детей много желаний, которые выходят за рамки школы, охватывая все сферы жизни (экономическую, духовную, социальную).

Итак, мы сравнили уровень самооценки обучающихся 1-х и 4-х классов. Среди 40 первоклассников 20 человек (50%) имеют адекватную самооценку, 20 человек (50%) — неадекватную. Среди 51 четвероклассника 35 человек (68,6%) имеют адекватную самооценку, 16 человек (31,4%) — неадекватную. Таким образом, можно сделать вывод: чем старше младший школьник, тем более адекватна его самооценка. Это связано тем, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление рефлексии.

Существует ли зависимость между уровнем самооценки и мотивационно-потребностной сферой младших школьников? Определённой зависимости между мотивационно-потребностной сферой и уровнем самооценки мы не установили, так как дети и с завышенной, и с адекватной, и с заниженной самооценкой писали о желании хорошо учиться, иметь животных, о благополучии окружающих людей, о материальных ценностях и т. д.

Таким образом, проведённое эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Различия между уровнем самооценки и направленностью желаний обучающихся параллельных классов предположительно связаны с особенностями личности классных руководителей;
  2. Чем старше младший школьник, тем более адекватна его самооценка;
  3. Мотивационно-потребностная сфера младших школьников с возрастом изменяется: желания первоклассников в основном личностно ориентированы, а желания четвероклассников в большинстве случаев социально ориентированы;
  4. Не наблюдается отчётливой зависимости между уровнем самооценки и мотивационно-потребностной сферой младших школьников.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 349 с.
  2. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012 — 526, [2] с.
  3. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. — М.: «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2007. — 159 с.
  4. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993. — 100 с.
  5. Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. — 219 с.
  6. Кухтерина Г. В, Е. А. Кукуев. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 180 с.
  7. http://uchitelya.com/pedagogika/139363-metodika-lesenka-vg-schur.html