Факторы и особенности развития мирового рынка услуг

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются основные факторы, способствующие развитию мирового рынка услуг и особенности, которые отличают данный рынок в настоящее время.

Ключевые слова

РОССИЯ, ВТО, МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ, УСЛУГИ, МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ УСДУГАМИ, ГАТС

Текст научной работы

Мировой рынок услуг — важное явление международных экономических отношений в настоящее время, несмотря на его нахождение на стадии активного создания, которое протекает быстрыми темпами. Именно в последние годы происходит значительное расширение масштабов и разносторонности мировой торговли услугами: доля услуг занимает более одной четвертой части всего мирового торгового оборота, к началу двадцать первого века она достигла почти два триллиона долларов.

Отметим тот факт, что во внешнеторговом обороте темпы роста объема услуг примерно в полтора раза выше, чем темпы роста объема физических товаров. Мировая торговля услугами имеет огромный потенциал. Следуя оценкам экспертов, сейчас в международный оборот включено только около семи процентов мирового производства услуг.

Рассмотрим современное состояние мирового рынка услуг.

Участие разных стран на мировом рынке услуг имеет различия в масштабах экспорта и импорта услуг, а также в их структуре и динамике. Не стоит забывать и о сложности и несовершенстве учета статистики мировой торговли услугами. По мнению специалистов, объемы международной торговли услугами занижены на 40–50 процентов. Во многом это может быть объяснено тем, что в статистике некоторые разновидности услуг включаются в экспорт и импорт физических товаров. Кроме того, могут в недостаточной степени учитываться посреднические услуги, которые выполняются на территории других стран, а многие международные операции с услугами, особенно между подразделениями разных фирм, часто вовсе оказаны неучтенными в платежном балансе. До начала девяностых годов прошлого века некоторые страны с переходной экономикой практически не рассчитывали данные о торговле услугами, а способы учета различных статей услуг имели значительные различия в разных странах.

Если раньше появление новых услуг определялось в большей степени спросом потребителей, то теперь, согласно экспертным оценкам, 50–80 процентов прироста услуг в развитых странах обеспечивается спросом со стороны производителей. Расходы на услуги образовали значительную статью издержек производства компаний из совершенно различных отраслей. За первые десять лет двадцать первого века торговля услугами выросла в 3 раза, достигнув в 2011 году почти двух триллионов долларов. В последние годы рост не так велик, однако он не останавливается. С 2008 года по 2011 год торговля услугами выросла на 18,75%, составив 300 миллиардов долларов США.

В настоящее время международная торговля услугами проходит в большей мере между развитыми странами и отличается достаточно высокой степенью концентрации, однако в первом десятилетии двадцать первого века существовала тенденция к понижению доли развитых стран в международном обмене услугами. Таким образом, если в середине девяностых годов развитые страны занимали около семидесяти процентов экспорта и импорта услуг, то к 2010 году на их долю приходилось уже около пятидесяти процентов. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды в качестве крупнейших экспортеров услуг, а также Германия, Япония, Италия в качестве крупнейших импортеров.

Среди развивающихся стран на мировом рынке услуг выделяют три группы государств. Первую группу составляют новые индустриальные страны, в основном из Азии. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке торговли услугами, увеличив за два последних десятилетия ее объемы больше чем в 6 раз.

Во вторую группу включены страны, для которых производство услуг является основным направлением экономического развития. В третьей группе находятся наименее развитые страны, экспортирующие на мировой рынок в большей части сырье. Их доля на мировом рынке услуг составляет менее 10%.

Для стран Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, характерно превышение импорта услуг над экспортом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Явление быстрого расширения международной торговли услугами обычно объясняют действием некоторых условий и факторов.

Во-первых, единое условие, которое определяет масштабы, структуру, тенденции и динамику развития мирового рынка услуг — это быстрое развитие самой сферы услуг во всех развитых странах и ее частей в большинстве стран.

Во-вторых, экономический рост в большинстве стран мира, проходивший в конце двадцатого века, стал причиной возрастания темпов роста экономики, деловой активности, производительности труда, уровня доходов компаний, платежеспособности населения, росту социального сектора экономики.

Большое влияние на развитие сферы услуг имеют экономические и маркетинговые факторы. С возрастанием уровня доходов населения увеличивается доля сферы услуг в государственной экономике. Повышение уровня благосостояния разных групп населения порождает и повышает спрос на услуги, облегчающие обыденную работу, расширяющие количество свободного времени. Повышается спрос на различные развлекательные услуги.

В последнее время наблюдается тенденция к индивидуализации услуг, и, в следствие этого, маркетинг услуг применяется в работе с более узкими сегментами. Более того, происходит усложнение общественной структуры, возрастание числа социальных групп, и это порождает новые запросы потребителей. Это вызывает многочисленные изменения в структуре услуг.

Активный стиль обычной и деловой жизни людей породил не только большой рост спроса на услуги, которые уже существовали и были включены в мировой оборот, но и увеличение ассортимента новых услуг.

В-третьих, активно проходящий процесс глобализации является сильным фактором развития мирового рынка услуг, он способствует как усилению специализации государств, так и расширению возможностей и форм торговли услугами.

В-четвертых, важную роль в развитии мирового рынка торговли услугами имеет научно-технический прогресс. Он привел к некоторым последствиям.

Революционные изменения технологий в средствах связи и в транспортной сфере сделали товарами целый ряд так называемых нефакторных услуг. Быстрое понижение транспортных издержек повысило уровень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств коммуникации создало возможность отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;

Другим следствием научно-технического процесса является увеличение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информации. Это повлекло за собой создание новых форм торговли услугами. Например, международный коммерческий обмене информацией, при котором базы данных являются объектом внешней торговли, или компании поддерживают контакт со своими филиалами в других странах.

На сегодняшний день существует тенденция передачи промышленными предприятиями функций своих поддерживающих отделов другим профильным фирмам. Это явление стало называться аутсорсингом. Есть несколько причин этой тенденции.

Первая причина — во многих секторах индустриального производства сильно повысилась цикличность, это привело к значительному понижению эффективности вспомогательных отделов.

Вторая причина — нацеленность профильных фирм на предприятии-заказчике, вследствие чего работа идет эффективнее. Третья причина — профильная фирма, предлагающая услуги сервиса, более мотивирована в условиях конкурентной борьбы. Еще одной причиной является то, что персонал профильных компаний более опытен в своей специализации и имеет больше навыков. Кроме того, специализированная компания подвержена финансовой ответственности за качество своей работы.

Мировой рынок услуг имеет свои особенности развития, обусловленные спецификой различных видов услуг.

Рынок услуг обычно рассматривается как пространство обмена услугами, являющихся результатом работы фирм непроизводственного сектора. Рынок услуг неразрывен рынком товаров, он является одним из его видов, который развивается в рамках единых законов рыночной экономики и подчиняется этим правилам. Но рынок услуг имеет ряд характерных черт, которые обуславливают особенности его развития и функционирования, рассмотрим их подробнее.

Рынок услуг обладает более высокой динамичностью процессов, так как целью предложения услуг является удовлетворение потребностей людей. Также он более сегментирован по территориальному признаку, ведь такие характеристики, как форма предоставления услуг, спрос на них, условия функционирования фирм, предлагающих свои услуги часто зависят от характеристик территории, которая охвачена рынком.

Рынок услуг имеет более короткий цикл производства, что ведет к более высокой скорости оборота капитала. Также для рынка услуг характерна более высокая чувствительность к изменению конъюнктуры рынка, ведь услуги невозможно хранить, складировать или транспортировать. Производство и потребление большинства услуг чаще всего происходит в одном пространстве.

Малые и средние предприятия, производящие услуги, имеют большую мобильность и имеют возможности для быстрого реагирования на изменения конъюнктуры.

Контакт производителя услуг и потребителя ведет к созданию условий расширения коммуникации, а также повышает требования к квалификации, этике, опыту.

Большая степень дифференциации услуг рассматривается как один из важнейших стимулов к инновационной деятельности, так как сложная структура спроса ведет к созданию новых, необычных услуг. Поиск таких услуг приобретает постоянный характер и получает все большее развитие по мере удовлетворения спроса на рынке.

Рассмотрим же торговлю услугами на международном уровне. Определяя международную торговлю услугами как особую форму международный хозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и потребителями разных государств, специалисты выделяют ее специфические черты.

Во-первых, международная торговля услугами тесно связана с торговлей физическими товарами. Как правило, купля и продажа физических товаров приводит возникновению ряда услуг: транспортных, финансовых, маркетинговых, страховых, сервисных. И чем технически сложнее и дороже физический товар, тем объемнее набор услуг, которые связаны с его созданием и продвижением. Кроме того, торговля услугами активно способствует продвижению физических товаров на мировом рынке: маркетинговые изучения рынка и анализ, поддержка финансами и информацией, усовершенствование транспортного обслуживания и прочие услуги помогают в продаже физических товаров и увеличивают эффективность от продаж. Таким образом, если раньше обычные физические товары влекли за собой услуги, то сейчас в условиях сильнейшей конкуренции на мировом рынке товаров их продвижение на мировой рынок происходит с помощью услуг.

Во-вторых, благодаря своим особенностям, не каждая услуга может стать объектом внешней торговли. По критерию возможного участия в международной торговле все услуги подразделяются на три группы.

Первая группа — это услуги, могущие стать объектом внешней торговли. К таким услугам относятся, к примеру, транспортные услуги, которые появились еще три с половиной тысячи лет назад, или туризм, страховые и банковские услуги, возникшие две с половиной тысячи лет назад.

Вторая группа — это услуги, которые из-за своих особенностей не могут быть предложены на мировом рынке. Обычно к ним относятся коммунальные услуги, некоторые бытовые услуги. Стоит отметить, что список таких услуг уменьшается.

И третья группа — это услуги, которые могут стать, а могут и не стать объектом торговли на внешних рынках. К ним относится большая часть услуг. Список таких услуг растет вместе с научно-техническим прогрессом. Так, возрастает присутствие услуг здравоохранения, питания, услуг, связанных с культурой на мировом рынке.

В-третьих, международный обмен услугами в большей степени, более защищен государством, чем торговля физическими товарами. Правительства многих государств имеют мнение, что крупный ввоз услуг может угрожать безопасности и независимости. Поэтому международная торговля услугами регулируется со стороны страны жестче.

Международная торговля услугами более монополизирована. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании владеют более чем 70 процентами рынка. Каждая из шести самых крупных аудиторских компаний в мире имеет свои филиалы более чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли составляет 30%.

Также международная торговля услугами является более диверсифицированной, чем торговля товарами. В процессе расширения находится объем купли-продажи целых пакетов услуг, в результате этого снижаются риски от операций, которые совершаются.

Кроме того, как уже выяснено, услуги сильно отличаются от физических товаров, это тоже отражается на процессе международной торговли и на технологии ее протекания. Поэтому специалисты выделяют четыре способа торговли услугами на мировом рынке.

Первый способ — это трансграничная торговля, означающая, что продавец и потребитель услуги не пересекают черту границы, граница пересекается лишь услугой. Этот способ сильно приближен к торговле физическими товарами на мировом рынке: к примеру, осуществление юридической консультации из-за рубежа через телефонную связь, или дистанционное образование, получаемое из-за границы.

Второй способ — это потребление услуги за границей, при котором покупатель из одного государства покупает услугу на территории другого государства. Здесь отличие от торговли физическими товарами в том, что услуга и ее продавец не пересекают границу, но она пересекается потребителем услуги, например, когда студент выезжает в другую страну на учебу или лечение.

Третий способ — коммерческое присутствие в государстве предоставления услуги. При таком способе компания, предлагающая услугу, пересекает границу и открывает филиал или дочернюю фирму, осуществляя предложение услуги через нее. Граница не пересекается ни самой услугой, ни ее потребителем.

Четвертый способ — присутствие физических лиц, предлагающих услугу. В этом случае смысл услуги в том, что это деятельность человека, пересекающего границу и приезжающего в страну, где живет его потребитель, к примеру, когда в страну приезжает архитектор из другого государства.

Читайте также

Цитировать

Лунько, М.Е. Факторы и особенности развития мирового рынка услуг / М.Е. Лунько. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2133 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться