Тесты в вузе как форма обучения вдумчивому чтению

NovaInfo 44, с.295-300, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В статье описан вид контроля-обучения, осуществляемый в виде выполнения тестовых заданий, требующих вдумчивого чтения фрагментов первоисточников по языкознанию. Материалы статьи могут быть полезны филологам-преподавателям вуза.

Ключевые слова

ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ДИАГНОСТИКА, КОНТРОЛЬ, ТЕСТ

Текст научной работы

Контроль и проверка является общепризнанным необходимым элементом обучения. Модернизация образования в России, начавшаяся в связи с распространением Болонской декларации, вызвало активное использование тестирования, признанное на международном уровне эффективной формой диагностики знаний [2; 3].

Сегодня тестирование очень активно используется как в школе, так и в высшем учебном заведении, напр., у студентов по конкретной учебной дисциплине на коллоквиуме, зачете или экзамене.

Однако тестирование имеет существенные недостатки, в частности:

  1. жесткое ограничение времени выполнения тестов мешает определению испытуемых, работающих хотя и медленно, но все-таки качественно;
  2. случайный выбор ответа, напр., путем исключения или наугад.

Предметом данного исследования является тестирование не только как вид текущего контроля (диагностики) усвоения отдельных тем и разделов, но и как вид обучения студентов филологического факультета педагогического вуза на практических занятиях, при котором исчезают недостатки обычных тестов, что и обусловливает актуальность данного исследования.

В данной статье мы опишем вид контроля-обучения, осуществляемый в виде выполнения тестовых заданий, в частности, на практических занятиях по теме «Учение Ф. де Соссюра о языке как теоретическая база основных направлений структурализма» курса «История лингвистических учений», дающий возможность не только диагностировать уровень и структуру знаний обучающегося, но и развивает умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли.

Нами разработаны тесты к разделам и темам учебной дисциплины «История лингвистических учений», соответствующие требованиям ФГОС и учебной рабочей программы дисциплины [6].

Так, по теме «Учение Ф. де Соссюра о языке как теоретическая база основных направлений структурализма» традиционно предлагаются для изучения следующие разделы: «Речевая деятельность: язык ↔ речь»; «Язык как знаковая система»; «Понятие ценности (значимости) лингвистического знака», «Внешняя и внутренняя лингвистика», «Синхрония и диахрония».

В наш сборник включены простые тесты, для выявления знания какого-либо термина, определения, имени лингвиста или названия работы. Ср., напр., следующие тесты (все тесты, приведенные далее в статье, содержат правильный ответ в первой строке, в сборнике же ответы даются случайным образом):

  1. В «Курсе общей лингвистики» противопоставления (напр., языка и речи и др.) Ф. де Соссюр называет:
    1. дихотомией (< греч. dicha ‘надвое’; tomē ‘режу, сечение’);
    2. диахронией (< греч. dia ‘надвое’; chronos ‘время’);
    3. диграфом (< греч. di ‘дважды’; gráphō ‘пишу’);
    4. дифтонгом (< греч. díphthongos ‘двугласный’).
  2. Как называется важнейшая работа Фердинанда де Соссюра (Saussure) (1857-1913):
    1. «Курс общей лингвистики»;
    2. «Лингвистика»;
    3. «Немецкая грамматика»;
    4. «Семиотика»?
  3. В каком году вышел «Курс общей лингвистики» («Cours de linguistique générale») Ф. де Соссюра:
    1. 1916;
    2. 1910;
    3. 1900?

Приведенные тесты стандартизованной закрытой формы с 3-6 готовыми ответами (что не превышает оптимального [1]), с одним только правильным, являются контролирующими.

Но более эффективными, на наш взгляд, в учебной деятельности могут стать другие тестовые задания, включающие в себе элементы не только контроля, но и рассуждения, критического анализа.

Содержание таких тестов обусловлено спецификой учебной дисциплины, предполагающей знакомство студентов с первоисточниками, поэтому в списке литературы для подготовки занятию дается не только основная и дополнительная литература (учебники для вузов, монографии, статьи из журналов), но и научные работы Ф. де Соссюра [4; 5].

Традиционно в вузовском обучении требуется конспектирование или подготовка тезисов работ изучаемого лингвистов или реферата. По теме, описываемой в данной статье, студенты должны познакомиться с главной работой швейцарского ученого-языковеда Фердинанда де Соссюра (Saussure) (1857-1913) — «Курс общей лингвистики» (представлен в извлечениях в хрестоматии [5]).

Но такую деятельность трудно признать продуктивной, поскольку косвенно поощряется лишь пересказ, устное воспроизведение идей языковеда.

Настоящее знание же работ этого выдающегося ученого предполагает понимание их, а выяснить у студента, понимает ли он их, является длительным и трудоемким процессом.

Поэтому мы предлагаем использовать такие письменные тесты, в заданиях которых требуется проанализировать небольшие, но важные и (или) трудные фрагменты из работы Ф. де Соссюра [4; 5].

Именно такие тесты, направленные на развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению научного текста, потребуют от студента размышления, умственной деятельности. Кроме этого, студенты почувствуют этот научный язык, язык выдающегося ученого-лингвиста. В частности, в таких тестовых заданиях мы предлагаем:

  1. восстановить пропущенные фрагменты из цитаты Ф. де Соссюра. Ср. примеры следующих тестов:
    1. По Ф. де Соссюру, «Язык существует в коллективе как совокупность отпечатков, имеющихся у каждого в голове… В речи нет ничего коллективного: проявление ее индивидуальны и мгновенны». Следовательно, «разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем: 1) от индивидуального; 2) от побочного и более или менее случайного» Попробуйте вставить пропущенные слова:
      1. социальное; существенное.
      2. абстрактное; отвлеченное.
    2. Укажите слово, пропущенное на месте многоточия в следующей фразе Ф. де Соссюра: «Язык есть система чистых , ничем не определяемая, кроме как наличным составом членов, входящих в ее состав»:
      1. ценностей;
      2. идей;
      3. понятий.
    3. С чем Ф. де Соссюр сравнивает язык в следующей фразе (укажите пропущенные на месте многоточия слова): «Язык есть система, которая подчиняется лишь своему собственному порядку. Уяснению этого может помочь сравнение с … …, где довольно легко отличить, что является внешним, а что внутренним. То, что эта игра пришла в Европу из Персии, есть факт внешнего порядка, внутренним является все то, что касается системы и правил игры. Если я фигуры из дерева заменю фигурами из слоновой кости, то такая замена будет безразлична для системы, но, если я уменьшу или увеличу количество фигур, такая перемена глубоко затронет грамматику игры”»:
      1. с игрой в шахматы»;
      2. с солнечной системой»;
      3. с живым организмом»?
  2. дополнить незаконченную фразу Ф. де Соссюра, напр., в таких тестах:
    1. Закончите мысль Ф. де Соссюра: «Связь, соединяющая означающее с означаемым, произвольна, поскольку под знаком мы понимаем целое, возникающее в результате ассоциации некоторого означающего с некоторым означаемым, то эту же мысль мы может выразить проще… :
      1. языковой знак произволен»;
      2. языковой знак обусловлен»;
      3. языковой знак мотивирован».
    2. Закончите хрестоматийное определение языка из «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра: «В языке нет ничего, кроме…:
      1. различий»;
      2. звуков и грамматических правил»;
      3. предложений»;
      4. фонем, морфем, слов и предложений»;
      5. звуков и значений»;
      6. звуков и понятий».

Есть тесты, где нет цитаты Соссюра, но требуется встать на позицию автора, взглянуть, понять текст под его углом зрения. Ср., напр., следующий тест:

  1. Русское мн. число является членом двоичного противопоставления (ед. ↔ мн.), а не троичного (ед. ↔ дв. ↔ мн.), как, напр., в старославянском. Следовательно, по Ф. де Соссюру, русское мн. число отличается от старославянского:
    1. своей ценностью;
    2. грамматической категорией;
    3. своим значением.

Описанные нами тесты выполняются:

  1. под руководством преподавателя;
  2. с установкой тесной обратной связи между студентами и преподавателем.

Думается, что основным достоинством предлагаемой нами формы тестирования является возникновение в ходе выполнения вдумчивого чтения, предполагающего и способствующего активному восприятию и критическому анализу первоисточника.

Считаем также, что именно такое построение тестов в большей степени будет способствовать выработке умений:

  • выделять причинно-следственных связи;
  • умений рассуждать и наблюдать;
  • умений проводить аналогии и сопоставления;
  • умений строить выводы;

а также будет способствовать:

  • устранению монотонности деятельности;
  • формированию логического мышления;
  • получению нового знания (интерпретации).

Таким образом, тестирование как система заданий, обычно используемое для качественного и эффективного определения уровня подготовленности тестируемого, может также в результате вдумчивого чтения способствовать активному восприятию и критическому осмыслению первоисточника, т.е. активизации мыслительной деятельности студентов и эффективному, результативному их обучению, следствием чего является получение новой интерпретации, понимания, нового знания.

Читайте также

Список литературы

  1. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля : Автореф. д-ра пед. наук / Санкт-Петербургский гос. ун-т. – СПб.: Питер, 2001. – 32 с.
  2. Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 85–98.
  3. Сиверук А.И. Тест в педагогических технологиях // Школьные технологии. – 2005. – № 2. – С. 163–169.
  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистки // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Под ред. А.А. Холодовича. – М. : Прогресс, 1977. – С. 31–274.
  5. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистки (извлечения) // История языкознания ХIХ и ХХ вв. в очерках и извлечениях / Сост. В.А. Звегинцев. Ч. 1. – М.: Учпедгиз Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. – С. 327–363.
  6. Твердохлеб О.Г. История лингвистических учений: тестовые задания. – Оренбург: Копицентр, 2016. – 70 с.

Цитировать

Твердохлеб, О.Г. Тесты в вузе как форма обучения вдумчивому чтению / О.Г. Твердохлеб. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 295-300. — URL: https://novainfo.ru/article/5477 (дата обращения: 05.06.2023).

Поделиться