Контроль и проверка является общепризнанным необходимым элементом обучения. Модернизация образования в России, начавшаяся в связи с распространением Болонской декларации, вызвало активное использование тестирования, признанное на международном уровне эффективной формой диагностики знаний [2; 3].
Сегодня тестирование очень активно используется как в школе, так и в высшем учебном заведении, напр., у студентов по конкретной учебной дисциплине на коллоквиуме, зачете или экзамене.
Однако тестирование имеет существенные недостатки, в частности:
- жесткое ограничение времени выполнения тестов мешает определению испытуемых, работающих хотя и медленно, но все-таки качественно;
- случайный выбор ответа, напр., путем исключения или наугад.
Предметом данного исследования является тестирование не только как вид текущего контроля (диагностики) усвоения отдельных тем и разделов, но и как вид обучения студентов филологического факультета педагогического вуза на практических занятиях, при котором исчезают недостатки обычных тестов, что и обусловливает актуальность данного исследования.
В данной статье мы опишем вид контроля-обучения, осуществляемый в виде выполнения тестовых заданий, в частности, на практических занятиях по теме «Учение Ф. де Соссюра о языке как теоретическая база основных направлений структурализма» курса «История лингвистических учений», дающий возможность не только диагностировать уровень и структуру знаний обучающегося, но и развивает умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли.
Нами разработаны тесты к разделам и темам учебной дисциплины «История лингвистических учений», соответствующие требованиям ФГОС и учебной рабочей программы дисциплины [6].
Так, по теме «Учение Ф. де Соссюра о языке как теоретическая база основных направлений структурализма» традиционно предлагаются для изучения следующие разделы: «Речевая деятельность: язык ↔ речь»; «Язык как знаковая система»; «Понятие ценности (значимости) лингвистического знака», «Внешняя и внутренняя лингвистика», «Синхрония и диахрония».
В наш сборник включены простые тесты, для выявления знания какого-либо термина, определения, имени лингвиста или названия работы. Ср., напр., следующие тесты (все тесты, приведенные далее в статье, содержат правильный ответ в первой строке, в сборнике же ответы даются случайным образом):
- В «Курсе общей лингвистики» противопоставления (напр., языка и речи и др.) Ф. де Соссюр называет:
- дихотомией (< греч. dicha ‘надвое’; tomē ‘режу, сечение’);
- диахронией (< греч. dia ‘надвое’; chronos ‘время’);
- диграфом (< греч. di ‘дважды’; gráphō ‘пишу’);
- дифтонгом (< греч. díphthongos ‘двугласный’).
- Как называется важнейшая работа Фердинанда де Соссюра (Saussure) (1857-1913):
- «Курс общей лингвистики»;
- «Лингвистика»;
- «Немецкая грамматика»;
- «Семиотика»?
- В каком году вышел «Курс общей лингвистики» («Cours de linguistique générale») Ф. де Соссюра:
- 1916;
- 1910;
- 1900?
Приведенные тесты стандартизованной закрытой формы с 3-6 готовыми ответами (что не превышает оптимального [1]), с одним только правильным, являются контролирующими.
Но более эффективными, на наш взгляд, в учебной деятельности могут стать другие тестовые задания, включающие в себе элементы не только контроля, но и рассуждения, критического анализа.
Содержание таких тестов обусловлено спецификой учебной дисциплины, предполагающей знакомство студентов с первоисточниками, поэтому в списке литературы для подготовки занятию дается не только основная и дополнительная литература (учебники для вузов, монографии, статьи из журналов), но и научные работы Ф. де Соссюра [4; 5].
Традиционно в вузовском обучении требуется конспектирование или подготовка тезисов работ изучаемого лингвистов или реферата. По теме, описываемой в данной статье, студенты должны познакомиться с главной работой швейцарского ученого-языковеда Фердинанда де Соссюра (Saussure) (1857-1913) — «Курс общей лингвистики» (представлен в извлечениях в хрестоматии [5]).
Но такую деятельность трудно признать продуктивной, поскольку косвенно поощряется лишь пересказ, устное воспроизведение идей языковеда.
Настоящее знание же работ этого выдающегося ученого предполагает понимание их, а выяснить у студента, понимает ли он их, является длительным и трудоемким процессом.
Поэтому мы предлагаем использовать такие письменные тесты, в заданиях которых требуется проанализировать небольшие, но важные и (или) трудные фрагменты из работы Ф. де Соссюра [4; 5].
Именно такие тесты, направленные на развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению научного текста, потребуют от студента размышления, умственной деятельности. Кроме этого, студенты почувствуют этот научный язык, язык выдающегося ученого-лингвиста. В частности, в таких тестовых заданиях мы предлагаем:
-
восстановить пропущенные фрагменты из цитаты Ф. де Соссюра. Ср. примеры следующих тестов:
- По Ф. де Соссюру, «Язык существует в коллективе как совокупность отпечатков, имеющихся у каждого в голове… В речи нет ничего коллективного: проявление ее индивидуальны и мгновенны». Следовательно, «разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем: 1) … от индивидуального; 2) … от побочного и более или менее случайного» Попробуйте вставить пропущенные слова:
- социальное; существенное.
- абстрактное; отвлеченное.
- Укажите слово, пропущенное на месте многоточия в следующей фразе Ф. де Соссюра: «Язык есть система чистых …, ничем не определяемая, кроме как наличным составом членов, входящих в ее состав»:
- ценностей;
- идей;
- понятий.
- С чем Ф. де Соссюр сравнивает язык в следующей фразе (укажите пропущенные на месте многоточия слова): «Язык есть система, которая подчиняется лишь своему собственному порядку. Уяснению этого может помочь сравнение с … …, где довольно легко отличить, что является внешним, а что внутренним. То, что эта игра пришла в Европу из Персии, есть факт внешнего порядка, внутренним является все то, что касается системы и правил игры. Если я фигуры из дерева заменю фигурами из слоновой кости, то такая замена будет безразлична для системы, но, если я уменьшу или увеличу количество фигур, такая перемена глубоко затронет “грамматику игры”»:
- с игрой в шахматы»;
- с солнечной системой»;
- с живым организмом»?
- По Ф. де Соссюру, «Язык существует в коллективе как совокупность отпечатков, имеющихся у каждого в голове… В речи нет ничего коллективного: проявление ее индивидуальны и мгновенны». Следовательно, «разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем: 1) … от индивидуального; 2) … от побочного и более или менее случайного» Попробуйте вставить пропущенные слова:
-
дополнить незаконченную фразу Ф. де Соссюра, напр., в таких тестах:
- Закончите мысль Ф. де Соссюра: «Связь, соединяющая означающее с означаемым, произвольна, поскольку под знаком мы понимаем целое, возникающее в результате ассоциации некоторого означающего с некоторым означаемым, то эту же мысль мы может выразить проще… :
- …языковой знак произволен»;
- …языковой знак обусловлен»;
- …языковой знак мотивирован».
- Закончите хрестоматийное определение языка из «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра: «В языке нет ничего, кроме…:
- …различий»;
- …звуков и грамматических правил»;
- …предложений»;
- …фонем, морфем, слов и предложений»;
- …звуков и значений»;
- …звуков и понятий».
- Закончите мысль Ф. де Соссюра: «Связь, соединяющая означающее с означаемым, произвольна, поскольку под знаком мы понимаем целое, возникающее в результате ассоциации некоторого означающего с некоторым означаемым, то эту же мысль мы может выразить проще… :
Есть тесты, где нет цитаты Соссюра, но требуется встать на позицию автора, взглянуть, понять текст под его углом зрения. Ср., напр., следующий тест:
- Русское мн. число является членом двоичного противопоставления (ед. ↔ мн.), а не троичного (ед. ↔ дв. ↔ мн.), как, напр., в старославянском. Следовательно, по Ф. де Соссюру, русское мн. число отличается от старославянского:
- своей ценностью;
- грамматической категорией;
- своим значением.
Описанные нами тесты выполняются:
- под руководством преподавателя;
- с установкой тесной обратной связи между студентами и преподавателем.
Думается, что основным достоинством предлагаемой нами формы тестирования является возникновение в ходе выполнения вдумчивого чтения, предполагающего и способствующего активному восприятию и критическому анализу первоисточника.
Считаем также, что именно такое построение тестов в большей степени будет способствовать выработке умений:
- выделять причинно-следственных связи;
- умений рассуждать и наблюдать;
- умений проводить аналогии и сопоставления;
- умений строить выводы;
а также будет способствовать:
- устранению монотонности деятельности;
- формированию логического мышления;
- получению нового знания (интерпретации).
Таким образом, тестирование как система заданий, обычно используемое для качественного и эффективного определения уровня подготовленности тестируемого, может также в результате вдумчивого чтения способствовать активному восприятию и критическому осмыслению первоисточника, т.е. активизации мыслительной деятельности студентов и эффективному, результативному их обучению, следствием чего является получение новой интерпретации, понимания, нового знания.