Диагностика математической подготовки учащихся

№54-1,

Педагогические науки

Статья посвящена некоторым аспектам диагностики математической подготовки школьников как средства развития их учебной мотивации.

Похожие материалы

На сегодняшний день изучение основных положений математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем педагогической науки. В последнее время данная проблема приобрела новое звучание в связи с распространением в педагогической практике такого нормативного подхода в оценке эффективности образовательного процесса, при котором возникает опасность выдвижения на передний план внешних мотивационных механизмов и, соответственно, недооценки роли личности самого учащегося в процессе обучения и развития. Из сказанного вытекает необходимость пересмотра роли и места диагностики во всей образовательной системе.

Обычно диагностику используют только как инструмент осуществления «обратной связи», как средство обеспечения заданного уровня овладения учебным материалом. В связи с этим перед учителем встает проблема создания психолого-педагогических условий процесса организации диагностирующих процедур по математике, способствующих развитию учебной мотивации школьников.

Совершенствование различных этапов диагностики требует новых подходов и средств положительного влияния на развитие мотивов учения. Возможности диагностики математической подготовки школьников как средства мотивации учения недостаточно выявлены. Поэтому проблема повышения мотивации учения в ходе организации контрольных процедур представляется весьма актуальной, учитывая изменения, происходящие в системе образования.

Диагностика – наука, изучающая методы и принципы исследования процессов и измерения характеристик состояния объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы [2].

Для классификации видов диагностики используются разные критерии. В зависимости от цели контроль может быть констатирующим или корректирующим. В зависимости от частоты проведения контроль бывает систематическим, эпизодическим, пооперационным и по конечному результату. Контроль может осуществляться в разных формах: внешней и внутренней (умственной).

В зависимости от видов учебной работы различают методы диагностики: устный опрос, письменный опрос, практическая работа.

В школьной практике существует несколько традиционных и нетрадиционных способов диагностики математической подготовки школьников. К традиционным способам относятся: математический диктант, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, лабораторная работа, устный зачет по изученной теме, классический устный опрос у доски, экзамен, домашняя работа.

Диагностика математических знаний школьников связана с развитием их учебной мотивации. Их взаимное влияние заключается в поуровневом соотнесении содержания диагностических процедур и связанных с ними мотивационных факторов.

Все мотивационные факторы, способствующие эффективности диагностики знаний и умений учащихся, можно разделить на три группы:

  1. базовые механизмы развития учебной мотивации в ходе диагностики;
  2. основные средства, обеспечивающие функционирование этих механизмов;
  3. основные условия такого функционирования.

В. П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения учебной информации [1].

Первый уровень – узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства).

Второй уровень – воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии).

Третий уровень – применение, продуктивное действие – поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки).

Четвёртый уровень – творчество, творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-трансформации).

Соотнесем содержание диагностических процедур по математике и связанных с ними мотивационных факторов.

Уровень узнавания включает задания на построение алгоритмических предписаний, задания с направлением способа действия. На этом уровне обучающиеся чувствуют себя комфортно, планируют свою работу, обнаруживая в процессе её выполнения прилежание, настойчивость и старание. Но чрезмерное увлечение заданий подобного типа часто затормаживает совершенствование мотивационной сферы учащихся, так как оказывает негативное влияние на реализацию поисковых процессов.

Уровень воспроизведения включает задания, подобранные с учетом того, что школьники, усвоив основные понятия и теоремы изучаемой темы, могут выделить распознать их из числа других. В ходе распознавания учащиеся не просто выделяют объекты с присущими им свойствами или признаками, а осуществляют самостоятельное целеполагание. Процесс выделения конкретного объекта из множества, упор на взаимосвязи, определяющие последовательную реализацию рассуждений, запускает у учащегося механизм предвосхищения результата, что задает ориентир для последующей актуализации и развития его учебной мотивации.

Уровень применения предполагает восстановление компонентов задания, восстановление исходной части задания по результату, выявление зависимости результата от изменений условия задания; на основе нескольких типичных примеров предполагается выяснить закономерности их решения и вывести общие формулы либо правила их решения. В ходе данной работы учащийся не просто перебирает различные варианты действий, а апробирует отдельные ходы и процедуры, строит модель будущего решения, постоянно соотнося её с исходными параметрами. Обобщённые способы деятельности позволяют, в свою очередь, существенно расширить «поле восприятия информации» учащегося и соответствующий ему диапазон выбираемых направлений мыслительного поиска, одновременно повышая вероятность успеха при его реализации.

Творческий уровень включает задания, решение которых предполагает самостоятельный, неалгоритмический поиск решения. При решении данного типа задач в ходе осознания противоречия между сложившейся системой предметных знаний и способов действий и невозможностью их непосредственного использования в специально созданных условиях актуализируются новые потребности и мотивы. Само же разрешение проблемной ситуации, представляющее собой акт творческого поиска, становится в этом случае «настоящим вызовом интеллекту, приучает учащихся к напряжённой мыслительной работе, которая затем компенсируется радостью открытия.

Диагностика математической подготовки школьников и рейтинговые оценки могут быть выполнены по методике В. Е. Сосонко [4 ].

Таблица 1

Контролируемая деятельность

Контролируемая направленность

основных действий учащегося

Рекомендуемый диапазон оценочных показателей

1. Перцептивно-эмоциональная

Непосредственное восприятие

-

2. Перцептивно-опознающая

Запоминание образа

до 1

3. Перцептивно-селектирующая

Классификация запоминаемых образов

до 1,5

4. Перцепттивно-аналитическая

Выделение особенностей воспринимаемого

до 2

5. Перцептивно-синтезирующая

Формирование обобщенного представления

до 2,5

6. Перцептивно-описательная

Восприятие и вербальное описание образа

1-3

7. Перцептивно-знаковая

Восприятие и запоминание знака

1-4

8. Репродуктивно-текстовая

Запоминание и воспроизведение вербальной информации

2-5

9. Репродуктивно-численная

Запоминание. Многократное воспроизведение и самоконтроль

2-6

10. Репродуктивно-формульная

Запоминание, уяснение смысла

2-7

11. Репродуктивно-логическая

Уяснение логики, составление плана, конспектирование

3-8

12. Репродуктивно-описательная

Воспроизведение

13. Репродуктивно-операционная

Уяснение рациональных приемов, поэлементная обработка операции. Тренировка. Формирование навыка.

4-10

14. Репродуктивно-исполнительская

Ознакомление с образцом, исполнение

5-11

15. Репродуктивно-стилевая

Попытки внести изменения в решение в соответствии с указаниями

7-12

16. Вариативно-аналитическая

Анализ новых условий и допустимости разных вариаций анализа. Решение

9-13

17. Вариативно-синтезирующая

Выбор аналога, допустимости вариаций

10-14

18. Вариативно-исполнительская

Варьирование исполнения с учетом заданных условий

11-15

19. Проблемно-аналитическая

Выбор способа анализа информации для решения проблемы

11-17

20. Проблемно-синтезирующая

Выбор способа решения проблемы. Результаты решения

12-19

21. Проблемно-исполнительская

Разработка замысла решения, исполнение

15-21

22. Поисково-аналитическая

Выбор способов анализа информации для выявления проблемы

17-23

23. Поисково-синтезирующая

Сбор необходимой информации, выявление проблемы и разработка плана ее решения

19-25

23. Поисково-исполнительская

Решение проблемы, сформулированной по собственному замыслу

23-25

Как следует из приведенных данных, рекомендуемые диапазоны показателей выглядят следующим образом:

  • контроль перцептивной деятельности - до 4 баллов;
  • контроль репродуктивной деятельности - 2-12 баллов;
  • контроль вариативной деятельности - 9-15 баллов;
  • контроль проблемно-ориентированной деятельности - 11-25 баллов.

Учитывая уровни усвоения знаний, приведем перечень основных параметров усвоения, которые учитель должен учитывать при создании оценочных систем по математике. Эти параметры определяются учителем для каждого учебного элемента, а затем интегрируются для каждого блока учебного материала.

Степень сложности изучаемого материала. Этот параметр включает следующие основные характеристики — степень научности (описательный характер, научно-теоретический материал, способствующий овладению общими способами научного познания) и трудоемкость усвоения (оптимальный объем времени на изучение учебного элемента с учетом затрат на усвоение материала).

Степень автоматизации при усвоении учебной деятельности. Здесь речь идет о навыках в овладении данным учебным элементом, выполнении упражнений «автоматизировано».

Контролируемая деятельность, предлагаемая к усвоению. Этот показатель является определяющим при формировании оценочной системы. Назначение требуемой деятельности по каждому учебному элементу производится с учетом приведенных выше параметров.

При организации текущей и итоговой диагностики учитель должен учитывать как уровни усвоения знаний учащимися, так и основные параметры их усвоения, обеспечивать оптимальное регулирование всех выделенных выше уровней основных компонентов математических знаний, так как от этого напрямую будет зависеть развитие мотивационной сферы обучающихся.

Развитие учебной мотивации происходит как при обнаружении ошибок и их анализе, так и при предупреждении типичных ошибок обучающихся и представлении последствий, которые они могут повлечь за собой.

Целенаправленная работа по развитию мотивации обучения математике в ходе диагностики математической подготовки школьников не сводится к периодическому применению тех или иных активизирующих приёмов на отдельных его этапах. Такая работа должна носить постоянный осознанный характер и позволять учащимися осуществлять регулирование собственной поисковой деятельности. Здесь большим стимулом для повышения эффективности процесса диагностики математической подготовки школьников и развития их учебной мотивации станет реализация идей педагогики сотрудничества, создание условий для творчества и самоактуализации личности, установление в отношениях учителей и учащихся содружества, сотворчества и соуправления.

Список литературы

  1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.  М.: Педагогика, 1989.  192 с.
  2. Клыбин, А. Ю. Дидактическая система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / А. Ю. Клыбин. — Нижний Новгород, 2003 . 23 с.
  3. Пугина, С. А. Стимулирование и мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики / С. А. Пугина, З. В. Шилова // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Выпуск 1 (г. Киров, 10-17 марта 2014 г.).  Концепт.  2014.  ART 64213.  URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64213.html  Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965.  ISSN 2304-120X.
  4. Сосонко, В. Е. Контроль учебной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы / В. Е. Сосонко.  М.: НМЦСПО, 1998.  151 с.
  5. Шилова, З. В. О формировании мотивации учебной деятельности учащихся / З. В. Шилова, С. А. Пугина // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть V (г. Москва, 30 апреля 2015 г.). – М.: АР-Консалт, 2015. – С. 50-51.