Инновационная деятельность по внедрению информационно-коммуникативных технологий в образовательное учреждение как средства повышения квалификации педагогов

NovaInfo 24
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье описывается опыт внедрения информационно-коммуникативных технологий в практику образовательного учреждения.

Ключевые слова

ОБУЧЕНИЕ, СЕМИНАРЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, КОМПЬЮТЕР

Текст научной работы

Россия переходит в эпоху информационной цивилизации. Новые нормативные требования к определению структуры и условий реализации общеобразовательной программы оказывают непосредственное влияние на работу с педагогами, призванными организовывать образовательный процесс в изменяющихся условиях. Профессиональная карьера учителя зависит от того, насколько он способен своевременно находить, получать и использовать новую информацию в учебном процессе. В этих условиях возникает необходимость совершенствования методической службы школы, так как именно она регулирует развитие профессионального мастерства педагога. Актуальность инновационной деятельности по внедрению ИКТ в ОУ в условиях информатизации образовательного процесса обусловлена тем, что обостряются противоречия, между:

  1. Достаточно высокой эффективностью современных электронных средств обучения и недостаточной степенью их использования;
  2. Социально-значимой необходимостью повышения мастерства современного педагога и недостаточной разработанностью педагогических условий активизации этого процесса;
  3. Потенциальными возможностями информационно-коммуникативных технологий и уровнем реализации этих возможностей в практике повышения квалификации в ОУ;
  4. Между необходимостью информатизации ОУ и недостаточной разработанностью методического сопровождения, способствующего оптимальному освоению всеми педагогами информационных нововведений [1].

Была определена цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами — повышение мастерства через внедрение в образовательный процесс информационных технологий.

Задачи: обновление и систематизация информационных ресурсов образовательного процесса; разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса; выявление и характеристика системы педагогических средств, способствующих формированию и повышению ИКТ — компетентности педагогов; разработка методических рекомендаций для педагогов и администрации ОУ по организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в условиях информатизации образования; создание виртуального методического кабинета; создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения образовательного процесса ОУ.

Для решения поставленных задач создан комплекс мероприятий по изучению и внедрению информационных технологий в образовательный процесс. На 1 этапе изучалась ИКТ-компетентность педагогов путем анкетирования, проведения диагностик, индивидуального собеседования. Полученная информация систематизировалась.

При анализе результатов было выявлено следующее:12% учителей не стремились к применению данных технологий в работе и не изучали их,38% регулярно использует в образовательной деятельности (отмечается разный уровень владения ИКТ- технологиями), 50%-используют эпизодически, уровень владения средний. На основе анализа были организованы группы педагогов в зависимости от сформированности уровня мотивации и ИКТ — компетентности.

Каждой группе были предложены индивидуальные образовательные программы. Таким образом, выявлены направления методического сопровождения.

1 направление — сопровождение группы педагогов с низким уровнем ИКТ -компетенций и отсутствием мотивации.

2 направление — сопровождение педагогов с высоким уровнем мотивации и средним уровнем владения ИКТ.

Начальный этап подготовки педагогов направлен на освоение компьютерной грамотности. А именно, знакомство (для педагогов 1 направления) с возможностями разных программных продуктов. Детальное изучение (для педагогов 2 направления) современных технических средств обучения: мультимедийные комплексы, интерактивная доска, документ-камера, система голосования и т.д.). Занятия проводят преподаватели информатики или специалисты из центров информационных технологий. На этом же этапе предусматривается проведение лекций по внедрению ИКТ в работу педагогов. Темы лекций подбираются с учетом потребностей педагогов и на основе результатов диагностики по выявлению ИКТ-компетентностей, проведенной на 1 этапе организации инновационной деятельности. В качестве примера, можно привести следующие: «Компьютерный класс», «Дидактические возможности ИКТ», «Интерактивная доска в обучении младших школьников». Организует подобные мероприятия администрация школы и руководители методических объединений. Лекции проводят психологи, учителя информатики, заместители директора по методической работе.

Следующий этап включает в себя мероприятия по освоению приемов и способов использования ИКТ — технологий в образовательном процессе. Эти формы повышения мастерства педагогов носят практико-ориентированный характер и проводятся в форме мастер-классов, семинаров, обучающих занятий.

Семинары и обучающие занятия проводят руководители ОУ и приглашенные специалисты. Проводятся они на базе школьной медиатеки и направлены на информирование педагогов о новых программных продуктах, на обучение по овладению первичными навыками их использования и применения, а также с целью более углубленного погружения в технологии, совершенствования навыков и умений. Это может быть работа с презентациями (добавление анимаций, таблиц, диаграмм, рисунков), создание видеофильмов (монтаж, наложение звука, титров), изучение сервисов веб.2.0(подготовка буклетов, электронная почта),работа с пультами для голосования (разработка тестов, заданий),обучение по созданию и ведению персональных сайтов и блогов.

Мастер-классы представляют собой презентацию материалов, подготовленных учителями для использования на уроках. Подобный показ помогает организовать передачу передового опыта, позволяет проникнуть слушателям в творческую лабораторию. В данные мероприятия необходимо включать анализ целесообразности и эффективности использования ИКТ, поиск вариантов различного применения новых технологий с учетом особенностей класса, сопоставление инновационных и классических методов и приемов обучения. Помимо перечисленных форм организации инновационной деятельности по внедрению в образовательный процесс информационных технологий существуют и другие варианты выхода на новый уровень мастерства. Это консультации через наставничество, работа в парах педагогов первого направления (слабо владеющих технологиями) и педагогов второго направления (уверенно владеющими) . Посещение уроков более опытных коллег, где можно увидеть цифровых применение ресурсов в работе с детьми. Разработанная система повышения квалификации позволила педагогам научиться самостоятельно создавать графические и текстовые документы, овладеть навыками поиска информации в Интернете, применять в работе электронные дидактические средства.

На заключительном этапе предусматривается составление виртуального методического кабинета, разработка материалов к урокам и мероприятиям, составление электронного планирования.

Результаты исследования на сегодняшний день показывают качественные изменения в ИКТ — компетентности педагогов.

Категории педагогов, не использующих и не изучающих ИКТ, нет.

18% педагогов изучают ИКТ, но используют редко.

43% изучают технологии и используют их систематически.

39% учителей уверенно владеют технологиями, регулярно применяют в работе.

Данные диагностики показывают, что процесс вовлечения педагогов в процесс информатизации проходит успешно, но недостаточно быстро. Отсюда следует сделать вывод о том, что процесс обучения учителей должен носить непрерывный характер. В настоящее время в ОУ функционирует система методической поддержки в области информационной компетентности, в процессе оформления медиатека, готовится электронный банк данных педагогов, учащихся и родителей, создано два персональных блога.

Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако, успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды (формирования коллекции качественных образовательных ресурсов), от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.

Читайте также

Список литературы

  1. Ахметжанова, Г.В. Инновационный подход к организации учебной деятельности студентов ВУЗа: монография / Ахметжанова, Г.В., Павлова Е.С. – Тольятти: 2010. -160 с.
  2. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b3ac68b4d43b89521206c27_0.html. Информатика и информационные технологии в образовании.

Цитировать

Чугунова, Р.Р. Инновационная деятельность по внедрению информационно-коммуникативных технологий в образовательное учреждение как средства повышения квалификации педагогов / Р.Р. Чугунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2157 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться