Россия переходит в эпоху информационной цивилизации. Новые нормативные требования к определению структуры и условий реализации общеобразовательной программы оказывают непосредственное влияние на работу с педагогами, призванными организовывать образовательный процесс в изменяющихся условиях. Профессиональная карьера учителя зависит от того, насколько он способен своевременно находить, получать и использовать новую информацию в учебном процессе. В этих условиях возникает необходимость совершенствования методической службы школы, так как именно она регулирует развитие профессионального мастерства педагога. Актуальность инновационной деятельности по внедрению ИКТ в ОУ в условиях информатизации образовательного процесса обусловлена тем, что обостряются противоречия, между:
- Достаточно высокой эффективностью современных электронных средств обучения и недостаточной степенью их использования;
- Социально-значимой необходимостью повышения мастерства современного педагога и недостаточной разработанностью педагогических условий активизации этого процесса;
- Потенциальными возможностями информационно-коммуникативных технологий и уровнем реализации этих возможностей в практике повышения квалификации в ОУ;
- Между необходимостью информатизации ОУ и недостаточной разработанностью методического сопровождения, способствующего оптимальному освоению всеми педагогами информационных нововведений [1].
Была определена цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами — повышение мастерства через внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
Задачи: обновление и систематизация информационных ресурсов образовательного процесса; разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса; выявление и характеристика системы педагогических средств, способствующих формированию и повышению ИКТ — компетентности педагогов; разработка методических рекомендаций для педагогов и администрации ОУ по организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в условиях информатизации образования; создание виртуального методического кабинета; создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения образовательного процесса ОУ.
Для решения поставленных задач создан комплекс мероприятий по изучению и внедрению информационных технологий в образовательный процесс. На 1 этапе изучалась ИКТ-компетентность педагогов путем анкетирования, проведения диагностик, индивидуального собеседования. Полученная информация систематизировалась.
При анализе результатов было выявлено следующее:12% учителей не стремились к применению данных технологий в работе и не изучали их,38% регулярно использует в образовательной деятельности (отмечается разный уровень владения ИКТ- технологиями), 50%-используют эпизодически, уровень владения средний. На основе анализа были организованы группы педагогов в зависимости от сформированности уровня мотивации и ИКТ — компетентности.
Каждой группе были предложены индивидуальные образовательные программы. Таким образом, выявлены направления методического сопровождения.
1 направление — сопровождение группы педагогов с низким уровнем ИКТ -компетенций и отсутствием мотивации.
2 направление — сопровождение педагогов с высоким уровнем мотивации и средним уровнем владения ИКТ.
Начальный этап подготовки педагогов направлен на освоение компьютерной грамотности. А именно, знакомство (для педагогов 1 направления) с возможностями разных программных продуктов. Детальное изучение (для педагогов 2 направления) современных технических средств обучения: мультимедийные комплексы, интерактивная доска, документ-камера, система голосования и т.д.). Занятия проводят преподаватели информатики или специалисты из центров информационных технологий. На этом же этапе предусматривается проведение лекций по внедрению ИКТ в работу педагогов. Темы лекций подбираются с учетом потребностей педагогов и на основе результатов диагностики по выявлению ИКТ-компетентностей, проведенной на 1 этапе организации инновационной деятельности. В качестве примера, можно привести следующие: «Компьютерный класс», «Дидактические возможности ИКТ», «Интерактивная доска в обучении младших школьников». Организует подобные мероприятия администрация школы и руководители методических объединений. Лекции проводят психологи, учителя информатики, заместители директора по методической работе.
Следующий этап включает в себя мероприятия по освоению приемов и способов использования ИКТ — технологий в образовательном процессе. Эти формы повышения мастерства педагогов носят практико-ориентированный характер и проводятся в форме мастер-классов, семинаров, обучающих занятий.
Семинары и обучающие занятия проводят руководители ОУ и приглашенные специалисты. Проводятся они на базе школьной медиатеки и направлены на информирование педагогов о новых программных продуктах, на обучение по овладению первичными навыками их использования и применения, а также с целью более углубленного погружения в технологии, совершенствования навыков и умений. Это может быть работа с презентациями (добавление анимаций, таблиц, диаграмм, рисунков), создание видеофильмов (монтаж, наложение звука, титров), изучение сервисов веб.2.0(подготовка буклетов, электронная почта),работа с пультами для голосования (разработка тестов, заданий),обучение по созданию и ведению персональных сайтов и блогов.
Мастер-классы представляют собой презентацию материалов, подготовленных учителями для использования на уроках. Подобный показ помогает организовать передачу передового опыта, позволяет проникнуть слушателям в творческую лабораторию. В данные мероприятия необходимо включать анализ целесообразности и эффективности использования ИКТ, поиск вариантов различного применения новых технологий с учетом особенностей класса, сопоставление инновационных и классических методов и приемов обучения. Помимо перечисленных форм организации инновационной деятельности по внедрению в образовательный процесс информационных технологий существуют и другие варианты выхода на новый уровень мастерства. Это консультации через наставничество, работа в парах педагогов первого направления (слабо владеющих технологиями) и педагогов второго направления (уверенно владеющими) . Посещение уроков более опытных коллег, где можно увидеть цифровых применение ресурсов в работе с детьми. Разработанная система повышения квалификации позволила педагогам научиться самостоятельно создавать графические и текстовые документы, овладеть навыками поиска информации в Интернете, применять в работе электронные дидактические средства.
На заключительном этапе предусматривается составление виртуального методического кабинета, разработка материалов к урокам и мероприятиям, составление электронного планирования.
Результаты исследования на сегодняшний день показывают качественные изменения в ИКТ — компетентности педагогов.
Категории педагогов, не использующих и не изучающих ИКТ, нет.
18% педагогов изучают ИКТ, но используют редко.
43% изучают технологии и используют их систематически.
39% учителей уверенно владеют технологиями, регулярно применяют в работе.
Данные диагностики показывают, что процесс вовлечения педагогов в процесс информатизации проходит успешно, но недостаточно быстро. Отсюда следует сделать вывод о том, что процесс обучения учителей должен носить непрерывный характер. В настоящее время в ОУ функционирует система методической поддержки в области информационной компетентности, в процессе оформления медиатека, готовится электронный банк данных педагогов, учащихся и родителей, создано два персональных блога.
Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако, успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды (формирования коллекции качественных образовательных ресурсов), от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.