Реализация конституции

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена проблемам реализации Конституции в современном российском обществе, основываясь на опыте прежних Конституций РСФСР.

Ключевые слова

ИСТОРИЯ, ЭТАПЫ, КОНСТИТУЦИЯ, АКТУАЛЬНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, НЕКОНСТИТУЦИОННОСТЬ, СОБЛЮДЕНИЕ, РЕШЕНИЕ, ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Текст научной работы

Реализация конституции — в широком смысле — все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции"

В узком смысле — правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции. В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах: а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий; б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту; в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения [1].

Актуальность темы состоит в том, что реализация Конституции представляется главнейшим правовым институтом, на котором основывается вся система общеобязательных норм. От реализации Основного закона напрямую зависит реализация основных принципов права на всех его уровнях (от федерального до местного), а также понимание самой науки конституционного права, методов ее изучения.

В России, в принципе, принятые Конституции очень часто сменяли друг друга в течение одного века, чего не сказать о Конституции США, принятой 17 сентября 1787 года и действующей там по настоящее время в которую, к настоящему времени, с момента принятия Конституции было принято только лишь 27 поправок.

Обратимся к истории России за 20 век:

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года [2].

Конституция РСФСР 1925 года утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция РСФСР 1937 года принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция РСФСР 1978 года введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции. Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом.

Таким образом, Конституция СССР 1977 года де-юре продолжала действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее. В конституции СССР Россия называлась «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)». До декабря 1993 года (до принятия нынешней конституции) действовали нормативные акты, законы, регулировавшие деятельность органов государственной власти, Конституционного суда, Президента и описание государственной символики, где употреблялось наименование «РСФСР».

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43% от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81% составляло 32,03% от числа зарегистрированных избирателей в России [3], [4].

Проблема реализации Конституции РФ

Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны.

Весьма актуальное значение в нашем государстве имеет проблема обеспечения действия Конституции. К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ как о своеобразной декларации. Реальное действие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением

положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее

нормы. Конституция нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм. При отсутствии такого механизма конституционные нормы остаются только декларированными на бумаге.

Конституция РФ обладает юридическим свойством прямого действия (ч. 1 ст. 15), что предполагает изменение отношения всех субъектов правореализации (прежде всего, правоприменителей) к закрепленным в Конституции идеям и ценностям, а также к формам и способам их реализации. Одной из проблем претворения в жизнь положений Конституции РФ как акта прямого действия является преодоление конституционного нигилизма и формирование качественно нового уровня профессионального конституционного правосознания.

Повышение конституционного правосознания и правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом становится возможным, как свидетельствует опыт России, на путях не революционного, а эволюционного конституционного развития государства. В этом русле большое значение имеет преодоление конституционного нигилизма, создание качественно нового уровня конституционно-правовой психологии граждан и последовательная реализация общедемократических ценностей современной конституционной идеологии.

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном).

Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

Своими нормами Конституция закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Не будет преувеличением сказать, что если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Т.е., как видим, здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.

Что касается реализации отдельных норм заложенных в Конституции то можно привести следующие примеры: в ст. 31 Конституции говорится о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Таким образом, здесь заложена идея, что они делают это по собственному

усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях. На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его искривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желаемом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Конституции, что требует корректировки: изменить или подобный порядок, или саму норму Конституции; в ч. 3 ст. 40 сказано о том, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Местные власти часто игнорируют положение Конституции о возможности бесплатного предоставления жилья, а понятие доступной платы трактуется так, что для многих нуждающихся делает невозможным приобретение квартиры. Такие примеры можно было бы продолжить. Но вывод будет все равно тот же: ценности и идеи Конституции не могут быть отданы "на откуп" органам и должностным лицам, применяющим ее положения и позволяющим себе удобную ее трактовку.

Авторитет Конституции зависит отнюдь не от нее самой, а от того, что ценности Конституции входят в сознание граждан вместе с мерами по обеспечению действия Конституции. К сожалению, в Основном законе встречаются нормы практически игнорируемые самой властью, например, ст. 7 Конституции, гласящей, что РФ — "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", если в этом государстве перманентно значительная часть людей живет бедно.

Достойно сожаления то, что ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции. А ведь это могло бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации [6].

Думается, неопределенность многих конституционных предписаний мешает обеспечению порядка их применения. Ведь от того, какой смысл будет заложен в конституционные нормы, зависит этот порядок.

Считаю, что сложность еще и в том, что сам текст Конституции указывает на необходимость принятия ряда федеральных конституционных и федеральных законов, чьи действия будут способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией. В связи с этим следует выделить одно наиважнейшее требование к Конституции — ясность языка конституционного законодательства, так как, только при ясности языка субъект права может нести юридическую ответственность по правовому акту, а также осуществлять правоприменительную деятельность.

Исследуя в своей работе такой институт, как использование правовой нормы, считаю необходимым исходить из широкого смысла данного термина, т.е. подразумевать не только использование конституционных норм в законодательстве, но еще и применение их принципов при построении новых нормативно-правовых актов, регулирование конституционализма Конституционным судом РФ, правоприменение в целом, а также пути решения проблем использования Конституции.

Наиважнейшим в данном вопросе нужно выделить дефекты в праве. В отрасли конституционного права очень важное значение имеет выявление и устранение дефектов правоприменения. Сейчас все сводится к изменению законодательства уже на практике. Это не совсем правильно, т.к. какое-то время «некорректная» правовая норма все же существует, да и вносить постоянные изменения в нее — тоже не выход из ситуации. Сколь много раз мы видим достаточно «свежие» нормы права с дополнениями и изменениями, которых, по сути, быть при столь малом применении данной нормы не должно. К тому же, все это ставит в неловкое положение правоприменителей, вынужденных постоянно обращать внимание на редактирование права.

Казалось бы, есть выход в работе Конституционного суда РФ, но и тут существует множество разногласий.

Здесь не так все просто, как кажется. Конституция РФ относит его к системе судебной власти — это естественно, но конституционное судопроизводство значительно отличается от других форм осуществления правосудия иными судами. Дело в том, что Конституционный суд находится и над и вне традиционно выделяемых ветвей власти, он обеспечивает деятельность этих властей, а также возглавляемую ими систему законодательной, исполнительной и судебной власти в субъектах РФ. Следует также отметить, также, что место и роль Конституционного суда определяется позицией результатов его собственного толкования. А как же влияет толкование на реализацию Конституции? Думается, толкование носит несколько казуальный характер, т.к. вытекает из наиболее часто повторяющихся факторов, да и к тому же, толкование, по природе своей, субъективно, следовательно, не может нести полностью консолидированное мнение и определять его как общеобязательное, в этом свете, представляется не совсем оправданным. Тем не менее, толкование норм Конституционным судом является на сегодняшний день едва ли не единственным эффективным способом закрытия коллизий в законодательстве, причем это касается не только Конституционного суда РФ, но и Конституционных и Уставных судов субъектов РФ. Среди проблем реализации конституционных норм и принципов есть одна наиважнейшая пассивная форма реализации — правосознание. Думается, что сейчас оно находится на невысоком уровне, а качественное его повышение зависит не только от самих граждан, но, в большей степени, от отношения государственных и местных органов к населению; ведь именно их деятельность формирует и регулирует предпосылки для качества правосознания. Исходя из этого, наблюдается непосредственная связь между активной и пассивной формами реализации Основного закона, еще раз убеждая нас в невозможности существования «одного без другого».

Предлагается достаточно оригинальное решение проблемы по разрешению коллизий между Конституцией, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Этим решением является кодификация — проверка их соотношения и, если это необходимо, изменение отдельных норм права. Говоря же, конкретно о Конституции, следует отметить, что сложность даже не в конкретно юридической технике, а в самом понимании ее норм и принципов — для многих, как это не странно звучит, она представляется не Основным законом, а, всего лишь атрибутом, абстрактным символом правового государства, но не более того.

Читайте также

Список литературы

  1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России, 2012.
  2. Текст Конституции (Основного Закона) РСФСР 1918 года // СУ РСФСР. 1918. № 51. ст. 582.
  3. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».
  4. Ст.2 Закона Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР»
  5. http://www.rusnauka.com – [электронный ресурс]

Цитировать

Санакоев, Г.И. Реализация конституции / Г.И. Санакоев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2163 (дата обращения: 29.06.2022).

Поделиться