Социально-педагогический аспект социальной работы с молодежью

№25-1,

педагогические науки

Работа посвящена социально-педагогической проблеме социальной работы с молодежью. Особое внимание уделено наличию негативных тенденций и явлений в молодежной среде, различным видам ресурсов, с помощью которых работают социальные работники. Статья может быть интересна широкому кругу читателей, а также специалистам социальной, политической и экономической сфер общества.

Похожие материалы

Молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

В социологии понятие «молодежь» в широком смысле слова определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально – психологичских свойств [1, с. 187].

Современные исследования определяют возрастные границы периода молодости интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость – это не только и не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военно-служащий, работающий и т. п.

В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:

  • продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
  • медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;
  • обостряются проблемы молодой семьи;
  • растет криминализация молодежной среды;
  • снижается доступность качественного образования;
  • растет имущественное расслоение в молодежной среде;
  • происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников – молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения.

Наличие острых социальных проблем молодежи на фоне уменьшения абсолютной численность и доли данной социально-демографической группы в структуре российского общества говорят о необходимости обращения внимания на проблемы социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке.

Анализ основных концепций развития социальной педагогики как области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса позволяет выделить ряд актуальных социально-педагогических проблем в сфере социальной работы с молодежью.

Во-первых, своеобразие молодежи как социальной группы порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается в значительной доле тех, кто не имеет своего собственного сформировавшегося и устоявшегося социального положения, например, учащиеся и студенты. Социальное положение данной категории молодежи характеризуют главным образом за счет либо прошлого социального статуса (социальное положение родителей), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности). В данном контексте к социально-педагогическим проблемам социальной работы с молодежью следует отнести проблему переустройства

социальной среды, в которой происходит становление молодого человека таким образом, чтобы молодежь не только имела права на соответствующую человеку жизнедеятельность в нем, но и реальные возможности для осуществления этой жизнедеятельности, на личностную самореализацию. В настоящее время существует острая необходимость выстраивания эффективной системы работы «социальных лифтов».

Во-вторых, следует выделить проблему социального воспитания молодых людей, исследуемую той частью социальной педагогики, которую принято относить к педагогике социального взаимодействия. При этом необходимо иметь в виду, что, в зависимости от возраста молодого человека или социальной группы,цели и задачи, содержание, формы и методы работы с ними изменяются и имеют свою специфику. Однако в рамках социального воспитания решаются вопросы социализации молодежи, социального развития, как всей демографической группы, так и отдельных индивидов, их социального становления, формирования социально адаптированной и активной личности в целом.

Кроме того, включение представителей молодого поколения в социальные отношения не осуществляется автоматически, не бывает легким и непротиворечивым. Каждый молодой человек в значительной степени сам определяет свой путь, пользуясь присущим человеку как социальному существу правом на выбор. Однако эффективность такого выбора существенным образом определяется наличием социальных предложений общества каждому из своих членов. Такие социальные предложения формируют, прежде всего, социальные службы различного характера, которые рассматривают каждого вновь вступающего в жизнь молодого человека в качества своего клиента, организуя различные виды социальной работы с ним.

Большинство представителей научного сообщества сходятся в том, что педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью – это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, вид деятельности [2, с. 295].

Обеспечение в социальной работе В. С. Торохтий рассматривает как интегративное, многоуровневое междисциплинарное образование, реально существующее в практике социальной защиты и поддержки населения. Оно существует и проявляется одновременно: как комплекс экстренной помощи; как специфическая деятельность в сфере человеческих отношений; как процесс

восстановления собственного потенциала; как специфическое средство интенсификации и повышения эффективности конкретного вида человеческой деятельности, общения [2, с. 294].

Модернизационные процессы в системе образования и в сфере социальной работы с молодежью, такие как внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения; развитие физкультурно-оздоровительной среды, привлечение молодежи к здоровому образу жизни; информатизация социальной среды; развитие системы духовно-нравственного воспитания; развитие социального партнёрства семьи, социальных учреждений, учреждений образования в решении проблем; развитие психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе и молодым семьям; организация деятельности

детских и молодежных общественных объединений, творческих объединений преобразуют социальную среду, в которую помещена молодежь, в определённой степени исключая социальные риски, активизируя как личностные ресурсы представителей молодого поколения, так и ресурсы социальной среды.

В социально-педагогическом контексте под «ресурсом» понимается весь спектр средства социальной работы и социальной педагогики, который может быть задействован для достижения цели [2, с. 296].

Ресурсы, которые могут быть задействованы при педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью, по принадлежности можно разделить на четыре группы.

К личностным ресурсам следует отнести социальный статус личности, реализуемые социальные роли, личностную позицию, жизненный опыт, мотивационно – потребностную сферу, индивидуальные свойства личности и уровень их развития.

К институциональным следует отнести содержание и технологии социальной работы, социальной педагогики и системы образования в целом; структуру образовательного учреждения и организацию учебно-воспитательного процесса в нем, наличие педагогов, в чьи функциональные обязанности входит осуществление образовательного процесса и социально-воспитательной деятельности (при рассмотрении учащейся и студенческой молодежи как наиболее социально нестабильной категории).

В группу субкультурных ресурсов общности включают специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; специфические знаки и символы, присущие общности.

Следующую группу ресурсов обозначают как ресурсы социальной среды, относя к ним не столько наличие материальных объектов, других образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, сколько взаимодействие с ними молодого поколения, вовлеченность социально-демографической группы в социальные практики.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что в настоящее время проблемы социальной работы с молодежью в целом, и социально-педагогической деятельности в частности, являются актуальными и нуждаются в изучении и анализе, поскольку степень социальной адаптации молодежи в современном социуме, успешность самореализации молодого поколения в значительной степени зависят от создания необходимых социальных, социально-педагогических условий для развития.

Список литературы

  1. Агапов Е.П. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°»; Наука – Спектр, 2010.
  2. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. / Под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 328 с.
  3. Денисова Н.С. Технологии социальной работы с молодежью/ Н.С. Денисова, И.А. Гизатова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012.