Инновационные пути развития современного высшего образования в России

№32-1,

педагогические науки

Инновационные пути развития современного высшего образования в России отражают развитие идей непрерывного учения, тенденции формирования единого образовательного пространства. Переход к модульной структуре профессиональной подготовки в системе высшего образования, активное развитие высоких технологий, гуманитаризация образования включаются в основные ресурсы современной формации; предполагается реализация проектов по разработке основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Похожие материалы

Концепция непрерывного образования признана сегодня в мире как основной ресурс интеграции систем образования в мировом образовательном пространстве, приведения базовых параметров измерения успешности их функционирования к одному знаменателю. Установление единого порядка в построении иерархических структур, выработка единых подходов ведет к определению единых стандартов для прежде различавшихся во многом систем образования стран.

Иерархическая структура при этом понимается как структура сложной системы, в которой существует подразделение множества составляющих ее элементов на подмножества и элементы разных уровней, и обладающие определенной степенью саморегулирования, и связанные многоступенчатыми отношениями подчинения подсистем одних уровней другим — от первых ступеней до высших уровней [1].

Одним из примеров может служить введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, именно разделение на бакалавриат и магистратуру в отечественной системе высшего образования, не существовавшее в прежние годы, до присоединения России к Болонской Декларации. Разделение на бакалавриат и магистратуру послужило причиной ряда существенных изменений в российской системе высшего образования, в их числе:

  • пересмотр периодов обучения;
  • переход к модульной структуре процесса профессиональной подготовки в системе высшего образования;
  • переосмысление сочетания, взаимодополняемости содержания модулей многих образовательных программ, прежде всего по направлениям подготовки магистров;
  • гуманитаризация образования.

Трактовки понимания гуманитаризации образования базируются прежде всего на неисчерпаемости познавательной способности человека. Гуманитаризация образования определяется как пополнение преподаваемых дисциплин рядом гуманитарных, в том числе для технических специальностей; подразумевает направленность на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего решать ряд социальных вопросов, как-то:

  • уметь общаться с представителями разных культур, профессий и специальностей;
  • хорошо знать родной язык и культуру;
  • свободно владеть иностранными языками [2].

Понятие гуманитаризации образования трактуется также как система мер, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых [3]. Гуманитаризация образования:

  • отрицает технократизм;
  • способствует передаче новым поколениям культурных традиций и духовных ценностей;
  • связана с развитием культуросообразной и культуросозидающей функции образования;
  • направлена на создание целостной картины мира, на формирование гуманитарного мироощущения как фундаментальной основы нравственности, залогом успешной коммуникации человека с другими людьми [4].

Переход к модульной структуре процесса профессиональной подготовки в системе высшего образования понимается как включение всех средств обучения и контроля, учебно-методических единиц, учебных мероприятий в тематически целостно составленные блоки.

Введение системы двухступенчатого высшего образования, точно определенных степеней может предоставлять выпускникам дополнительные возможности при трудоустройстве в начале пути.

Например, получение степени бакалавра означает достаточный уровень квалификации выпускника для старта карьеры, начала трудовой деятельности.

Неоспоримыми при этом являются следующие преимущества обозначенной возможности — продолжая обучение в магистратуре, молодой специалист может поступить на первое место работы, таким образом:

  • приобретая необходимые профессиональные компетентности и в процессе трудовой деятельности, и в процессе обучения в магистратуре вуза;
  • получая дополнительные средства к существованию.

Например, в системе подготовки педагогов — выпускник, получивший степень бакалавра, после окончания вуза может поступить на работу, осуществляя педагогическую деятельность в современном учебном заведении, как в системе формального, так и дополнительного образования школьников. Выбор велик, от средней общеобразовательной школы до всевозможных образовательных организаций - центров развития творчества детей и юношества, центров внешкольной работы, дворцов творчества детей и молодежи и т.п.

Работая педагогом, получивший степень бакалавра может продолжать обучение в магистратуре, осуществлять исследовательскую деятельность, предлагая решения тех проблем, которые наблюдает в своей практике работы, в ежедневной педагогической деятельности. В процессе практической деятельности, наблюдая ежедневные процессы, насущные вопросы и проблемы учебного заведения, жизнь своих подопечных молодой педагог может отметить, определить и сформулировать первоочередные задачи и приоритетные направления дальнейшей работы, выявить недостатки в организации учебного процесса и функционирования образовательного учреждения, предложить свое решение вопроса, быстрее и эффективнее, нежели без трудовой практики, только обучаясь в магистратуре. Получение такой возможности может вести и к улучшению академической успеваемости учащихся.

Однако стоит отметить и существенные недостатки сочетания профессиональной педагогической деятельности в образовательной организации и обучения в магистратуре:

  • работающий специалист, одновременно обучающийся в магистратуре, как правило, имеет в своем распоряжении меньше времени на собственно учебу и исследовательскую деятельность;
  • эффективно сочетать графики работы и учебы и найти вариант может оказаться сложным.

Однако определять оптимальные варианты графиков обучения возможно, при помощи:

  • определении и предложении обучающимся индивидуальных образовательных траекторий;
  • организации самостоятельных видов работ, в том числе проведения магистрантами исследований по наблюдаемым в практической деятельности проблемам;
  • дистанционных технологий.

Определение и предложение обучающимся индивидуальных образовательных траекторий предполагает, как указано выше, некоторое увеличение процента самостоятельных видов работ, однако для работающего специалиста, получившего степень бакалавра, постоянная корректировка направлений поиска, помощь, контроль, консультации руководителей программ не настолько настоятельная потребность, как для студентов даже старших курсов высших учебных заведений.

Обозначение композиций модулей и оптимального графика занятий при разработке индивидуальной образовательной траектории определяется прежде всего спецификой образовательной программы. Уже работающий в образовательной организации молодой специалист может с большей уверенностью определить именно те направления, которые будут необходимыми для его дальнейшей работы, сфокусировать внимание на именно тех вопросах, которые возникают в процессе его профессиональной педагогической деятельности, в выбранном образовательном учреждении, сделать выбор в пользу той или иной специализации, скорректировать свой выбор при необходимости.

Организация самостоятельных видов работ, в том числе проведение магистрантами исследований по наблюдаемым в практической деятельности проблемам, в свою очередь, предполагает активное использование информационно-коммуникационных технологий, поскольку для успешного изучения любого вопроса необходимы как данные разработок и исследований по теме всех предыдущих поколений ученых, так и коммуникация со специалистами, изучающих ту же проблематику. Профессиональные форумы, онлайн семинары и телеконференции, общение по Skype в немалой степени содействуют развитию профессионального знания и интеграции данных исследований по темам, их классификации и систематизации.

Остановимся подробнее на значении активного использования информационно-коммуникационных технологий, дистанционного компонента в обучении магистрантов. Как указывалось выше, при переходе к модульной структуре профессиональной подготовки в отечественной системе высшего образования и аккредитации образовательных программ предполагается:

  • переход к определению образовательных программ как единиц образования;
  • предоставление обучающимся возможности выбора различных вариантов получения образования;
  • изменение структуры образовательной программы, построение по принципу модульности;
  • понимание учебного модуля как базовой единицы образовательной программы, комплексной практико-теоретической единицы;
  • универсальность модулей;
  • вариативность сочетания модулей;
  • разработку нового содержания образовательных программ, в том числе проектирование их от намечаемого результата, с учетом требований профессиональных стандартов;
  • распределение модулей по направлениям профессиональной подготовки;
  • обновление инструментария оценки достижений учащихся.

Разработка модулей по любому из направлений могла бы быть значительно затруднена без организации различных видов дискуссий, проведения многочисленных совещаний и выработке единых подходов, единого понимания и толкования проблематики ведущими специалистами в определенной сфере. Все виды информационно-дистанционных технологий, средств коммуникации, технической поддержки на расстоянии приходят на помощь разработчикам, экспертам, исследователям, работающим и проживающим порой за тысячи километров друг от друга.

Межвузовское сотрудничество в области разработок учебных модулей образовательных программ, научных исследований является одновременно и источником, и результатом развития информационно-дистанционных коммуникаций, ставших уже неотъемлемыми составляющими системы непрерывного образования. Применение дистанционных технологий в повседневной коммуникации и жизни современного вуза делает возможным создание и техническую поддержку тематических сайтов и форумов на платформе вуза, способствует обмену опытом, учебными разработками, результатами научных исследований в ежедневной работе студентов, преподавателей, научных сотрудников, профессиональных сообществ.

Умение работать с новой информацией, находить, анализировать и использовать различные тематические ресурсы, выбирать необходимый для осуществления профессиональной деятельности контент в своей ежедневной работе является сегодня одним из показателей высокой квалификации специалиста и его профессиональной успешности, равно как и работа по систематизированию новых ресурсов, пополнению и обновлению их перечней. Таким образом, создание, техническая поддержка тематических ресурсов, разработка и регулярное обновление контента, копирайтинг вносят свой вклад в формирование сети профессиональных хранилищ данных, электронных библиотек, систематизированных каталогов, прочих резервов, способствуя профессиональному развитию специалистов. Например, в современном педагогическом сообществе исследовательская деятельность понимается как неотъемлемая составляющая профессиональной, исследование — как необходимый компонент профессиональной педагогической деятельности и образовательного процесса как такового. В результате происходит развитие профессиональной коммуникации, без которой собственно исследования было бы сложнее классифицировать, определять первоочередные задачи, приоритетные проекты, намечать инновационные пути, уточнять и предлагать исследователям необходимые новые направления, распределять, систематизировать, интегрировать полученные данные. В современном образовательном пространстве вышеперечисленные возможности обеспечиваются в первую очередь развитием интеллектуальных, т. н. высоких технологий.

Результаты, отраженные в тезисах, статьях, отчетах, сегодня могут существовать не только в печатном виде, но также, равноправно, и в электронном, что существенно уменьшает сложности поиска для специалистов необходимых текстов и данных по различным направлениям, способствует сопоставлению их с собственными исследованиями и разработками, профессиональному развитию специалистов.

Исторически сложившаяся формация в эволюции отечественной системы образования определяет векторы предполагаемого дальнейшего движения:

  • к реализации проектов по разработке основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры;
  • в сторону гуманитаризации образования;
  • при активном использовании технических средств и информационно-коммуникационных технологий.

Инновационные технологии дистанционного образования, как указывалось выше, призваны способствовать развитию межвузовской коммуникации, сотрудничеству в области разработок модулей образовательных программ, нахождению новых ресурсов. Возможности посещения онлайн-конференций, вебинаров, онлайн лекций, совещания по Skype в режиме реального времени оптимизируют временные затраты для разработчиков модулей образовательных программ, даже работающих в одном и том же городе и в одном и том же вузе.

Вышеперечисленные инновации в современной системе высшего образования отражают развитие идей непрерывного учения, тенденции формирования единого образовательного пространства.

Список литературы

  1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки [Электронный ресурс] // URL: http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/i/ierarxicheskaya-struktura (дата обращения 11.03.2015)
  2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] // URL: http://didacts.ru/dictionary/1022/word/gumanitarizacija-obrazovanija (дата обращения 11.03.2015)
  3. Педагогический словарь библиотекаря [Электронный ресурс] // URL: http://didacts.ru/dictionary/1013/word/gumanitarizacija-obrazovanija (дата обращения 11.03.2015)
  4. Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам [Электронный ресурс] // URL: http://didacts.ru/dictionary/1025/word/gumanitarizacija-obrazovanija (дата обращения 11.03.2015)
  5. Кузнецова О.В. Эволюция идей непрерывного образования: предпосылки формирования единой концепции, современное состояние, тенденции развития // NovaInfo.Ru. - 2014. - № 27. - С. 247-253
  6. Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/3871 (дата обращения 13.03.2015)
  7. Кузнецова О.В. Тенденции развития концепции непрерывного образования в России в начале XXI в. // NovaInfo. - 2014. - № 29. - С. 317-322
  8. Кузнецова О.В. Развитие технологий дистанционного образования в России в начале XXI в. // NovaInfo. - 2014. - № 28. - С. 365-372
  9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/4696/файл/3083/MON-r-907_ot_17.04.2014_g..pdf (дата обращения 13.03.2015)
  10. The Learning Age [Электронный ресурс] // URL: http://www.lifelonglearning.co.uk/greenpaper (дата обращения 14.03.2015)
  11. Education and training: Lifelong Learning Programme [Электронный ресурс] // URL: http://ec.europa.eu/education/tools/llp_en.htm (дата обращения 13.03.2015)
  12. Lifelong Learning [Электронный ресурс] // URL: http://www.smart-edu.com/lifelong-learning.html (дата обращения 14.03.2015)