К вопросу профессионально-личностного развития педагога

№32-2,

педагогические науки

Знания служат когнитивным компонентом платформы профессионально-личностного развития педагога в системе непрерывного образования. Дескриптив контента духовно-нравственной компетенции будущего педагога основан на цели развития способности студента к успешной реализации в будущей образовательной практике принятых в обществе ценностных установок и стандартов, обозначению предпосылок и алгоритмов для достижения оптимальных результатов.

Похожие материалы

Когнитивным компонентом платформы профессионально-личностного развития педагога в системе непрерывного образования служат знания, составляющие, в свою очередь, базис компетентностей педагога.

Знания являются необходимой доминантой для эффективного выполнения непрерывно возникающих в профессиональной деятельности, обучении, воспитании, исследовательских изысканиях педагогических задач, залогом успешного определения наилучших путей решения вопросов современной школы, фундаментом всей профессиональной деятельности педагога, ключом для дальнейшего обучения, непрерывного развития.

В современной системе высшего педагогического образования предполагается отражение требований научности, вариативности образовательных программ и включенных модулей, системности их; изучение закономерностей индивидуально-личностного становления ребенка, обозначение содержания, форм, методов, средств и характера взаимодействия в целостном педагогическом процессе, руководящих идей, нормативных требований к его организации и ведению [1].

Знания служат фундаментом для определения будущим педагогом своей роли как транслятора не только профессионального знания, но и культурных ценностей, как образца для учащихся, который они в той или иной степени копируют.

Необходимость непрерывного пополнения и обновления знаний, являвшаяся насущной необходимостью для педагога во все времена, сегодня поддерживается концепцией непрерывного учения, обозначаемой основным перспективным транснациональным направлением развития образования.

Просмотр содержания образовательных программ педагогического направления и контрольно-оценочных критериев предполагает определение и дескриптив необходимых для профессионально-педагогической деятельности компетенций, обозначение приоритетных линий и дополнительных.

Приобретение необходимого пакета знаний призвано помочь будущему педагогу научиться достигать поставленных целей в его дальнейшей профессионально-педагогической деятельности, добиваться результатов, эффективно организовывать работу по разъяснению учащимся принятых в обществе норм, стандартов, требований. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейл) [2].

Духовно-нравственная компетентность педагога рассматривается как необходимое качество профессионала, как одна из основополагающих составляющих необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности компетентностей; представляется неотъемлемым компонентом и необходимой основой профессиональной успешности будущего педагога, обозначающей для него возможные направления вариативного поведения в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Сегодня духовно-нравственная компетентность педагога понимается как его способность к успешной реализации в образовательной практике принятых в обществе ценностных установок и стандартов, определению предпосылок и алгоритмов для достижения оптимальных результатов. При этом компетенция определяется как требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность — как степень освоения компетенции, личностная характеристика человека [3, с. 31].

Духовно-нравственная составляющая профессионального знания педагога захватывает и комплекс смежного знания (основ бихевиоризма, необихевиоризма, возрастной психологии, закономерностей развития общества, основ права, геоэкономики, этики, истории, мировой художественной культуры), предполагает персонализационный компонент, способствуя развитию творческого и аналитического мышления будущих педагогов.

Определим интерпретацию ценности и нравственной культуры, сопоставив толкования данных концептов в различных источниках.

Интерпретация представления о ценности как одной из основных понятийных универсалий философии, означающей в схематическом измерении невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности, приведена в современной философской энциклопедии [4].

Обозначаются и различные формации истории вопроса: «Монтень указывал на субъективную природу ценности» [5]. «Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ. «Ценность», т. о., соотносилась им с миром субъекта — с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот» [4]. Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях Канта… Все имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон» [5].

Толкование концепта о нравственной культуре находим в различных источниках; остановимся на распространенной трактовке, предложенной в энциклопедии культурологии: «Уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию» [6].

«Под воздействием жизненного опыта и воспитания, нравственного и эстетического просвещения, собственно готовности к совершенствованию человек аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Нравственную культуру можно характеризовать как “нравственную мудрость”... Неслучайно многие философы называли этику “практической философией” (Сократ). “Наукой о должном” ее называл Кант, ибо она должна научить человека, как поступить сообразно разуму... Нравственная культура должна следовать не превратностям бытия, а априорному... закону разума» [7].

В семантическом словаре нравственность определяется как «духовные качества, которыми руководствуется человек, моральные устои» [8].

Отметим, что вопрос о профессионально-личностном развитии педагога в системе непрерывного образования в целом и развития его духовно-нравственной компетентности в частности неоспоримой инноватикой в педагогике не может считаться, если только не при фокусировании на сегодняшних проблемах образования. Вопросам профессионально-личностного развития педагога посвящали свои труды такие крупнейшие мыслители, педагоги, писатели, просветители, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д Ушинский, А.С Макаренко и многие другие. Многие педагогические идеи и дидактические принципы, выдвигавшиеся ими, и поныне не теряют своей актуальности.

В биографическом очерке «Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность» М.Л. Песковский исследует труды основоположника научной педагогики в России: «...воспитание должно образовать, оформить прежде всего “человека”, – и потом уже из него, как из личности развитой, нравственной, непременно выработается и соответствующий специалист, любящий избранное им дело, преданный ему, тщательно изучающий его и потому способный приносить наибольшую пользу в избранной им сфере деятельности, соответственно размерам своих природных дарований. Такого именно воспитания и добивался Ушинский во всем, что вышло из-под его пера теоретического, а равно – и в своей педагогической практике. Особенно же большую услугу оказал он в этом отношении своим последним трудом – “Человек как предмет воспитания”, разъяснив в нем основы, условия и требования истинно человечного и человеческого воспитания» [9].

Б.З. Вульфов обозначает понятие «педагогическая духовность» как «...максимум человеческого в профессиональном исполнении учителя; взаимоуважение учителя и ученика; безусловная вера в возможности ребенка; способность удивляться...; способность к профессиональной рефлексии» [11, с.48-52].

Сегодня при формировании контента, рекомендуемого к изучению будущими педагогами для успешного осуществления в дальнейшем профессионально-педагогической деятельности, при определении содержания духовно-нравственного компонента помимо изучения трудов крупнейших педагогов прошлого представляется целесообразным исследование ресурсов, посвященных перспективам развития современного образования и форсайт-проектирование, основывающееся на ряде данных:

  • законов РФ (Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка и т.д.);
  • основ специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;
  • трудов ведущих педагогов-современников по обозначенной проблематике;
  • современных концепций, теорий, программ, учебников и учебно-методических пособий;
  • особенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога;
  • педагогических основ общения, теоретического обеспечения процесса воспитания;
  • способов организации воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки.

Осуществимым представляется также формирование у обучающихся следующих умений как приоритетных, в будущем значимых для успешной профессионально-педагогической деятельности и профессионально-личностного развития:

  • целеполагания - определения педагогических целей, их детализации в системе основных задач;
  • определения содержания, концепций, форм и методов воспитания;
  • обозначения эффективных моделей педагогического сотрудничества;
  • диагностирования ситуации, квантификации результатов деятельности, их коррекции;
  • саморазвития в системе непрерывного образования;
  • развития духовно-нравственного потенциала в сочетании с другими профессиональными компетентностями педагога;
  • готовности к решению следующих типовых задач:
  • воспитание учащихся,
  • формирование у них духовных, нравственных ценностей, определенного культурного уровня.

Изучение обозначенных основ обучающимися предполагает включение практической составляющей, направленной на закрепление фундаментальных теоретических знаний, в ходе педагогической практики студентов старших курсов, в том числе:

  • практику индивидуального подхода для повышения мотивации учащихся к приобретению знаний;
  • содействие адаптации учащихся в коллективе;
  • взаимодействие с родителями учащихся, организацию консультационных занятий помощи в семейном воспитании;
  • проведение тематических внеклассных занятий;
  • проведение комплексов мероприятий, направленных на формирование высокого уровня культуры учащихся.

Ожидаемыми результатами профессионально-педагогической подготовки студентов, в том числе составляющей формирования культурных значений, подготовленности выпускников к дальнейшему профессионально-личностному обогащению и развитию предполагаются:

  • владение системой культурных, смежных, специальных, педагогических знаний;
  • понимание необходимости непрерывного пополнения и обновления знаний, непрерывного саморазвития и дальнейшего обучения;
  • умение использовать приобретенные знания в ежедневной профессионально-педагогической деятельности, в практической работе.

«Компетентность - это способность получать запланированный конкретный результат» (П. Вейл) [2].

Результативность может обозначаться в определенных измерительных единицах (успешное решение тестов, практических заданий, проведение мероприятий, и т.д.), отвечая сегодняшним вызовам и потребностям реальной практики. Направленность на результат понимается как основа саморегуляции будущего педагога, развития его способности к профессионально-личностному развитию, определению оптимальных вариантов в различных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с различными исходными параметрами и ресурсами.

В настоящее время ресурсы обеспечения профессиональной деятельности педагога неисчерпаемы, появление новых источников обеспечивается как создаваемыми и обновляемыми внутри определенной образовательной структуры механизмами и условиями, так и возникающими извне разнообразными существующими формациями.

Реализация культурных значений профессиональной деятельности педагога предполагает в том числе компетентное взаимодействие, активное сотрудничество педагога и обучающихся, включающее мотивацию обучающихся к исследовательской деятельности, самостоятельному отбору новой информации по избранной теме. Выполнение самостоятельной работы по отбору, анализу, классификации неструктурированной информации, дополняющей стандартные информационные источники, приобретение навыка самостоятельного определения дополнительных ресурсов и документов сверх установленного минимума стандартных формируют необходимые для будущей профессиональной деятельности умения, развивают способность обучающихся к осмыслению и проектированию задач, освоению универсальных алгоритмов действий в любом виде деятельности.

Успешное освоение подобной проектно-исследовательской основы образования поддерживает личностное развитие обучающихся как вид универсальных учебных действий.

Помощь обучающимся в выполнении видов самостоятельных работ, входящая в стандартный пакет задач педагога, активное взаимодействие и сотрудничество обучающихся и педагога, определение педагогом актуальных направлений, утверждение их, контроль и коррекция задач способствуют профессионально-личностному развитию и самого педагога, развивают базовые умения определять, получать, классифицировать, структурировать педагогическую информацию из различных источников, в том числе научно-популярных, художественных, иных специальностей, документальных и т. д.

Таким образом, профессионально-личностное развитие педагога в системе непрерывного образования предполагает:

  • осуществление профессионально-педагогической деятельности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных контекстах;
  • регулярность просмотра, дескриптив педагогических задач;
  • регулярность просмотра поддерживающего контента;
  • форсайт-исследования приоритетных направлений педагогической деятельности;
  • своевременное определение инновационных путей, проектов;
  • обозначение, непрерывное пополнение, обновление перечней каталогов возможных ресурсов, способствующих успешному выполнению намеченных педагогических задач.

Список литературы

  1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] // URL: http://didacts.ru/dictionary/1022/word/principy-celostnogo-pedagogicheskogo-procesa (дата обращения 20.03.2015)
  2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/295/63295/33409/page3 (дата обращения 20.03.2015)
  3. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. М.: Академия, 2009. - 496 с.
  4. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://iph.ras.ru/elib/3342.html (дата обращения 16.03.2015)
  5. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://www.terme.ru/dictionary/879/word/cenost (дата обращения 16.03.2015)
  6. Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/436 (дата обращения 16.03.2015)
  7. Культурология. XX век. [Электронный ресурс] // URL: http://www.psyoffice.ru/6-182-kultura-nravstvenaja.htm (дата обращения 16.03.2015)
  8. slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068&di=vsem3&wi=4596
  9. Песковский М.Л. Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность [Электронный ресурс] // URL: http://knigosite.org/library/read/13277 (дата обращения 16.03.2015)
  10. Семантический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068&di=vsem3&wi=4596 (дата обращения 16.03.2015)
  11. Вульфов Б.З. Учитель: Профессиональная духовность / Б.З. Вульфов. - Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 48-52
  12. Кузнецова О.В. Эволюция идей непрерывного образования: предпосылки формирования единой концепции, современное состояние, тенденции развития // NovaInfo.Ru. - 2014. - № 27. - С. 247-253
  13. Кузнецова О.В. Тенденции развития концепции непрерывного образования в России в начале XXI в. // NovaInfo. - 2014. - № 29. - С. 317-322
  14. Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж.-Ж. , Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика , 1989. - 416 с.
  15. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.
  16. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с.
  17. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год / Под ред. А. И. Шифмана. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 720 с.
  18. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год / Под ред. А. И. Шифмана. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 917 с.
  19. Этика: Нравственные Ценности [Электронный ресурс] // URL: http://sci-book.com/etika/nravstvennyie-tsennosti-32115.html (дата обращения 22.03.2015)
  20. Философский словарь. Энциклопедия философских терминов онлайн [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil.html (дата обращения 22.03.2015)
  21. Educational Research Abstracts [Электронный ресурс] // URL: http://www.educationarena.com/era (дата обращения 22.03.2015)
  22. Field J., Leicester M. Lifelong Learning: Education Across the Lifespan [Электронный ресурс] // URL: http://en.bookfi.org/book/1128096 (дата обращения 22.03.2015)
  23. McNamara C. Managing Ethics in the Workplace [Электронный ресурс] // URL: http://managementhelp.org/freebusinesstraining/ethics.htm (дата обращения 22.03.2015)
  24. Grapsas A., Ilic V. Behaviour, Ethics and Communications at the Workplace: a Subject [Электронный ресурс] // URL: http://www.pdfdrive.net/behaviour-ethics-and-communication-at-the-workplace-a-subject-e1365319.html (дата обращения 22.03.2015)
  25. Ethics In The Workplace [Электронный ресурс] // URL: http://workplace-safetytips.com/ethics-in-the-workplace (дата обращения 22.03.2015)
  26. Ethics in Education [Электронный ресурс] // URL: http://www.excite.com/education/education/ethics-in-education (дата обращения 22.03.2015)
  27. Simmons C. Professional Code of Ethics in Education [Электронный ресурс] // URL: http://www.ehow.com/about_6551888_professional-code-ethics-education.html (дата обращения 22.03.2015)
  28. Tucker K. Professional Code of Ethics for Teachers [Электронный ресурс] // URL: http://www.ehow.com/about_6639418_professional-code-ethics-teachers.html (дата обращения 22.03.2015)
  29. Kuehn P. R. Teacher Ethics [Электронный ресурс] // URL: http://paulkuehn.hubpages.com/hub/Teacher-Ethics (дата обращения 22.03.2015)