Особенности условий среды проживания и обучения сельских учащихся (на примере Нижегородской области)

NovaInfo 25
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье показана актуальность изучения особенностей морфофункционального развития сельских школьников. Учащиеся сельских школ сохраняют свои особенности развития, все более стирающиеся в современных условиях существования. Учитывая территориальную обособленность формирования морфофункциональных показателей такой группы детей и подростков возникает необходимость разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Ключевые слова

СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ, УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

В исследованиях Прохорова Б.Б. (2003) сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. Сельская местность России, в которой проживает 26,7% населения страны, всегда отличалась и отличается существенной дифференциацией социально-экономических возможностей территориально-административных образований не только на межрегиональном, но и на внутрирегиональном уровне [16]. Географический фактор (региональный и локальный) самым непосредственным образом влияет на все аспекты жизнедеятельности школы, предопределяет возможности создания регионально адаптивной модели развития. Из этого следует, что каждая сельская школа России функционирует в неповторимых социально-экономических и социально-культурных условиях региона. Сельская школа, являясь динамичной образовательной структурой, особым российским социокультурным институтом и важнейшим компонентом сельского социума, должна адекватно реагировать на социальные и экономические изменения, которые требуют существенных перемен в деятельности самой школы [6,7,13,14,17,19,23].

По данным Министерства образования и науки РФ, за последние три года количество средних учебных заведений по стране сократилось более чем на 5 тысяч (на 10% от общего количества). Причем, в основном это сельские, так называемые малокомплектные школы. Число учащихся ежегодно снижается в среднем на 200 тысяч человек. Только за последний учебный год в Нижегородской области закрылось более 100 сельских школ, в Рязанской — 80, Курской — 58, Оренбургской — 36, в Алтайском крае — 46. Сейчас в стране насчитывается 43323 ООУ, из них 27000 — сельские (11500 малокомплектные). Треть школьного контингента — учащиеся сельских школ [5,8,11,12,21,22].

Нижегородская область — субъект Российской Федерации, один из крупнейших регионов Центральной России. Входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — Нижний Новгород. Площадь — 76 900 км², протяжённость с юго-запада на северо-восток — более 400 км. Основные различия в климате проявляются по линии север-юг, между лесным Заволжьем и возвышенным Правобережьем. В целом область находится в зоне умеренно-континентального климата [9,15,20].

В Нижегородской области проживает около 3,7 млн. человек (в основном русские — 95%), что составляет 2,5% от всего населения страны — 8-е место среди субъектов РФ. С введением в стране экономических реформ с 1992 года, естественный прирост населения был отрицательным, это отразилось во всех районах и городах области. В 2004 году отмечены первые позитивные демографические тенденции в виде прироста рождаемости на 14% (с 7,6 в 2000г. до 8,9 на 1000 населения в 2003г.). Всемирно-исторический процесс урбанизации затронул и Нижегородскую область. Основная масса населения проживает в Приволжско-Окских городах и районах, включая областной центр — Н.Новгород. В области наблюдается постепенное увеличение численности городских при сокращении доли сельских жителей. В целом по области в середине 50-х годов XX века соотношение городского населения было примерно равное. Плотность населения по данным на 2013 год 42.93 чел/км², удельный вес городского населения — 79,14% [4,9,15,21].

Нижегородская область — одна из самых индустриальных областей России. Экологические проблемы связаны с развитием промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и ростом городов. Самым мощным загрязнителем окружающей среды выступает промышленность, её отходы действуют на все компоненты природы. Ведущее неблагоприятное воздействие на здоровье человека оказывает загрязнение атмосферы предприятиями Н.Новгорода, Дзержинска, Кстова, Выксы, Кулебак, Балахны, Павлова. Наиболее распространенными вредными веществами традиционно являются пыль, двуокись серы, двуокись азота, окись углерода, углеводороды, следующие из них кислотные дожди. Суммарный уровень загрязнения атмосферного воздуха по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА, у.е.): Н.Новгород — 4,3; Дзержинск — 6,1; Арзамас — 4,2; Кстово 4,3; Балахна — 3,7. Реки области загрязнены нефтепродуктами, фенолом, аммонийным азотом, различными ядохимикатами, стоками с животноводческих комплексов [61,169]. Экологическое зонирование территории Нижегородской области на основе разработанного индекса антропометрической нагрузки (Jан) (Гелашвили Д.В., 2003) включающие нормированные валовые эколого-экономические показатели, позволило выделить 4 кластера экологической ситуации: к «относительно удовлетворительной» отнесено — 17, «умеренно-напряженной» — 15, «напряженной» — 9 и к «критической» — 6 административных районов [2].

На начало 2012-2013 учебного года количество сельских школ составило 59,4% от общего количества учреждений. За период с 2009 по 2012 год в области на фоне значительного закрытия малокомплектных школ увеличилось количество образовательных учреждений, имеющих оборудованные в соответствии со всеми требованиями медицинские кабинеты (с 52, 3 до 57,5% в ОУ), кабинеты врачей (28,5-41,8%), спортивные залы (78,2-92,2%), пищеблоки (с 82,1-95,2%). В области увеличилась доля образовательных учреждений, имеющих образовательные программы по культуре здоровья — с 49,9 до 72,57%; электронные программы по формированию ЗОЖ — с 65,5 до 87,24%; ведущих дополнительные занятия спортивно-оздоровительной направленности — с 83,6 до 93,68%. В 74,25% школ проводятся беседы с родителями по вопросам здоровья детей и ЗОЖ, 36,6% школ используют для этой цели современные педагогические технологии (интерактивные формы и методы обучения) [1,3,10,12].

По результатам комплексной оценки состояния здоровья менее половины сельских школьников Нижегородской области (2010 г) признаны здоровыми: 1-я группа здоровья — 10,1% школьников, 2-я — 34,2%, больных детей зафиксировано 54,6%, из них 53,2% с хронической патологией в стадии компенсации и 1,4% — в стадии субкомпенсации. Распределение школьников по группам здоровья в зависимости от ступени обучения показывает снижение количества здоровых детей с увеличением учебного стажа — с 63,3% в младших классах до 35,5% — в старших. Уровень заболеваемости сельских школьников по обращаемости ниже, по сравнению с результатами углубленных медицинских осмотров городских детей, что связано с меньшей доступностью квалифицированной медицинской помощи на селе и сниженной медицинской активностью сельских жителей [1,10,20,23].

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом — обязательные условия здорового образа жизни. По данным исследований, проведенных в Центре здоровья для детей города Арзамаса Калюжным Е.А. с соавт. (2012), среди обследованных сельских школьников области 29,7% систематически занимаются спортом, 62,7% детей села занимаются физкультурой случайно, а 7,6% — совсем не занимаются физкультурой и спортом [18].

По сравнению с 2010 годом улучшилось и кадровое обеспечение здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений. Нижегородская школа, по мнению Зобковой М.Ю. и Родионовой Е.А. (2012), становится школой, содействующей сохранению и укреплению здоровья учащихся. 72,7% сельских школьников стремятся правильно организовать режим своего питания. У 93,2% сельских детей отмечается высокая калорийность рациона, а у остальных (6,8%) — низкая. 35,7% сельских школьников ведут активный образ жизни, 59,8% — умеренно-активный, а у 4,5% учащихся сельских школ в образе жизни лидирует пассивность. Характер отдыха у детей сельской местности: 8,9% предпочитают активный отдых, 79,3% — смешанный, а 11,8% — пассивный [12,18,22].

Таким образом, изучение современных тенденций морфофункционального развития сельских школьников выявило недостаточность информации, отражающей полноту спектра показателей физического развития, являющегося одним из главных маркеров здоровья. Малочисленность публикаций о физическом развитии сельских школьников актуализирует проведение мониторинговых исследований с использованием методов комплексных оценок морфофункциональных показателей. По имеющимся данным учащиеся сельских школ сохраняют свои особенности развития, все более стирающиеся в современных условиях существования. Учитывая территориальную обособленность формирования морфофункциональных показателей такой группы детей и подростков возникает необходимость разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Читайте также

Список литературы

  1. Богомолова, Е.С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода / Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, Т.В.Бадаева [и др.] // Медицинский альманах. – 2012. - №3 (22). – С.193-198.
  2. Гелашвили, Д.Б.Экологическое зонирование территорий с учетом роли сохранившихся естественных экосистем (на примере Нижегородской области) / Д.Б.Гелашвили [и др.] // Поволжский экологический журнал. – 2003. - №2. – С.99-108.
  3. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2012 году (во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2012 года №675 «О докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области». - URL: http://www.government-nnov.ru/ Дата обращения: 26.08.2013.
  4. Доклад Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области «Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области в 2012 году. - URL: http://mineco-nn.ru. Дата обращения: 23.07.2013.
  5. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
  6. Иванников, А.И. Динамика и тенденции физического развития детей Воронежской области / А.И.Иванников, В.П.Ситникова, А.Н.Пашков // Вопросы современной педиатрии. – 2007. – Т. 6. - № 2. – С. 24-28.
  7. Кучма, В.Р. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот / В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, О.Ю.Милушкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». -Ч. 2. – М., 2002. – С. 236-238.
  8. Кучма, В.Р. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье / В.Р.Кучма, В.Н.Кардашенко, Н.Н.Суханова [и др.]. Методические рекомендации. – М.: Госкомитет санэпиднадзора России, 1996. – 55 с.
  9. Любов, М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие / М.С.Любов. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 97 с.
  10. Назарова, Л.В. Динамика физического развития сельских школьников, проживающих на территориях с разной степенью выраженности йодного дефицита: автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.02.01 / Назарова Любовь Владимировна. – Нижний Новгород, 2010. – 21 с.
  11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России, 2010. - №4. – С.62-70.
  12. Образование в Нижегородской области. Наша новая школа: Развитие инфраструктуры образования как условие достижения качественного образования / Под ред. М.Ю.Зобковой, Е.Л.Родионовой. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 111 с.
  13. Обучение здоровью в сельской школе (опыт, проблемы, пути решения) / Под общ. ред. Н.В.Борисовой. – Чебоксары, 2005. – 33 с.
  14. Обучение жизненным навыкам в школе. WHO/MNH/PSF/93.7A.Rev.2 Женева: ВОЗ. 1997.
  15. Показатели состояния здоровья школьников г.Нижнего Новгорода и области. Справочные материалы / Научный редактор Е.П.Усанова. – Н.Новгород: Издательство «Китеж» Петровская академия наук и искусств, 1997. – 116 с.
  16. Прохоров, Б.Б. Экология человека / Б.Б.Прохоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  17. Рапопорт, И.К. Сельская начальная школа Смоленской области: проблемы гигиены и охраны здоровья учащихся / И.К.Рапопорт, А.А.Сергеева // Материалы ІІ Конгресса РОШУМЗ с международным участием. – М.: Издатель Научный центр здоровья для детей РАМН, 2010. – С.517-519.
  18. Развивающий потенциал научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения факторов здоровья сельских школьников / Е.А.Калюжный [и др.] // Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения в сфере социально-гуманитарного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Арзамас: АФ ННГУ, 2013. – С.143-146.
  19. Родионов, В.А. Состояние здоровья сельских школьников Чувашии / В.А.Родионов // Педиатрия . – 2001, №6. – С.68-71.
  20. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) / Ю.И.Савченков, О.Г.Солдатова, С.Н.Шилов. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2013. – 143 с.
  21. Сайт правительства Нижегородской области: URL: http://www.government-nnov.ru/ Дата обращения: 26.08.2013
  22. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  23. Этническо-территориальные особенности физического развитие школьников в регионах Приволжского Федерального округа / Н.А.Матвеева [и др.] // Нижегородский Медицинский Журнал. - 2003. — №1. - С.133-139.

Цитировать

Михайлова, С.В. Особенности условий среды проживания и обучения сельских учащихся (на примере Нижегородской области) / С.В. Михайлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 25. — URL: https://novainfo.ru/article/2179 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться