Субъективная реальность как исходная форма всякого знания

NovaInfo 7, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Под человеческой субъективной реальностью (далее сокращенно – СР)имеется в виду динамический (лучше сказать, исторический) континуум сознаваемых состояний человека, временно прерываемый глубоким сном или случаями потери сознания. Этот континуум, включающий множество явлений, с трудом поддающихся дискретизации,в значительной степени центрирован нашим Я, взятым в его рефлексивных и арефлексивных, актуальных и диспозициональных измерениях.СР, столь близкая и знакомая каждому, есть единственное удостоверение того, что мы живем. Это – всегда персональная собственность, которой, однако, мы часто владеем неуверенно и фрагментарно. Известно,что «Я» – плохой хозяин в собственном доме, полном тайных закоулкови привидений.

Ключевые слова

СОЗНАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ, СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ПСИХИЧЕСКОЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, КОДОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, КОДОВЫЙ ОБЪЕКТ, РАСШИФРОВКА КОДОВ, ПОЗНАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, МОДАЛЬНОСТИ, ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ, СВОБОДА ВОЛИ, ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИКИ, ТРАНСГУМАНОИДЫ, КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА, ЗНАНИЕ

Текст научной работы

Под человеческой субъективной реальностью (далее сокращенно – СР)имеется в виду динамический (лучше сказать, исторический) континуум сознаваемых состояний человека, временно прерываемый глубоким сном или случаями потери сознания. Этот континуум, включающий множество явлений, с трудом поддающихся дискретизации,в значительной степени центрирован нашим Я, взятым в его рефлексивных и арефлексивных, актуальных и диспозициональных измерениях.СР, столь близкая и знакомая каждому, есть единственное удостоверениетого, что мы живем. Это – всегда персональная собственность, которой, однако, мы часто владеем неуверенно и фрагментарно. Известно,что «Я» – плохой хозяин в собственном доме, полном тайных закоулкови привидений.

Вместе с тем то, что именуется СР не менее реально для меняи вас, чем вот этот стол, за которым вы сейчас сидите. И всякое отображение внешнего объекта, всякое мое знание о нем имплицитно содержит отображение моих собственных субъективных состояний, тех явлений СР, в которых мне дано содержание этого внешнего объекта.

Мы постоянно общаемся с другими и таким путем худо или беднопостигаем внутренние, субъективные состояния другого человека. Стремясь понять другого, мы нередко ошибаемся или оказываемся обманутыми. В ряде случаев, когда это жизненно важно, добиваемся любой ценойадекватного знания о чувствах, мыслях, намерениях другого человека.Проблема диагностики подлинности субъективных переживаний инамерений другого человека в условиях нынешнего чрезвычайно быстрого умножения и усложнения коммуникаций является исключительноактуальной.

Каждый из нас загружен множеством знаний о своем «Я» и явленияхсубъективного мира (своего и другого) – представлениями, предположениями, соображениями, концепциями, в том числе почерпнутыми изсобственного опыта, художественной литературы, философии и науки.Многие из нас отчетливо сознают зыбкость, слабость, роковой экзистенциальный дефицит такого рода знаний.

И тем не менее некоторые из имеющихся у нас знаний о собственной СР вполне надежны, могут выступать в роли исходных посылок для болееглубокого познания столь прихотливого объекта. Если бы это было не так,то познание вообще оказалось бы невозможным, ибо всякое знание осуществляется в форме СР (восприятий, представлений, мыслей отдельныхлюдей). Это – исходнаяи конечная форма всякого действительного знания.Исходная – в том смысле, что любое знание первично возникает лишь в качестве содержательно определенных явлений СР отдельных индивидуумов(иного не бывает, если в мире нет Бога и божественных существ). Конечная – в том смысле, что знание, опредмеченное в письменных текстах и другихматериальных носителях, является «мертвым», пребывает в состояниианабиоза, если оно никем не распредмечивается и не приобретает качества СР (разумеется, знание в форме явлений СР объективированы в мозговых нейродинамических кодах и посредством внутренней и внешней речи;кроме того, знание, взятое в процессуальном плане, осуществляется лишьв динамическом контуре опредмечивания-распредмечивания, но это ужедругие аспекты проблемы, требующие специального анализа).Здесь важно подчеркнуть присущие человеческой психике врожденные (отработанные в эволюции и в антропогенезе) способностиадекватного отображения и оценки собственных субъективных явлений, а также развитие этих способностей в процессе жизни индивида.Тем не менее у человека на каждом шагу возникает задача различения надежных, адекватных знаний о явлениях собственного субъективного мира от тех знаний о нем, которые характеризуются как ложные,неадекватные или ненадежные (сомнительные, маловероятные).Но чтобы производить такое различение, необходимы обоснованныекритерии, претендующие на общезначимость.

Конечно, у каждого из нас есть подобного рода личные критерии,действующие зачастую интуитивно, во многом слабо вербализованныеи вероятностные по своему характеру, но все же позволяющие успешноориентироваться в собственном субъективном мире, верно оценивать текущие в нем события, поддерживать способность саморегуляции и адекватного самоотображения, целостность, идентичность нашего Я. Повторю, эта способность, имея в своей основе дар биологической эволюциии антропогенеза, формируется и развивается в процессе межличностных коммуникаций, биографического опыта. Проблема, однако, состоитв том, чтобы совершить переход от (выражаясь образно) «личной эпистемологии» СР к публичной, опирающейся на инварианты множества «личных эпистемологий», а затем к теоретическим решениям. Здесь – главныйкамень преткновения для философов прошлого и настоящего.

Несмотря на то, что мыслители с древних времен ставили в качествеодной из главных задачу самопознания, несмотря на колоссальный объем сказанного и написанного с тех пор философами, учеными, литераторами, мы крайне мало продвинулись вперед в ее решении. Сейчас, когдаземная цивилизация вступает в информационное общество, проблематика самопознания приобретает поистине судьбоносный характер. Иэто в полной мере относится к разработке гносеологии СР, призваннойсоздать продуктивную теоретическую основу для качественно новогоэтапа самопознания и самопреобразования.

Читайте также

Цитировать

Дубровский, Д.И. Субъективная реальность как исходная форма всякого знания / Д.И. Дубровский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 7. — URL: https://novainfo.ru/article/2214 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться