Против идеализма, против дуализма и особенно против материализма

NovaInfo 4, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Так декларирует свою общефилософскую позицию Дж. Серл, что вызывает недоумение. Допустимо ли отрицать идеалистические и дуалистические трактовки сознания, не разделяя в то же время материалистических убеждений? Это вызвано, конечно, неопределенностью в понимании материализма.

Ключевые слова

СОЗНАНИЕ, СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, МАТЕРИАЛИЗМ, ДУАЛИЗМ, ФУНКЦИОНАЛИЗМ, СЁРЛ, КРИТИКА, КОНЦЕПЦИЯ

Текст научной работы

Так декларирует свою общефилософскую позицию Дж. Серл, что вызывает недоумение. Допустимо ли отрицать идеалистические и дуалистические трактовки сознания, не разделяя в то же время материалистических убеждений? Это вызвано, конечно, неопределенностью в понимании материализма.

Рассмотрим основные положения Дж. Серла.

Автор ставит своей чуть ли не главной задачей: "преодолеть как дуализм, так и материализм". Он решительно отвергает существование «бессмертных духовных субстанций", постулируемых представителями объективного идеализма и религии, а также картезианским дуализмом. Не приемлет он и "дуализм свойств" (т.е. характерную для некоторых представителей аналитической философии установку "концептуального дуализма" в отличие от "субстанциального дуализма" Декарта). "Дуализм свойств", по его мнению, связан с традиционными картезианскими категориями и соответствующим им словарем, что не позволяет нам преодолеть дуалистический раскол единой реальности: "Я отвергаю, - пишет Дж. Серл, - и дуализм свойств, и субстанциальный дуализм, но именно потому, что я отвергаю дуализм, я также отвергаю материализм и монизм. Глубокое заблуждение считать, будто необходимо выбирать между этими взглядами".

Вот это любопытно! В чем же состоит "глубокое заблуждение"? И почему впадают в него?

Неразумно думать - заявляет Серл, - что "все должно быть категоризовано либо как ментальное, либо как физическое". Куда, спрашивает он, следует отнести, например, "правительство Калифорнии"? В равной степени неверно считать, что все в мире является исключительно физическим. "Экономическое", "политическое", "атлетическое" и т.д. "имеет свой способ существования". А это показывает, что дихотомия ментального и физического, на которой основывается дуализм, является упрощенной и в конечном итоге ложной. "Вывод отсюда такой: как только вы поймете противоречивость дуализма, вы также сможете понять, что материализм и монизм столь же ошибочны. Дуалисты спрашивают: "Сколько имеется видов вещей и свойств?" и считают до двух. Монисты, поставленные перед тем же вопросом, не идут дальше одного. Но подлинная ошибка заключалась в том, что вообще начинали считать. Монизм и материализм определяются в терминах дуализма и ментализма, и поскольку определения ментализма и дуализма противоречивы, то монизм и материализм наследуют эту противоречивость". Поэтому, говорит Серл, "лучше всего считать материализм в действительности формой дуализма. Материализм, таким образом, в определенном смысле оказывается наивысшим расцветом дуализма...". Я привел столь длинные цитаты, чтобы показать манеру и уровень аргументации автора.

Далее Дж. Серл подробно занимается "разоблачением" материализма, не давая, однако, его общего определения. Он справедливо критикует "элиминативный материализм", "теорию тождества" - различные варианты редукции "ментального" к "физическому", концепцию бихевиоризма, а также "функциональный материализм" (критика последнего вызывает, однако, ряд серьезных возражений, о чем я скажу дальше).

Избегая общего определения материализма, Серл ограничивается некоторыми его характеристиками, подчеркивает его "объективистскую онтологию" и "объективистскую методологию", которые будто бы исключают признание нередуцируемой "субъективной онтологии от первого лица"; это - "бегство от субъективности", "это просто сильный страх перед сознанием". "Глубочайшей причиной боязни сознания служит то, что сознание обладает этой, в сущности, ужасающей чертой - субъективностью. Материалисты не желают принимать эту черту, ибо они убеждены, что допущение существования субъективного сознания могло бы оказаться несовместимым с их понятием того, каким должен быть мир".

Эти выпады Дж. Серла против материализма во многом справедливы по отношению к "физикалистскому материализму", доминировавшему в "теориях сознания" аналитической философии. Справедливы они и по отношению к радикальному бихевиоризму. Однако такая общая трактовка материализма неправомерна (это много раз обосновывалось в нашей философской литературе). Неопределенность в истолковании материализма у Дж, Серла обусловлена, конечно, неопределенностью в понимании категории материи. Во многих местах книги, где говорится о материи, имеются в виду лишь физические явления и процессы. Отрицая физикалистский материализм, Дж. Серл остается на позициях физикалистского понимания материи, т.е. отождествляет понятие материи с понятием "физического", не различает философский и естественно-научный категориальные уровни при использовании термина "физическое".

Материя есть объективная реальность, основу которой составляют физические явления. Отсюда вовсе не следует, что "правительство Калифорнии" или "политическое" надо относить к физическому, но они вполне подходят под категорию объективной реальности, сохраняют свое отличие в качестве социальной реальности от сугубо физической реальности (и между тем, не существуют в отрыве от физической реальности). Что касается понятия субъективной реальности, то оно может быть вполне совместимо с принципами материализма. Это неоднократно демонстрировали советские авторы, а также некоторые представители западной философии. И это же - да, именно это! - демонстрирует нам в своей книге сам Дж. Серл, несмотря на столь жесткие и эмоциональные антиматериалистические декларации, приведенные выше.

Свой общий взгляд на проблему сознания Дж. Серл именует "биологическим натурализмом". Он стремится придерживаться научных позиций, подчеркивает необходимость соответствия выдвигаемой концепции сознания двум фундаментальным достижениям науки: "атомарной теории материи" (под которой он имеет в виду теорию известных физике частиц, полей, взаимодействий) и "эволюционную теорию в биологии". Сознание возникло естественным путем, "лишенные разума частицы материи могут породить разум в силу своей организации. Подобные кусочки материи организованы определенными динамическими способами, и именно динамическая организация создает разумность". Если это не материализм, то что же?

Далее в результате рассуждений Дж.Серл делает вывод, выделенный у него курсивом: "Сознание есть биологическое свойство мозга человека и определенных животных. Оно причинно обусловлено нейробиологическими процессами и в той же степени является частью естественного биологического порядка, как и любые другие свойства вроде фотосинтеза, пищеварения или деления клетки". Эти положения многократно повторяются и варьируются в книге. Дж. Серл подчеркивает "эволюционное преимущество сознания", связанное с увеличением возможностей различения, гибкости и креативности. Значительное внимание автор уделяет рассмотрению необходимой связи сознания с мозговыми процессами. С этой целью он использует идею эмерджентности. "Сознание есть свойство мозга высшего уровня (или эмерджентное свойство) в совершенно безобидном смысле слов "высший уровень" и "эмерджентный", подобно тому, как твердость является высшего уровня эмерджентным свойством молекул H2O, когда они обладают решетчатой структурой (лед)...". Сознание "является каузально эмерджентным свойством поведения нейронов", "есть каузально эмерджентное свойство систем", "все ментальные макрофеномены причинно обусловлены микрофеноменами нижнего уровня". Дж. Серл продуктивно анализирует формы каузальности ""снизу-вверх" или "от микро к макро" и, наоборот, "от макро к микро", рассматривает различные аспекты принципа эмерджентности.

Использование идеи эмерджентности в целях объяснения естественного происхождения сознания и его необходимой связи с мозговыми процессами является шагом вперед в обосновании материалистической позиции по сравнению с физикалистским редукционизмом. Здесь, однако, хотелось бы высказать ряд замечаний. Принцип эмерджентности является существенным, но недостаточным для объяснения специфики сознания и характера его связи с мозговыми процессами. В книге Дж, Серла это проявляется в том, что указанный принцип как бы уравнивает различные системные свойства, не позволяет четко выделить специфику субъективной реальности, более того маскирует качественное различие между биологическим и физическим уровнями системности. В этом отношении Дж. Серл отдает определенную дань парадигме физикализма: "ментальное состояние сознания есть просто обычная биологическая, то есть физическая, черта мозга". "Сознание есть ментальное и потому физическое свойство мозга в том смысле, в каком жидкое состояние есть свойство системы молекул". Сознание в нашей Вселенной представляет собой "нередуцируемо субъективный физический компонент как компонент физической реальности", Как видим, тут Дж. Серл близко подходит к "тождеству ментального и физического", которое он столь категорично отрицал. Утверждение, что сознание есть физическое, пусть и эмерджентное, является неправомерным. Остается совершенно непонятным, что такое "субъективный физический компонент", каким образом явлению субъективной реальности можно приписывать массу, энергию, пространственные характеристики (если оно действительно физическое свойство) и каким образом физическому свойству самому по себе можно приписывать интенциональность, "содержание".

Это относится и к определению сознания в качестве "биологического свойства", так как общие и необходимые характеристики биологического сами по себе ничего не говорят о субъективной реальности в ее специфическом качестве. В тени остается самый трудный вопрос о характере связи явлений сознания, субъективной реальности и мозговых процессов (об этом я буду еще говорить ниже). И, конечно, нельзя согласиться с тем, что всякое эмерджентное свойство является физическим (подобным "твердости", "жидкости" и т.п. - такие аналогии не способны продвинуть нас в понимании субъективной реальности). Тем не менее Дж. Серл с полным правом мог бы резюмировать суть своей позиции так: "сознание есть свойство высокоорганизованной материи". Он выступает как последовательный материалист и его взгляды в главном можно отнести к той разновидности материализма, которая в западной номенклатуре обозначается как "эмерджентистский материализм".

Весьма удивительно, однако, что Дж. Серл ни словом не упоминает о своих предшественниках. Эта разновидность материализма, которая именуется еще и "нередуктивистским материализмом", выступает в качестве четкой альтернативы не только идеализму и субстанциальному дуализму, но и различным версиям физикалистского материализма. Среди представителей аналитической традиции концепция эмерджентистского материализма была наиболее четко сформулирована и многопланово развита четверть века тому назад Дж. Марголисом в его монографии. Не постесняюсь сказать, что, благодаря моим немалым усилиям, эта ценная книга была переведена и после долгих проволочек всё-таки опубликована у нас в 1986 г. издательством "Прогресс"; во вступительной статье я пытался отметить ее значительные достоинства, связанные прежде всего с материалистическим истолкованием сознания, социальных процессов, явлений языка и культуры. Концепция эмерджентистского материализма разрабатывалась в различных аспектах Н. Сварцем, М. Бунге и другими западными философами. Существенный вклад в развитие этого направления под углом проблемы сознания и мозга внесен выдающимся нейрофизиологом Р. Сперри. Присоединение Дж. Серла к этому направлению материализма не может не вызывать положительного отношения.

Читайте также

Цитировать

Дубровский, Д.И. Против идеализма, против дуализма и особенно против материализма / Д.И. Дубровский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 4. — URL: https://novainfo.ru/article/2315 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться