Перед нами книга Джона Серла со столь интригующим названием. Издатели представляют автора как "одного из наиболее влиятельных современных философов с мировым именем". В чем же состоит "новое" открытие сознания?
Если говорить коротко, в истолковании сознания как субъективной реальности, в доказательствах неустранимости его описаний от первого лица, ибо "сознанию присуща неэлиминируемая субъективная онтология".
Отсюда резкое отрицание физикалистского редукционизма и бихевиористского замещения сознания поведением, неприятие теоретических оснований "когнитивной науки". Отдавая должное здравому смыслу, автор стремится сократить разрыв между философскими концепциями сознания и обыденными знаниями о "ментальной жизни", ее описаниями в естественном языке. Он опирается на принципы биологической эволюции с целью обоснования естественного происхождения сознания в качестве эмерджентного свойства высокоразвитых живых систем.
Такая позиция, как ни странно, весьма близка к той, которая в свое время защищалась у нас под флагом диалектического материализма. Сейчас она, оказывается, выражает некоторую новейшую тенденцию в развитии взглядов представителей аналитической философии. Важно подчеркнуть, что эта позиция во многом повторяет те подходы к разработке проблемы сознания, которые были характерны для советской философии 60-80-х годов, в том числе для моих статей и книг того времени. Поэтому, читая Дж. Серла, трудно связывать ход его мыслей с "новым открытием сознания".
Однако в его книге немало интересных рассуждений и выводов, стимулирующих размышления в области столь актуальной и сложной темы. Именно близость во многом наших общих подходов к ее трактовке создает благоприятную возможность для полемики. Ниже я попытаюсь высказать свои критические соображения по ряду теоретических вопросов, а также по поводу некоторых экстравагантных суждений автора.
Критический акцент при рассмотрении книги Дж. Серла вызван слишком высокой мерой теоретической рыхлости ее содержания, непоследовательности, неосновательности и противоречивости суждений автора в сочетании с претензией на "новое открытие сознания", на фоне рекламной издательской аттестации автора как "одного из наиболее влиятельных современных философов с мировым именем". Я убежден, что серьезная философская разработка проблемы сознания требует неустанной заботы о концептуальности изложения ее результатов. Надеюсь, мне удалось показать, как мало значат правильные общие положения Дж. Серла, если они не могут быть последовательно проведены и содержательно раскрыты в основных категориальных планах проблемы сознания — онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксеологическом, если они вступают в противоречие с суждениями автора на нижележащих уровнях рассмотрения, где требуются ответы на многие конкретные вопросы. Дефицит концептуальности обнаруживается в нестыковке, рассогласовании общего и частного, в своего рода теоретической амбивалентности, невнимании к логическому самоконтролю. Хотелось бы сказать и о таком характерном явлении, которое я называю феноменом "журнализма" в современной культуре, дающем о себе знать и в философских работах последних десятилетий. Этот феномен выражается в поспешности публичного сообщения, в его высокой конкурентной энергетике и рекламности, в нагнетании "привлекательности" (с элементами экстравагантности и эпатажа), в чрезмерной "версиальности" заключений (в ущерб четкой аргументации и тщательному обоснованию) и, конечно же, в расчете на быстрый дивиденд. Некоторые из этих черт прослеживаются и в книге Дж. Серла.
Не скрою, что этой статьей я хотел бы также содействовать и преодолению чего-то наподобие комплекса неполноценности, свойственного многим из нас — "бывшим марксистам", когда мы соизмеряем себя с западными философами. Предпринятый мной критический анализ "нового открытия" сознания, быть может, будет полезен и в этом отношении.