Этапы развития конфликтной ситуации и постановка задач в программе инновационного семинара-тренинга

№12-1,

Социологические науки

ИСТ - это технология обучения в инновационном режиме, содержащая в себе обострение противоречий и конфликтов, риск, высокую степень неопределенности, к преодолению которых конфликтолог-практик должен быть гото

Похожие материалы

Первый этап (Знакомство - зарождение конфликта)

Цель - дать информацию о себе, узнать, откуда и кем являются участники семинара, раскрыть тему и связь ее с практикой.

Задачи:

  • выявить степень заинтересованности в данной тематике; ограничить, обозначить четкую границу между ведущим семинара и участниками.

Принцип независимости означает, что ведущий и каждый участник ведут себя так, как считают нужным, независимо от устоявшихся представлений о том, как должно быть организовано знакомство. Этот принцип относится и к ведущему семинара. Ему необходимо начинать знакомство, не ставя задачу «понравиться» аудитории или «расположить ее к себе».

Характеристика форм работы: монолог ведущего семинара, ограничение критики и рефлексии и пресечение разговоров обо всем или ни о чем, (разговоры о политике, экономике и т. п.), обращение - мягкое по форме, жесткое по содержанию. Время первого этапа - 0,5-1 час.

Критерии эффективности первого этапа: недовольство в аудитории у части слушателей; желание задать вопросы о профессиональной пригодности ведущего семинара; заинтересованность в его личной жизни и биографии; недоверчивые взгляды, обсуждение участниками ведущего семинара.

Второй этап (Созревание - проявление противоречий)

Цель - фиксация целей, задач, интересов, мотивов участников ИСТ.

Задачи:

  • выявление активных, пассивных и нейтральных позиций;
  • обсуждение принципов, правил и режимов ИСТ;
  • определение границ тематики

«Принцип биологичности» означает, что в диалоге мы начинаем совместный процесс обсуждения правил, принципов ИСТ, сохраняя свои позиции и не уничтожая их, фиксируя непонимание и понимание среди участников.

Характеристика формы работы: обсуждение; спор; разговоры ни о чем; напряжение и ощущение никчемности обсуждения; смех, группообразование. Ведущим пресекаются разговоры ни о чем, критика не по существу, все, что не относится к заданию по обсуждению правил и принципов ИСТ. Форма обращения с аудиторией - нейтральная. Время - 1-1.5 ч.

Критерии эффективности второго этапа: формальное принятие правил большинством; желание выяснить, что за этими правилами и принципами скрыто; появление «защитников», «недержателей речи» и других позиций, создающих конфликтную ситуацию; агрессивные выпады против ведущего семинара, смягченные шутками и иронией.

Третий и четвертый этапы (Инцидент, переходящий в конфликт)

Цель - способствовать напряжению и обострению противоречий.

Задачи:

  • фиксация противоречий, позиций;
  • увязывание и соотнесение темы с ситуациями участников ИСТ;
  • дополнение не предъявленных позиций для создания противоречий, их обострения и напряжения.

«Принцип противостояния». Он предполагает доминирование процессов несогласия, фиксации на необоснованных суждениях, негативных качествах участников, снижение статуса, игнорирование лидеров и т.п.

Характеристика формы работы: агрессия против ведущего семинара в явной форме; конфликт между участниками и ведущим семинара; высокая степень напряженности (психологической и интеллектуальной); стрессы, дискомфорт, головная боль у женщин; поиски виновного; желание прекратить ИСТ голосованием. Жесткое пресечение рефлексии по форме и содержанию. Время -1,5-2 часа.

Критерии эффективности: включенность (негативная или позитивная) участников в процесс взаимодействия; появление участников, желающих «расставить все по своим местам» и навести порядок.

Эти два этапа наиболее сложны в психологическом плане и взаимозависимы. Они требуют от ведущего качества стрессоустойчивости и чувства меры по отношению к разным участникам ИСТ. Ведущий семинара должен быть готов принять на себя всевозможные «удары» от аудитории.

Пятый этап (Развитие конфликта, его диагностика)

Цель - построить, изобразить схему ситуации с включением в нее разных фрагментов, предъявляемых участниками ИСТ.

Задачи:

  • поддержка всех выступающих;
  • фиксация основных понятий, определений, противоречий;
  • фиксация логических ошибок;
  • выявление оснований, на которых построены представления участников.

«Принцип сборки» - предполагает собрать воедино все содержание, которое будет предъявлено участниками ИСТ.

Характеристика формы работы: появление схем и рисунков, отражающих ситуацию; появление предложений по дальнейшему ведению ИСТ; постановка вопросов по методам и средствам взаимодействия; требования к ведущему семинара объяснить, для чего собрались. Ограничения - держать рамки регламента выступающих участников, отсекать информацию, не касающуюся того, что произошло на ИСТ. Форма обращения - нейтральная, жесткая, мягкая. Время - 2-2,5 часа.

Критерии эффективности: наличие схем: увеличение вопросов по теме, понятиям и определениям; частичное снятие неопределенности.

Специфика пятого этапа заключается в том, что именно он дает материал для дальнейшего развития ИСТ, так как в вопросах участников содержится заявка в скрытом виде на теоретические знания и следующий этап полностью основан на материале данного этапа. Задача ведущего семинара - фиксировать все вопросы и видеть за ними темы, которые далее необходимо раскрыть.

Этап, промежуточный между пятым и шестым этапами (Методологические и теоретические «вставки», тренинги)

Цель - изложить теоретический материал на основе пятого этапа.

Задачи:

  • показать, какие методы взаимодействия были предъявлены участниками в конфликте;
  • дать определения процессам в конфликтной ситуации с точки зрения разных подходов;
  • провести тренинги на раскрытие сложного материала для его усвоения;
  • ознакомить с техниками и методами диагностики и анализа;
  • способствовать формированию навыков рефлексивного мышления.

«Принцип информативности» предполагает, что информация должна быть дана в сжатой форме и только та, которая необходима для данной ситуации, а не вообще для диагностики любой конфликтной ситуации.

Характеристика формы работы: тренинги и мини-лекции; заинтересованность в теоретическом материале. Ограничения - не позволять вклиниваться информации, которая не относится к ситуации «здесь и теперь», не расплываться и не раздвигать границы ситуации. Форма обращения - академический стиль изложения теории и игровые позиции в тренингах. Время - 2,5-3 ч.

Специфика данного этапа заключается в том, что ведущий должен уметь проводить различные тренинги (организационные, интеллектуальные, психологические, социотехнические), что требует специальной подготовки и практики.

Шестой этап (Рефлексивный анализ конфликтной ситуации и переход на новый уровень взаимодействия)

Цель - отработка навыков рефлексивного мышления.

Задачи:

  • знакомство со структурой рефлексии;
  • снятие психологического напряжения;
  • фиксация новых знаний, полученных на ИСТ;
  • определение стратегии развития конфликта.

«Принцип рефлексивности» предполагает, что размышление о ситуации идет с позиции, где в центре «Я», осознающий свои мысли, чувства, эмоции, действия и конфликтную ситуацию в целом.

Характеристика формы работы: смена позиций участников; снятие психологического напряжения; желание изучать процессы в конфликтах; задумчивость; эйфория у некоторых участников. Ограничения - не допускать выхода за пределы рефлексии, т. е. «вываливание» в привычное русло размышлений, направления мыслей, критики содержания. Время - 2-2,5 часа.

Критерии эффективности:

  • естественность;
  • открытость и откровенность;
  • желание продолжить процесс дальше;
  • фиксация сложности и быстротечности процесса, собственных границ в знаниях, чувствах и т.д.

Все этапы как единый процесс сопровождаются на протяжении примерно четырех часов высоким эмоционально-психическим напряжением. Иногда этот процесс проходит скоротечно, и в этом определенная опасность: поскольку не происходит накопление материала со стороны большинства участников, инициативу захватывает один человек, чаще всего - лидер, которого необходимо иногда поддерживать, а иногда и ограничивать.

Минимальное время на прохождение всех этапов как единого процесса - шесть часов. Это те временные рамки, в которых применение «конфликт-метода» позволяет не допустить разрушительных и деструктивных процессов для психики и для отношений между участниками.

Таких пиков в развитии конфликтной ситуации может быть несколько в зависимости от того, сколько времени отведено на работу с участниками. Чем больше времени, тем больше возможность выявить различные, могущие быть осознанными участниками основания (причины, факторы, предмет) конфликтов. В целом, программа ИСТ рассчитана на 20 академических часов, два полных рабочих дня, что позволяет достаточно глубоко осознать эмоционально-психологический, интеллектуальный и организационно-поведенческий уровень. Для того, чтобы включить в ИСТ конкретные содержательные производственные вопросы, необходима технология инновационных игр с приглашением экспертов-консультантов по проблемам клиента.

Само предметное содержание в технологии ИСТ не раскрывается, так как содержание «несут» сами участники ИСТ, они же часто как бы «подбрасывают» процедуры, которые становятся предметом исследования. Например, опоздания, нарушения правил, ошибка в логике рассуждения - все это является материалом, на котором разворачивается реальная ситуация на ИСТ. В обыденной жизни многие вещи остаются за пределами внимания и не осознаются субъектом, что часто служит источником иррациональных конфликтов.

Методы, приемы и средства, применяемые ведущим семинара ИСТ, описаны в работах В. С. Дудченко (СНОСКА: Там же.):

  • логико-технические, направленные на тренировку определенных навыков мыслительной деятельности и формирование определенных типов мышления;
  • социотехнические, суть которых состоит в организации взаимодействия и коммуникации в конфликте;
  • психотехнические, направленные на повышение стрессоустойчивости в конфликте, на работу со стрессом и отработку личностных качеств, различных позиций и ролей в конфликте.

Комбинация их применения не поддается описанию по какому-то стандарту, так как все они применяются по ситуации, т. е. ситуативно, в соответствии с разворачивающимся содержанием.

ИСТ - это технология обучения в инновационном режиме, содержащая в себе обострение противоречий и конфликтов, риск, высокую степень неопределенности, к преодолению которых конфликтолог-практик должен быть готов.