Система государственного регулирования земельных отношений

№25-1,

сельскохозяйственные науки

Данная статья актуальна благодаря формированию эффективных земельных отношений, которые должны в наибольшей степени стимулировать инвестиционно-инновационную деятельность в отрасли, обеспечивая достаточно полное и стабильное продовольственное обеспечение страны и продовольственную безопасность. Одним из механизмов в агроэкономике является научно-методическое обоснование и оптимальное регламентирование методов экономической оценки земли, как основы учета, уровня и способов изъятия земельных платежей, в первую очередь, земельного налога и арендной платы. Прогрессивные силы России всегда стремились к справедливому распределению земли с целью обеспечения доступа большинства крестьян к главному богатству страны.

Похожие материалы

Данная статья актуальна благодаря формированию эффективных земельных отношений, которые должны в наибольшей степени стимулировать инвестиционно-инновационную деятельность в отрасли, обеспечивая достаточно полное и стабильное продовольственное обеспечение страны и продовольственную безопасность. Одним из механизмов в агроэкономике является научно-методическое обоснование и оптимальное регламентирование методов экономической оценки земли, как основы учета, уровня и способов изъятия земельных платежей, в первую очередь, земельного налога и арендной платы. Прогрессивные силы России всегда стремились к справедливому распределению земли с целью обеспечения доступа большинства крестьян к главному богатству страны.

Государственное регулирование земельных отношений рассматривается как система мер, направленных на реализацию земельной политики. Совокупность мер административного характера и экономического воздействия. Проведение земельной реформы изменило подходы к способам государственно-правового воздействия на земельные отношения. Введение экономических методов регулирования земельных отношений в связи с признанием земли недвижимым имуществом и включением ее в гражданский оборот привело к постепенному отказу от исключительно административных методов управления землями. Содержание этих мер вытекает из основной задачи государства в земельных отношениях, которую иногда определяют как «обеспечение баланса публичных и частных интересов участников земельных отношений, которые опираются на систему человеческих потребностей» [1].

Проблема совершенствования земельных отношений находится в тупике. Раздача земли и материальных средств производства в частную собственность крестьянам и фермерам в силу противоречивой и не концептуальной аграрной земельной политики государства не привела к повышению деловой активности миллионов новых собственников, притоку капиталов в сельское хозяйство [2]. Все это в комплексе с идеологической подменой аграрных проблем исключительно вопросом о собственности на землю привело к тому, что разрушительные тенденции в аграрной сфере явно опережают созидательные процессы. Банкротство проводимой земельной реформы сегодня ясно почти для всех. Все более очевидным становится и то, что реформа земельных отношений, обеспечивающая движение земли в пользу добросовестного профессионального землевладельца, давно назрела. Из этого делается вывод о том, что при осуществлении дальнейших земельных преобразований необходимо придерживаться двух взаимоисключающих подходов [1].

Первый подход предлагает в дальнейшем радикализацию земельной реформы, закрепление доминирующей роли частной собственности и введение коммерческого оборота земель сельскохозяйственного назначения на принципах свободной или относительно регулируемой купли-продажи [1].

Второй подход предполагает отказ от земельной реформы и возврат к прежней системе землепользования без какого-либо допущения оборота земли. Нам представляется, что оба эти подхода неприемлемы и даже губительны для России [1].

Теперь о методах решения проблемы в государственной системе земельных отношений. Первое, что нужно сделать, - вернуть земли сельскохозяйственного назначения в исходное состояние, т.е. в собственность государства. Для этого следует принять решение о выкупе государством в добровольном порядке земельных участков у всех собственников земельных долей по единой для всех цене независимо от их размеров, географического положения и почвенного плодородия. Такой принцип будет соответствовать равному и справедливому подходу ко всем сельским жителям, независимо от их места проживания. Финансирование этой акции надо возложить на Центральный банк Российской Федерации, а для выполнения этой задачи специально учредить Национальный земельный банк. На покупку, например, половины распределенной на земельные доли пашни по приемлемой для крестьян цене – это в пределах 10 тыс. рублей за земельный пай – Центробанк России израсходует, по предварительным расчетам, лишь около одной пятой части сегодняшних золотовалютных запасов и станет собственником несметного богатства – российской земли [3]. В Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации вводится глава V2, предусматривающая возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, а также условия договора мены таких земельных участков.

Так, обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:

  1. Земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
  2. Земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.[3]

На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы. Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного назначения: производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленной инфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др. Земля как фактор производства имеет свои особенности. Более половины земель находится в частной собственности, что вынуждает государство активнее регулировать данную сферу общественных отношений.

Список литературы

  1. Гришин А. А. Специфика правовой природы ограниченных вещных прав на землю /- М: ДРОФА, 2012
  2. Иконицкая И. А., Фомина Л. П. Земельное право. Юридическая энциклопедия /— М.: Юристъ, 2011
  3. URL: Сайт Министерства земельных и имущественных отношений [Электронный ресурс] : http://mziorb.ru/