Агропромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в экономике народного хозяйства страны. Он обеспечивает население продовольственными ресурсами, на основе его продукции формируется более двух третей всего фонда товаров народного потребления. Эффективность его функционирования в решающей степени зависит от выбора формы хозяйствования.
Преодолеть негативные тенденции, имеющие место в развитии АПК сегодня, можно только в условиях экономической свободы, которая, являясь главным резервом экономического роста, начинается с предоставления обществом возможности выбора формы хозяйствования. Многоукладность при этом составляет основу многообразия форм хозяйствования.
Переход к рыночной экономике в рамках радикальной экономической реформы свидетельствует о возникновении новой модели социально-экономического развития, системы принципиально новых представлений о прогрессе общества. В связи с этим перед наукой встают вопросы разработки новых направлений в развитии АПК. Одним из наиболее слабых мест в цепи проблем основного хозяйственного звена является создание организационных форм развития предпринимательской деятельности при различных отношениях собственности.
Регулирование земельных отношений осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Конституции КБР, нормативных правовых актов РФ и КБР и предусматривает:
- разработку и принятие земельного кодекса и других нормативных документов, направленных на обеспечение рационального использования и охрану земельных ресурсов [1-16];
- создание более эффективных форм хозяйствования, основой которых является экономическая заинтересованность в улучшении использования земли (мотивация к труду);
- сохранение (при желании большинства коллектива) в реорганизуемых садоводческих хозяйствах коллективного труда, создание производственных и обслуживающих кооперативов;
- государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и создание условий для формирования у них компактных землепользований оптимального размера;
- сохранение успешно работающих бывших колхозов и совхозов в форме хозяйственного товарищества;
- выбор форм хозяйствования на основе решения членов реорганизуемых хозяйств;
- удовлетворение потребности в земельных участках граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и индивидуального жилищного строительства;
- создание и введение механизма экономического стимулирования поддержания и повышения плодородия почв с частичной компенсацией государством затрат на эти мероприятия [17-23];
- усиление экономических санкций за экологические нарушения в сфере землепользования [24];
- введение республиканского земельного кадастра и мониторинга земель;
- осуществление республиканских программ повышения плодородия почв и охране земельных ресурсов, выделяемых для садоводства;
- создание государственных земельных резервов для обеспечения решения федеральных программ, связанных с использованием земель для садоводства в настоящее время и на более отдаленную перспективу.
Использование земли, независимо орт форм собственности и хозяйствования, должно осуществляться на основе научно обоснованных систем земледелия, сохранения и повышения плодородия почв, сбережения ландшафтов и окружающей среды.
Переход к рынку создал необходимость коренного реформирования экономического механизма хозяйствования - отхода от затратной экономики, развития экономической самостоятельности предприятий. Это позволяет реализовать закон ограниченных ресурсов, в соответствии с которым последние направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.
Перемены в общественной ориентации потребовали изменения организационных форм хозяйствования. Так, централизованной плановой экономике при монополии государственной собственности были присущи свои формы организации сельскохозяйственного производства - совхозы, колхозы. Системе, базирующейся на частной собственности, присущи иные организационные формы хозяйствования - фермерские хозяйства, корпорации, акционерные общества и др.
Закономерностью переходного периода является функционирование различных видов предприятий и форм хозяйствования, свойственных различным системам производственных отношений и базирующихся на различных формах собственности.
Создание многоукладной экономики неизбежно для переходного периода, сочетающего в себе качественные характеристики различных производственных отношений. Для России характерен сложившийся общинный тип организации сельскохозяйственного производства, в связи с чем механическое перенесение производственных структур развитых капиталистических стран здесь неприемлемо. Поиск путей преодоления аграрного кризиса поставил в центр внимания хозяйственную самостоятельность трудовых коллективов.
В сельскохозяйственном производстве наметился процесс перехода преимущественно к коллективно-долевой собственности и через нее к развитию частной. Доля государственного сектора сократилась. Коллективно - долевая и долевая собственность стали как переходными, так и самостоятельными формами развития частной собственности.
В процессе реформы на базе бывших колхозов и совхозов сформированы государственный, коллективный, кооперативный, акционерный и фермерский секторы экономики.
Пропорции между государственной, коллективно-долевой и частной собственностью будут и далее меняться, становлению частной собственности предстоит длительный период.
Создание новых форм хозяйствования не самоцель, а средство достичь насыщения рынка продовольствием, улучшить социальные условия жизни сельских тружеников. Формирование многоукладной экономики следует рассматривать, прежде всего, с точки зрения увеличения производства продовольствия, создания условий для более полного использования производственных ресурсов [25-29]. Многообразие форм хозяйствования позволит реализовать право каждого труженика работать в соответствии со своими интересами, в полной мере проявить себя, раскрыть свои способности. При этом появляется возможность постепенно сформировать качественно новую систему организации общественного производства, когда развитие производственных процессов определяют рыночные отношения, а плановое регулирование преобладает в социальной сфере.
В целях обеспечения необходимых условий для ведения производства, закупок, транспортировки, хранения, переработки садоводческой продукции, освоения достижений науки и техники создаются разнообразные типы агропромышленных формирований: агрофирмы, агроконсорциумы, акционерные общества, научно-производственные и производственные объединения, ассоциации, союзы, совместные предприятия.
Основными направлениями аграрной политики в области формирования многоукладной экономики предусматривается:
- разработка и принятие законодательных актов по организационно-правовому статусу функционирования государственных, коллективных, частных и других формирований;
- предоставление права трудовым коллективам и отдельным гражданам самостоятельно и на добровольной основе определять организационно-правовую форму хозяйствования. Не допускать без согласия трудовых коллективов изъятия земель и другого имущества, находящегося в ведении этих предприятий;
- развитие крупнотоварного производства в сочетании с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и мелкотоварным сектором, с широким использованием интенсивных и промышленных технологий возделывания плодовых и ягодных культур, переработка продукции садоводства;
- увеличение числа конкурентоспособных производств, запрещение перепрофилирования предприятий переработки и агросервиса, связанных с производством плодов и ягод.
Предусматривается развитие рыночной инфраструктуры на основе расширения базы фирменной розничной торговли, создание системы торгово-закупочных фирм, с формированием оптовых продовольственных рынков, товарных бирж, обеспечения товаропроизводителям беспрепятственного выхода на рынок, создания и применения автоматизированных информационных систем и другие.