Важным направлением государственной социальной политики России является государственная семейная политика, объектом которой является семья.
Семья – это своеобразная уменьшенная копия государственной модели: благополучие семьи – залог стабильности государства, крепкая семья возможна в мощном и независимом государстве. Вот почему развитие и формирование семьи, создание социально-экономических, культурно-духовных условий для её жизнедеятельности является залогом национальной безопасности России, основой для будущего развития молодого поколения. [3]
Одна из самых важных и страшных бед детей России – родиться в неблагополучной семье. В социально неблагополучной семье нарушаются все правомочия, которые вытекают из принадлежащего каждому ребенку права на семейное воспитание.
Неблагополучная семья, демонстрирующая и прививающая ребенку антиобщественные привычки, взгляды, потребности оказывает разрушающее воздействие на формирование нравственных свойств личности ребенка.
Согласно Семейному кодексу РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. [1] Установление ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и развитию ребенка также предусмотрено в Конвенции ООН о правах ребенка.
В рамках российского законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрены различные виды юридической ответственности, в том числе: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой и уголовной. Однако, как свидетельствует практика предусмотренные санкции применяется не так часто. Так, согласно статистическим данным Управления Судебного департамента по Республике Башкортостан в 2013 году было рассмотрено 594 дел о лишении родительских прав и ограничении в родительских правах (в 2010 г. - 761), в том числе с удовлетворением иска - 552 дел (2010 г. - 663), рассмотрено 406 уголовных дел о совершении различных преступлений опекунами, законными представителями, родителями в отношении несовершеннолетних, в том числе связанных со злостным уклонением от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей - 393. [5]
В настоящее время категория социально неблагополучных семей обеспечивается всеми мерами государственной социальной поддержки в приоритетном порядке [5] Но, к сожалению, получаемая от государства материальная помощь в таких семьях тратится не на удовлетворение потребностей детей. Так, согласно социологическим исследованиям, в неблагополучных семьях на приобретение алкоголя либо наркотических средств расходуется около 50- 70% семейного бюджета. [4]
Статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает лишение родительских прав в качестве крайней меры. [1] Однако, сами родители не воспринимают данную меру в качестве наказания. В данной ситуации наказанными оказываются сами дети. Согласно проведенным социологическим опросам воспитанников детских домов от 7 до 17 лет: 79% опрошенных хотели бы жить в своих кровных семьях, не смотря на их неблагополучие. [4]
В законодательстве зарубежных стран изъятие ребенка из кровной семьи допускается в исключительных случаях, так как приоритетным считается решение вопроса о временном ограничении отдельных родительских правомочий, что, безусловно, соответствует понятию о действенной помощи ребенку в реализации его права.
Например, во Франции меры по защите детей в неблагополучных семьях могут быть установлены службой социальной помощи детям либо судьей по делам несовершеннолетних. В зависимости от ситуации избирается тактика без изъятия ребенка из семьи либо с помещением ребенка в специальное реабилитационное учреждение. В обоих случаях вопрос о лишении родительских прав не рассматривается.
Таким образом, проблема неисполнения обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних остается одной из самых серьезных с точки зрения ее социальных, экономических и демографических последствий, что говорит о необходимости совершенствования применения юридической ответственности в рамках уголовного, административного, семейного законодательства Российской Федерации.