Современное состояние полиграфического рынка России и его проблемы

№1-1,

экономические науки

За последние, докризисные, годы российский полиграфический рынок продемонстрировал положительную динамику развития и качественные изменения. Печатная индустрия страны превратилась в эффективный бизнес (этому в решающей степени способствовала общая благоприятная экономическая ситуация в Российской Федерации). Выросли объемы инвестиций в СМИ, капитализация медиакомпаний, доходы от рекламы и продажи изданий.

Похожие материалы

За последние, докризисные, годы российский полиграфический рынок продемонстрировал положительную динамику развития и качественные изменения. Печатная индустрия страны превратилась в эффективный бизнес (этому в решающей степени способствовала общая благоприятная экономическая ситуация в Российской Федерации). Выросли объемы инвестиций в СМИ, капитализация медиакомпаний, доходы от рекламы и продажи изданий.

Общий годовой оборот полиграфической промышленности России в 2008 году достиг 181,0 млрд. рублей или 7,54 млрд. долл. США, что совпадает с предварительной оценкой рынка, сделанной рядом экспертов в начале года. В 2007 году, по оценкам Содружества бумажных оптовиков, составленным на основе анализа количества потребляемых сортов бумаги и картона для печати в стране, реальный стоимостной объем полиграфических работ составил 172,5 млрд. рублей или 7,2 млрд. долл. США. Незначительный темп роста объемов полиграфических работ объясняется негативным влиянием финансового кризиса во второй половине 2008 года.

С 1991 года экономика России, и вместе с ней и полиграфия, пережили ряд этапов организационно-экономического реформирования: резкий переход от планово-командной экономики к рыночной, изменение финансовых условий хозяйствования в период гиперинфляции, ужесточение конкурентных условий в связи с завышенным курсом рубля по отношению к доллару, общие финансовые кризисы, адаптация к новым экономическим условиям, период стабилизации экономических условий. Эти этапы находят отражение в индексе производства. Особенно наглядна динамика этого индекса, если объем производства в 1991 году принять за 100 (см. рис. 1).

Индекс производства рассматриваемых видов деятельности России
Рис. 1. Индекс производства рассматриваемых видов деятельности России

Индекс производства издательско-полиграфической деятельности без учета целлюлозно-бумажного производства демонстрирует более высокие значения, чем обрабатывающие производства в целом, колеблясь в зависимости от экономической, политической и социальной ситуации в стране, что наглядно показано на рис. 1: резкое падение индекса производства в неблагоприятный период с 1992 года по 1995 год, затем следует рост до кризиса 1998 года, после снижения следует возрастание до 2001 года, далее происходит плавное снижение с некоторыми колебаниями вплоть до 2005 года, связанное, по нашему мнению, с возросшей конкуренцией со стороны зарубежных издательств и полиграфических компаний, недостаточной технической и технологической развитости полиграфической базы и отсутствием государственной поддержки издательско-полиграфической деятельности. Резкий рост, произошедший после 2005 года, был обусловлен многими причинами, которые мы рассмотрим далее.

В 2007 году общий объем выпуска печатной продукции вырос по всем показателям – по названиям, тиражам, в листах-оттисках и в денежном выражении (табл. 1). Наибольший рост выпуска продукции в натуральных единицах отмечен в производстве журналов (133 %), наименьший – в выпуске книг и брошюр (109 %). В денежном выражении наибольший рост выпуска отмечен в издании изобразительной продукции (прочие виды издания) − более чем в 2 раза, а также в издании газет (169 %).

Таблица 1. Выпуск печатной продукции в натуральных показателях в 2006 − 2007 годах

Наименование показателя Единица измерения Данные Росстата Данные Российской книжной палаты
2006 2007 % 2006 2007 %
Выпуск книг и брошюр млн. листов-оттисков 12275 13342 109 8380 9050 108
число названий печ. ед. - - - 102268 108791 106
общий тираж тыс. экз. - - - 633524 665683 105
Выпуск газет (условный тираж) млн. экз. 17156 20873 122 - - -
Выпуск газет (общий годовой тираж) млн. экз. - - - 8024 8845 110
число названий печ. ед. - - - 8250 8516 103
Выпуск журналов млн. листов-оттисков 4148 5503 133 - - -
число названий печ. ед. - - - 4677 5369 115
общий тираж тыс. экз. - - - 1169113 1404407 120
Выпуск изоизданий млн. листов-оттисков 820 959 117 - - -
число названий печ. ед. - - - 1950 2555 131

Общий объем произведенной продукции полиграфических предприятий за 2006 − 2007 годы вырос на 20 %: с 63333674 тыс. руб. до 76038761 тыс. руб. Но надо отметить, что прирост физического объема выпуска печатной продукции отстает от его прироста в денежном выражении. Так, в 2007 г. эти показатели составили соответственно: по книгам – 9 % и 47 %, газетам – 22 % и 69 %, журналам – 33 % и 41 %. Различие в темпах натуральных и стоимостных показателей может быть объяснено опережающим ростом цен на печатную продукцию, что говорит о ежегодной рыночной индексации цен и что должно противоречит бытующему мнению об упреждающем росте себестоимости над ценой продукции, который снижает рентабельность полиграфического бизнеса. Однако по данным ОАО «НИЦ «Экономика», в России затраты на производство издательско-полиграфической продукции растут более высокими темпами, чем цена на готовую продукцию. Затраты в издательско-полиграфическом производстве в России сравнялись с общеевропейскими: цены на материалы выросли с августа 1998 г. примерно в 6 раз, а на полиграфию в 3 раза, но в то же время розничные цены на книги в валютном исчислении у нас составляют 7 − 10 долларов США, а в европейских странах и США аналогичные издания стоят 20 − 30 долларов США. Но дальнейшее развитие отрасли зависит не только от динамики роста стоимости затрат на производство печатной продукции, но и от роста доходов населения, и соответственно, роста спроса на печатную продукцию, который также ограничивается несовершенной системой распространения.

В настоящее время в отечественном издании книг и печатных СМИ наблюдается также рост объемов производства книг, журналов и газет в денежном выражении при одновременном снижении суммарных тиражей книжной продукции, а также газет (за исключением периодов проведения политических выборных кампаний).

Для полного анализа работы полиграфической промышленности и рынка полиграфических работ необходимо наличие полной сводной информацией, которой государство не располагает, за исключением отдельных данных по выпуску печатной продукции в натуральных показателях в федеральной и отраслевой статистике, благодаря существованию Российской Книжной Палаты.

Существующая организация статистического анализа в системе Росстата неспособна ответить на поставленные вопросы, поэтому очевиден главный вывод о том, что в стране отсутствуют полные данные о количественной оценке работы полиграфической промышленности, как в разрезе всей сферы деятельности, так и в оценке каждого региона. Более того, предоставляемые данные во все государственные учреждения для выработки перспективных решений, могут не соответствовать действительности и, следовательно, имеют далеко идущие негативные последствия.

Данный вывод подтверждается простыми вычислениями и сопоставлениями, приведенными в табл. 2:

Таблица 2. Сводные данные об объемах отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полиграфической деятельности (код ОКВЭД 22.2) в России

Федеральные округа 2007 г., млн. руб. 1-ое полугодие 2008 г., млн. руб. Газеты Книги Прочая печатная продукция Количество полиграфических предприятий
листов-оттисков, млн. штук
I. Северо-Западный округ 10813,9 6508,6 165,7 2,02 16,93 122
II. Центральный округ 47864,9 23464,4 14412,5 5490,8 7274,1 446
III. Приволжский округ 8128,4 4156,2 805,6 598,7 488,5 306
IV. Южный округ 3307,4 1633,5 771,7 186,5 94,0 138
V. Уральский округ 2563,6 1403,0 738,0 1,9 85,9 65
VI. Сибирский округ 6675,2 3860,7 1031,0 147,6 115,0 257
VII. Дальневосточный округ 1908,2 826,9 816,3 15,95 132,3 75
Итого: 81261,6 41853,3 18740,8 6443,47 8206,78 1409

По данным Росстата общий годовой объем произведенной продукции полиграфических предприятий страны в 2007 году составил 81,8 млрд. рублей или 3,4 млрд. долл. США. Но эта цифра характеризует результаты работы только 1409 полиграфических предприятий, но как показал мониторинг полиграфической сферы деятельности, проведенный Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии в 2007 − 2008 годах, на момент 01.01.2009 года в ее составе функционирует 7353 полиграфических предприятий. Таким образом, оценка работы полиграфической промышленности осуществляется по результатам работы только части типографий (примерно 20 %), и следует предполагать, что в основном крупные и средние предприятия, находящиеся в государственной собственности и традиционно соблюдающие требования государственной статистики.

Для получения объективной оценки промышленного потенциала отечественной полиграфии в данной работе мы использовали исследование Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии на базе имеющихся данных мониторинга полиграфических предприятий, аналитических расчетов и экспертных оценок. Все типографии были разбиты на группы, исходя из их производственной мощности и оценочного оборота по основным видам деятельности.

На основании данного исследования были получены следующие данные, которые характеризуют полиграфическую деятельность России в 2007 году:

I группа (данные Росстата) − 1409 предприятий, объединяющая крупные и средние типографии (с числом работающих свыше 1000, свыше 500 и 100 человек) − общий годовой оборот производства составляет 81,8 млрд. рублей или 3,4 млрд. долл. США;

II группа (экспертная оценка) − 1769 предприятий, объединяющая средние типографии (с числом работающих от 50 до 100 и от 20 до 50 человека) − общий годовой оборот производства − 53,0 млрд. рублей или 2,2 млрд. долл. США;

III группа (экспертная оценка) − 1953 предприятия, объединяющая малые типографии (с числом работающих до 20 человек) − общий годовой оборот производства − 5,9 млрд. рублей или 0,24 млрд. долл. США;

IV группа (экспертная оценка) − 2255 предприятий, объединяющая средние и малые цифровые типографии и типографии широкоформатной струйной печати с общей численностью работающих − 27300 человек, общий годовой оборот производства которых составил 40,3 млрд. рублей или 1,68 млрд. долл. США.

На основании полученных данных можно сделать объективный вывод об общей эффективности деятельности субъектов рынка полиграфических работ на современном этапе.

Средний годовой объем произведенных товаров, выполненных работ и услуг одного полиграфического предприятия, рассчитанный на основании полученных данных, составил 24,6 млн. рублей или 1,025 млн. долл. США.

Географическая сегментация российских полиграфических предприятий, по мнению экспертов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), выглядит следующим образом: свыше трети полиграфических предприятий находится в Москве и Подмосковье, примерно 10 % в Санкт-Петербурге, остальные (чуть более 50 %) − в регионах. И при этом московские предприятия выпускают подавляющую часть (приблизительно 50 % − 60 %) всего объема полиграфической продукции, что подтверждается данными из табл. 2. Таким образом, наибольшая насыщенность, уже исторически сложившаяся, сохраняется в Центральном и Приволжском федеральном округе, где доминирует Москва вместе с Московской областью. Единственное, что следует отметить, за это время в лидирующую группу выдвинулся Сибирский федеральный округ, значительно оттеснив Южный округ и Северо-Западный, несмотря на наличие в его составе Санкт-Петербурга с его развитой полиграфией.

Примечательной чертой географической структуры полиграфической деятельности России является то, что чем больше территория федерального округа, тем в меньшей степени она насыщена полиграфическими предприятиями вообще, районными и городскими типографиями в частности. При этом резко возросла концентрация типографий, располагающихся в столицах региональных образований.

По данным Росстата на конец 2007 года в Статрегистре числилось более 16 тысяч организаций, которые по ОКВЭД были отнесены к полиграфическим, и еще более 18 тысяч издательских организаций. Но необходимо обратить внимание, что степень экономической активности этих организаций самая разнообразная: от весьма активных и успешных до полностью бездеятельных, которые относятся к данной отрасли только по отчетным документам и не занимаются указанной деятельностью. По данным Межрегиональной Ассоциации Полиграфистов на 01.01.2008 года действовало 5100 типографий с численностью 178 тысяч человек, а уже к 01.01.2009 году уже функционировало 7353 полиграфических предприятий, на которых было занято 207 450 человек.

Как видно из табл. 3, за период 2006 − 2007 гг. общее количество организаций, как полиграфических, так и издательских, выросло: полиграфических − более чем на две тысячи организаций (или на 14,3 %), издательских − более чем на полторы тысячи (или на 9 %). Причем основной прирост произошел засчет частного сектора. Из добавившихся в 2007 году организаций количество частных полиграфических предприятий составило 2008 или 98,6 %, а частных издательств − 1318 или 87,2 %.

Таблица 3. Количество предприятий и организаций издательско-полиграфической деятельности (по данным Статрегистра)

Наименование показателя Всего (ед.) Государственные и муниципальные (ед.) Частные (ед.) Зарегистрировано (ед.) Ликвидировано (ед.)
2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007
Полиграфические предприятия 14289 16326 1345 1360 12245 14253 1813 1953 746 655
Издательские организации 16810 18322 2000 2141 13711 15029 3648 3579 1776 1385
в том числе:
издание книг 6654 7117 205 219 5981 6403
издание журналов 2253 2635 98 101 1997 2369
издание газет 5415 5939 1644 1766 3473 3869
Итого по виду деятельности 31099 34648 3345 3501 25956 29282 5461 5532 2522 2040

На основании данных табл. 3 можно сделать вывод, что демографическая ситуация в полиграфии демонстрирует положительную динамику: полиграфических предприятий вновь регистрируется в год порядка двух тысяч, а ликвидируется меньше одной тысячи.

Внимательное изучение потребительского рынка показывает, что для дальнейшего развития издательско-полиграфической деятельности России большое значение имеет рост платежеспособности населения. По данным Росстата заработная плата россиян с 2000 года демонстрирует уверенный рост.

Эта тенденция видна на графике (см. рис. 2), который отображает динамику средней заработной платы, пересчитанной как отношение к прожиточному минимуму для соответствующих периодов и в долларах США по текущему курсу на соответствующие периоды.

Динамика средней заработной платы по экономике РФ (пересчитано как отношение к прожиточному минимуму и в долл. США)
Рис. 2. Динамика средней заработной платы по экономике РФ (пересчитано как отношение к прожиточному минимуму и в долл. США)

В российскую полиграфию в период с 1998 года по 2006 год было вложено более $ 3,3 млрд. прямых частных инвестиций. В 2007 году объем отечественных инвестиции в основной капитал составил 5,42 млрд. рублей, объем иностранных инвестиций составил более 1,69 млрд. рублей, а в сумме объем капитальных вложений в производство (без учета инвестиций в здания и инфраструктуру) за 1999 − 2008 гг. превысил 5 млрд. долларов США. При этом отмечается резкий рост инвестиций, особенно иностранных, по сравнению с 2006 годом по всем секторам издательско-полиграфической деятельности. В период с 2003 по 2006 год было введено 18 новых газетно-журнальных предприятий, были введены в эксплуатацию новые предприятия в сфере производства газет, журналов и упаковки, а сотни действующих типографий подверглись комплексной модернизации. Однако необходимо обратить внимание на то, что инвестиции осуществляли участники рынка, те, кому наличие полиграфических мощностей требуется для реализации собственных проектов, т.е. издательства и медиахолдинги, но, естественно, что наибольший объем инвестиций (приблизительно 87 %) был направлен в полиграфические организации в развитие основного производства, при этом большую часть этих инвестиций составляют средства самих полиграфических предприятий.

Одной из основных причин резкого увеличения притока инвестиций стало принятие постановлений Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» и от 26 мая 2007 года № 321 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации», освободившие ввоз полиграфического оборудования от таможенных пошлин. Несмотря на небольшой срок действий данных постановлений, они уже дали положительный эффект, но пока можно говорить о начальном этапе их влияния на развитие российской полиграфии.

Производительность труда в отрасли в соответствии с общеевропейской методикой рассчитывается как отношение годового оборота отрасли к числу работающих в ней, находится на уровне 881 тыс. рублей на 1 человека или 36,7 тыс. долл. США на 1 человека.

Для оценки значимости полученных результатов возьмем для сравнения некоторые абсолютные и относительные показатели полиграфической промышленности ряда европейских стран, рассчитанных и опубликованных Е.М. Марголиным на основании статистической информации приведенной Международной конфедерации полиграфии и смежных отраслей Intergraph (International confederation printing and allied industries) в 2005 году (табл. 4).

Таблица 4. Абсолютные и относительные показатели полиграфической промышленности европейских стран

Страна Годовой оборот, млрд. евро Количество компаний Количество работающих, тыс. чел. Средний годовой оборот одного предприятия, млн. евро Производитель-ность труда, тыс. евро/чел
Австрия 2,017 1032 14,27 1,95 141,3
Бельгия 3,640 3965 19,284 0,92 188,8
Великобритания 17,980 16906 149,384 1,06 120,4
Германия 21,115 12228 160,339 1,73 131,7
Дания 1,518 1192 10,096 1,27 150,4
Италия 13,407 19272 91,196 0,70 147,0
Латвия 0,130 389 4,339 0,33 30,0
Литва 0,116 386 3,828 0,30 30,3
Польша 2,514 11023 42,213 0.23 59,6
Румыния 0,549 2073 19,949 0,26 27,5
Словакия 0,225 216 4,345 1,04 51,8
Словения 0,392 1120 5,555 0,35 70,6
Финляндия 1,624 1172 11,49 1,39 141,3
Франция 13,082 17648 110,33 0,74 130,4
Чехия 1,026 6192 19,676 0,17 52,1
Швейцария 6,15 2720 30,462 2,26 201,2
Швеция 2,804 3704 19,772 0,76 141,8
Эстония 0,132 210 2,761 0,63 47,8

На основании сопоставления приведенных в таблице показателей с данными по отечественной полиграфии, несмотря на определенную некорректность (имея в виду, что темпы роста европейской полиграфии за последние несколько лет не оказали влияния на значения показателей, а соотношение доллар/евро принято 1/1,3), можно сформулировать ряд положений.

Величина общего годового оборота зависит от целого ряда факторов: численность населения страны и ее протяженность, уровень экономического развития вообще и уровень полиграфического потенциала, в частности. Даже не производя валютных перерасчетов, можно установить, что по этому показателю российская полиграфия уже занимает место в первой десятке европейских стран. Но только по абсолютному ее значению, в относительном исчислении все показатели далеко не в пользу отечественного полиграфического бизнеса.

Если по среднему годовому обороту в расчете на одну типографию российские полиграфические предприятия, уступают только некоторым странам с наиболее развитой экономикой в Европе, то по показателям производительности труда отечественная полиграфия замыкает таблицу, опережая только Болгарию, Румынию и Латвию.

Как уже неоднократно отмечалось, что определенное отставание российской полиграфии в техническом оснащении от среднеевропейской еще имеет место, то оно не такое значимое в оценке настоящего производственного потенциала отрасли, как уровень производительности труда. И дело здесь не только в недостаточных масштабах модернизации производства, а, главным образом, в несовершенной организации труда и неквалифицированном менеджменте. Однако справедливости ради следует сказать, что, несмотря на то, что производительность труда является чрезвычайно важным показателем, его роль проявляется только в условиях совершенного рынка, когда он сбалансирован по спросу/предложению. Использование данного критерия в оценке работы предприятия наиболее эффективно при постоянном росте объемов производства, когда его можно реализовать через повышение производительности, как за счет совершенствования технологии, так и интенсификации труда сотрудников. В настоящих условиях, когда большинство действующих типографий постоянно недогружены, показатель производительности труда не может быть объективной оценкой производства. Для сравнения нами предложен синтетический показатель промышленной насыщенности в рассматриваемом секторе рынка, базирующийся на логическом подходе сравнения и определения необходимого количества типографий для минимального мирового уровня насыщенности, то есть количество типографий на душу населения.

Результаты статистических данных в первом полугодии 2008 года и экспертная оценка деятельности полиграфических предприятий на протяжении всего года дают основание сделать вывод о том, что уровень производства первой половины 2008 года не превышал достигнутый в предыдущем году, а ожидаемый прирост прогнозировался на второе полугодие. Однако дальнейшее развитие событий в экономике страны дало основание предположить, что этого уже не произойдет.

Полиграфическая промышленность в России до кризиса находилась на подъеме и развивалась огромными темпами. В условиях жесткой конкуренции полиграфические предприятия стараются следить за всеми инновационными решениями и новыми продуктами, которые появляются на полиграфическом рынке. Ещё 15 − 20 лет назад полиграфическая промышленность России находилась в упадочном состоянии. Но сейчас ситуация существенно изменилась, что подтверждает выставка «ПолиграфИнтер». В 2007 году общая площадь экспозиции выставки составила около 50000 кв. м., в ней приняло участие 348 компаний из 27 стран мира. За пять дней выставку посетило около 24000 специалистов. Здесь были представлены все мировые бренды и сосредоточен весь цвет полиграфической, упаковочной и бумажной отраслей.

Динамичное развитие высококачественной печати в России в последние годы произошло благодаря активному росту рынков упаковки и этикетки, но решающее влияние оказал рекламный рынок. Быстрый рост рынка рекламы в прессе, отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ, выход международных изданий на российский рынок обеспечили активное развитие рынка периодических изданий и печатной рекламы. Как следствие, произошло повышение спроса на качественную печать, и как следствие рост рынка полиграфии и полиграфического оборудования.

Возможность зарегистрировать организацию в издательско-полиграфической сфере без специальных разрешений, доступность основных средств производства и ресурсов являются почвой для развития малого бизнеса. За период 2006 − 2007 годы число субъектов малого предпринимательства в этой сфере выросло на 12 %, выручка − на 10 %, среднемесячная заработная плата − на 28 %. Рост инвестиций на 34 % показывает, что малое предпринимательство в издательско-полиграфической сфере развивается значительными темпами, обладает необходимым потенциалом и будет активно развиваться и дальше. Кроме того, малые предприятия играют значительную роль в обострении конкуренции на рынке печати, составляя количественное большинство полиграфических предприятий, причем число их постоянно увеличивается. Учитывая, что объем инвестиций, вложенных в развитие этого сектора малого бизнеса в 2007 году, составил около 1,8 млрд. рублей, что на треть больше, чем в предшествующем году, можно ожидать дальнейшее увеличение числа предприятий и уверенного роста объемов их производства в 2008 году. Также в связи с отменой обязательного лицензирования вход на рынок печатной продукции весьма упростился и основным барьером является доступ к системе распространения печатной продукции, поэтому развитие малого полиграфического бизнеса с непосредственным доступом к реализации печатной продукции населению без посредников идет высокими темпами.

Однако при общей позитивной характеристике полиграфического рынка, остается ряд нерешенных проблем, негативно влияющих на него и сдерживающих его активное развитие. По докризисным темпам роста рынок прессы России уступал только аналогичному рынку Китая. Однако весь ежегодный прирост рынка журналов, более 20 %, уходил на печать за рубеж − на Украину, в Прибалтику, Словению, Польшу, Финляндию, а с недавнего времени − в Китай. По оценкам экспертов 40 % − 60 % высококачественной печатной продукции, потребляемой российским рынком, было отпечатано на зарубежных типографиях. Всего же в 2006 году в Россию было ввезено полиграфической продукции, отпечатанной на мелованной бумаге и картоне, на сумму более 1 млрд. долларов США, в то время как самой мелованной бумаг и картона − примерно на $ 630 млн.

Остановимся более подробно на проблемах развития полиграфии, роли иностранных инвестиций, таможенных пошлин, налогового регулирования и т.п. Для развития полиграфической отрасли в настоящее время существует несколько ключевых препятствий.

1. Высокая импортозависимость отечественных полиграфистов, что сдерживает рост отечественной полиграфической базы и причин для этого несколько: отсутствие отечественного полиграфического оборудования, отвечающего современным требованиям; отсутствие отечественных мелованных бумаг. И если проблема отсутствия отечественного полиграфического оборудования, как было отмечено выше, была частично решена с отменой таможенных пошлин на импортируемое полиграфическое оборудование (постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» и от 26 мая 2007 года № 321 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации»), то с мелованной бумагой дело обстоит намного хуже. Как известно, основным потребителем мелованной бумаги является производство высококачественной печатной продукции и высокую пошлину на ввоз материалов при нулевой пошлине на ввоз в Россию готовой продукции специалисты называют причиной неконкурентоспособности отечественной полиграфии и препятствием, который останавливает рост полиграфического рынка.

Мелованная бумага никогда не производилась и до сих пор почти не производится (отечественное производство мелованной бумаги не удовлетворяет и десятой доли внутреннего спроса) в России. Для создания экономических предпосылок к созданию производства мелованных бумаг необходимо решать проблемы стимулирования рынка производства и распространения высококачественной печатной продукции, а не устанавливать заградительные таможенные пошлины на не производимую в России продукцию в надежде стимулирования развития внутреннего производства мелованной бумаги. Увеличение полиграфического рынка высококачественной печатной продукции приведет к развитию рынка потребления мелованной бумаги и росту заинтересованности отечественных бумагопроизводителей в данном сегменте. Данное утверждение наглядно подтвердилось в 2007 − 2008 годах, когда с резким ростом объемов потребления мелованной бумаги, активизировались и бумагопроизводители, объявив о начале строительства новых мощностей по производству мелованной бумаги.

2. Таможенное и налоговое законодательство. Российская экономика является частью мировой экономики, соответственно и российский издательско-полиграфический сектор является частью мирового рынка издательско-полиграфической продукции и, соответственно, развивается под его постоянным влиянием, явным проявлением которого является конкуренция со стороны других стран и, в особенности, сопредельных государств. Уровень такого воздействия определяется соотношением объемов экспортно-импортных операций, и динамика изменения этих критериев, особенно импорта, характеризуют конкурентоспособность российской полиграфии и резервы для ее возможного развития при импортозамещении.

Динамика экспорта и импорта книг и брошюр в России, млн. долл. США
Рис. 3. Динамика экспорта и импорта книг и брошюр в России, млн. долл. США

Как видно из графика (рис. 3), импорт книг и брошюр растет довольно значительными темпами. При этом в 2007 году объем импорта увеличился по сравнению с предыдущим годом на 78 %. Экспорт же постоянно снижался до 2005 года, но 2006 − 2007 годы явились переломными: объем экспорта вырос за этот период на 59 %. В 2007 году объем экспорта книг и брошюр превысил показатель 2001 года на 10,2 млн. долларов США.

Экспорт и импорт журналов и других периодических изданий в России, млн. долл. США
Рис. 4. Экспорт и импорт журналов и других периодических изданий в России, млн. долл. США

Импорт журналов по объему существенно опережает их экспорт (см. рис. 4). В данном случае причиной является известное отставание в производстве качественной бумаги и качественной печати. Кроме того, в 2007 году экспорт этой продукции снизился по сравнению с предыдущим годом.

Еще больше различие в объеме экспортных и импортных операций по прочей печатной продукции (см. рис. 5). Причины, видимо, те же − качество бумаги и полиграфические возможности. Конкурентная ситуация на рынке заставляет потенциальных заказчиков искать более высокое качество продукции по более низким ценам, которые российские предприятия не могут обеспечить.

Экспорт и импорт прочей печатной продукции в России, млн. долл. США
Рис. 5. Экспорт и импорт прочей печатной продукции в России, млн. долл. США

Данные таможенной статистики ТН ВЭД показывают, что за период с 2006 по 2008 годы в связи с ростом платежеспособного покупательского спроса увеличился спрос на более высококачественные издания (глянцевые журналы, изобразительную продукцию), который российская полиграфия удовлетворить не смогла вследствие недостатка производственных мощностей, отвечающих современным требованиям, что привело к более, чем двукратному росту объемов импорта печатной продукции с 445 млн. долларов США в 2006 году до 1 − 1,5 млрд. долларов США. Таким образом, у российской полиграфии есть резервы для роста в области импортозамещения высококачественной продукции. Но этому препятствует конкуренция со стороны зарубежных полиграфической базы из стран СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия), Польши, Китая и Прибалтики из-за более низкой себестоимости продукции и ряда других конкурентных преимуществ, которые образовались не по причине отсталости российской полиграфии, а по причине некорректно выстроенной законодательной базы в отношении налогового и таможенного регулирования национальной полиграфической промышленности. Речь идёт о таможенных пошлинах и ставке НДС на высококачественные сорта бумаги и картона и на печатную продукцию.

В настоящее время работающие на российском рынке полиграфических работ иностранные поставщики имеют серьезные конкурентные преимущества перед отечественными типографиями, поскольку могут предложить цены примерно на 15 − 20 % ниже. Основная причина фактических преференций в пользу иностранных типографий и выталкивания за рубеж издателей и профильных инвесторов заключается в российской таможенной и налоговой системах, а именно:

1) таможенные пошлины на ввоз мелованной бумаги;

2) льготная ставка НДС (10 %) на ввоз полиграфической продукции не рекламного характера.

С таможенными пошлинами сложилась следующая ситуация: на мелованную бумагу начисляется пошлина в размере 15 % безо всяких льгот, а на готовую продукцию − дифференцированное начисление в зависимости от вида печатной продукции. Более 50 % от всего объема − периодические журналы − ввозятся беспошлинно; 24,5 % − картонная упаковка − облагается пошлиной в 10 %; 14,5 % − этикетка − облагается пошлиной в 5 % и только 20 % − рекламная печатная продукция − облагается 15 % пошлиной, как и бумага.

Таким образом, имеем, что мелованная бумага, как сырьевой товар для производства высококачественной печатной продукции с высокой добавленной стоимостью, приравнивается в нашей стране к готовой продукции рекламного характера и облагается равной пошлиной, что подталкивает издательства размещать заказы вне России и, соответственно, развивать зарубежную полиграфическую базу и формировать дополнительные налоговые потоки соседних государств.

Усугубляет ситуацию существование льготной ставки НДС: согласно НК РФ типографские работы подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %, но по Флорентийскому соглашению при импорте готовой печатной продукции в Россию ставка НДС составит 10 %, то есть издательство экономит 8 % от стоимости полиграфических работ. Но нужно отметить, что льготная ставка НДС не распространяется на печатные издания рекламного и эротического характера.

Становится понятно, что необходимо решить проблему с налогообложением и таможенными пошлинами с целью создания благоприятных условий для сохранения и стимулирования развития отечественной полиграфии.

3. Износ оборудования, нехватка мощностей в целом по стране (при этом существуют отдельные современные типографии − «Алмаз-пресс», «Пушкинская площадь», «МДМ - Печать» и др.).

Износ оборудования по отрасли в целом составляет 75 %. Технический уровень районной полиграфии, по выражению некоторых специалистов, сравним с типографиями, подпольно выпускавшими газету «Искра». Повысить конкурентоспособность полиграфической деятельности возможно привлечением инвестиций. Эксперты уверены, что единственный возможный путь решения проблемы - создание совместных предприятий для оснащения машин основными узлами от импортных производителей.

4. Нехватка кадров, отсутствие необходимого количества высокопрофессионального квалифицированного персонала − это еще одна проблема, тормозящая развитие отрасли. Неблагоприятный прогноз демографической ситуации в стране с 2010 года и наличие проблем в развитии системы начального и среднего профессионального образования, готовящей специалистов для отрасли, могут негативно сказаться на обеспечении отрасли трудовыми ресурсами. Единственный способ выйти из этого положения − начать готовить собственные кадры, и для этого необходимо активное сотрудничество со всеми профильными отечественными учебными заведениями, обучение за рубежом и развитие общей отраслевой базы знаний. Именно таким способом можно подготовить новую квалифицированную смену, без которой невозможно представить дальнейшее развитие отечественной полиграфии.

5. Кризисные явления в экономике ведущих промышленных стран коснулись и полиграфии. Мировой рост спроса на бумагу в 2009 году вырастет всего лишь на 1,2 % и на 1,9 % в 2010 году при докризисном росте в 2,6 % − 3 %. Прогнозируется снижение мирового спроса на печатную продукцию и бумагу до 2010 года.

В первой половине 2008 года каких-либо серьезных изменений в работе полиграфических предприятий не отмечалось. По данным Росстата общий оборот в полиграфии по сравнению с таким же периодом 2007 года если не увеличился, то и не уменьшился. Первые симптомы негативного влияния кризиса стали явно проявляться во конце 2008, в том числе: снижение объемов производства в газетном, журнальном и книжном секторах рынка, резкое уменьшение рекламных доходов периодических изданий, приостановки новых проектов и т.п. Также произошли сокращения сменности и длительности рабочей недели, о неплатежах и росте дебиторской задолженности заказчиков и, как следствие, соответствующей задолженности перед поставщиками. Возникли проблемы с оплатой приобретенного оборудования в кредит или по лизингу, стали иметь место отказы от заказанных машин. В коммерческом секторе печати (малый и средний бизнес), кроме снижения объемов произошли ликвидации малых типографий, что подтверждалось увеличением полиграфического оборудования, выставленного на продажу на вторичном рынке.

«Очевидно, что в ближайшие год − два ситуация в стране для индустрии печати будет отнюдь не столь благоприятной, как ранее, и это потребует значительных усилий по перестройке бизнеса, – отметил Владимир Григорьев, выступая с докладом в секции «Печать и массовые коммуникации» расширенного заседания коллегии Минкомсвязи России. – Есть все основания полагать, что рынки прессы, книгоиздания и полиграфии России в 2009 − 2010 годах сократятся, но падение, скорее всего, не будет критичным. Более того, оно способно создать дополнительные возможности роста для тех компаний, которые нацелены на развитие своего бизнеса».

Заместитель руководителя агентства напомнил, что до осени 2008 года индустрия печатных СМИ, полиграфии и книгоиздания России «была динамично развивающимся сегментом экономики». Тем не менее в Агентстве по печати считают, что конец 2008 − начало 2009 года изрядно «пошатнули» издательский бизнес, и соответственно, зависимый от него и полиграфический комплекс. «Но беда в том, что самой рекламы стало много меньше, – отметил Григорьев. – Падение рекламных доходов газет в декабре − январе по Санкт-Петербургу, например, составило около 70 %. И хотя с февраля этого года ситуация стала меняться в лучшую сторону, мартовские рекламные сборы прессы в этом городе составили лишь 62,3 % от октябрьских показателей прошлого года. В наиболее трудном положении оказались ежедневные газеты, как самые трудоемкие и затратные в производстве».

Кризис также коснулся и журнального рынка России: глянцевые журналы, как и во всем мире, испытывают нехватку рекламы. В январе − феврале 2009 года глянец потерял ее до 25 %, прогноз потерь в этом году − 35 − 40 %. «Причина в том, что из России частично ушли многие крупные западные активно рекламируемые бренды, – пояснил Григорьев. – Ожидать их масштабного возвращения в текущем году не приходится». При этом «некоторые эксперты полагают, что от закрытия нескольких десятков или даже сотен журналов рынок, в целом, не пострадает, так как у российского читателя при таком журнальном разнообразии всегда будет хороший выбор».

По мнению главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, в полиграфической промышленности России заметно негативное влияние экономического кризиса, и для ее поддержки необходимо стимулировать российских издателей переносить заказы в отечественные типографии. «Необходимо привлекать заказы на отечественную полиграфическую базу», – сказал Щеголев.

По оценке Гильдии издателей периодической печати, с осени 2008 года на 30 − 40 % снизился объем заказов полиграфической продукции в регионах, объем рекламы в СМИ упал на 25 − 30 %, на 10 − 15 % произошло общее снижение продаж тиражей печатной прессы. Также произошло сокращение штата изданий до 30 %.

Как сообщила директор департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи РФ Екатерина Ларина, «в связи с кризисом произошло снижение качества СМИ в целом». «Кризис сказался на техническом исполнении, на содержании, в связи с сокращением штата сотрудников увеличилась нагрузка на журналистов, − сказала она. − Многие СМИ вынуждены рассматривать так называемую скрытую рекламу, как источник дохода». «Произошло существенное падение заказов на полиграфические работы − порядка 40 %», − подчеркнула Ларина, отметив, что «полиграфия является стратегической отраслью, которую важно сохранить».

Также мировой кризис оказал влияние и на рекламный рынок, что подтверждается данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР): объём отечественного рекламного рынка по итогам первого квартала 2009 года упал на 29 % (с 58 − 59 млрд. до 41,5 − 42,5 млрд. рублей), при этом в сегменте печатной прессы − на 42 %, а в сети Интернет потерял лишь 15 %.

Снижение продаж и резкий отток рекламных средств неминуемо привели к падению доходов печатных СМИ. Согласно прогнозу компании PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и медиа 2009 − 2013» («Global Entertainment and Media Outlook 2009 − 2013»), в текущем году глобальный медийный рынок упадет на 11,5 %. Российские печатные СМИ будут терять выручку еще быстрее − в этом году они заработают на 18 % меньше, чем в прошлом (журналы − 1,35 млрд. долларов против 1,65 млрд. долларов, газеты − 466 млн. долларов против 565 млн. долларов). Авторы доклада при этом прямо говорят: на потери в равной степени влияет как кризис, так и отток читательской аудитории в интернет, что подтверждается данными опроса среди руководителей газетно-журнальных типографий, проведенного Аналитическим центром полиграфии: у 20 % компаний этого направления за год загрузка упала вдвое, и лишь 40 % пока не ощутили на себе дыхания кризиса. Среди популярных мер, предпринимаемых руководством, чтобы остаться на плаву − переход на дешевые расходные материалы, максимально возможные скидки клиентам и сокращение затрат на персонал. 35 % типографий готовы в кризис работать без прибыли, лишь бы не пришлось останавливать производственные мощности.

Схожими темпами теряют в доходах и промышленные группы, занимающиеся производством бумаги для газет и журналов. По данным CEPIPRINT, Европейской ассоциации производителей газетной бумаги, объединяющей больше полусотни крупнейших компаний в отрасли, в первом квартале спрос на газетную бумагу в Европе упал на 15,6 % и достиг 537 тыс. тонн.

Хуже обстоят дела на рынке бумаги мелованной. CEPIFINE, Европейская ассоциация производителей высокосортных бумаг, констатирует, что продажи ее продукции в первом квартале 2009-го сократились на 27,3 %.

Американцам и канадцам проблемы европейцев тоже близки и понятны − в Северной Америке продажи газетной бумаги упали на 44 %, и это самое серьезное снижение со времен Великой депрессии. Промышленники, которым негде хранить складские остатки, идут на небывалые уступки и готовы предоставлять издателям существенные скидки, но и это не спасает производственные мощности от простоя.

Российская целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП), как и мировой рынок производителей бумаги, также находится в состоянии кризиса: спрос на продукцию продолжает сокращаться, цены снижаются, производства закрываются. Хотя российская ЦБП, значительная часть продукции которой поступает на емкий внутренний рынок, ощутила влияние мирового кризиса намного позже. Именно поэтому отечественная бумажная промышленность закончила 2008 год с неплохими результатами − индекс целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности по сравнению с 2007-м составил 100,8 %. Но уже в декабре 2008 года было отмечена резко отрицательная тенденция: объем производства по сравнению с декабрем 2007 года снизился почти на 16 %.

В январе − феврале 2009 года тенденция усилилась − спрос на внутреннем рынке, ставшем в последние полгода основным для отечественных производителей, упал на все виды продукции еще на 10 − 20 %, цены снизились на 25 − 30 %. По прогнозам РАО «Бумпром», в 2009 году целлюлозно-бумажную промышленность России ожидает снижение производства приблизительно на 12 %, а само производство может стать убыточным.

6. Отсутствие централизованной и последовательной государственной поддержки полиграфии в целом, которая нуждается в четкой программе государственной политики в области льготного налогообложения и таможенного регулирования импорта оборудования и материалов, необходимых для отечественной полиграфии. Не последнее место в развитии полиграфии играет и разумное кредитование предприятий полиграфической деятельности с целью обеспечения доступности финансовых ресурсов для их интенсивного развития. Также негативное влияние на инвестиционный климат в полиграфической индустрии оказывают ряд взаимосвязанных причин: рост евро, высокие цены на бумагу и демпинг зарубежных типографий.

Становится ясно, что необходима систематизированная и постоянная государственная программа, направленная на поддержку отечественной полиграфии, которая сделает полиграфическую деятельность более интересной для серьезных инвестиций со стороны финансовых институтов, улучшит инвестиционный климат и повысит инвестиционную привлекательность полиграфического вида деятельности, стимулируя инвесторов вкладывать средства в строительство и развитие отечественных полиграфических предприятий для полного удовлетворения потребностей российского рынка.

  1. Индекс производства − показатель, характеризующий изменение в сравниваемых периодах объемов производства продукции, создаваемой определенным видом деятельности, в натурально-вещественном выражении.
  2. Мониторинг, выполненный Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии в 2007 году и уточненный в 2008 году, охватывает традиционные типографии, использующие классические способы печати, а также как дополнение к основному оборудованию, некоторые виды