Методические рекомендации: как помочь студентам подготовить доклад

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Опыт по организации исследовательской деятельности студентов помог автору выработать представленный алгоритм работы. Автор считает, что данные приему помогут подготовить доклад и преподавателям.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, ДОКЛАД, АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Текст научной работы

Исследовательской деятельности обучающихся отводится большая роль. Как поставить работу так, чтобы она была эффективной и хорошо организованной? Опыт по организации исследовательской деятельности студентов помог выработать представленный алгоритм (таблица 1).

В помощь преподавателю при составлении студенческих докладов / сообщений (в системе АСО) подготавливается следующий раздаточный материал:

Таблица 1. Раздаточный материал

преподавателю

студенту

1. таблица этапов

 

2. пояснения к памяткам для студентов

2. памятные листки по этапам

3. таблица распределения времени

 

4. памятка слов и выражений

4. памятка слов и выражений

После того, как студенты сдали рефераты преподавателю, возникает проблема составления докладов по рефератам. Проблема возникает в связи с нехваткой времени как у преподавателя, так и у студентов, нежеланием студентов получать консультации во внеурочное время.

Данная разработка позволяет преподавателю экономить время, проводить консультации даже во время учебных занятий, в удобное время для студентов. При этом максимально экономится время и позитивный результат подготовки к выступлению.

Консультации выполняются поэтапно:

  1. Подготовительный;
  2. Предварительный набросок;
  3. Создание макета;
  4. Рецензирование макета;
  5. Последняя проверка.

Для помощи преподавателям и студентам разрабатываются памятки к каждому этапу составления доклада/сообщения. Выдается разработка, направляющая студента на составление доклада.

Распределение времени на доклад

Недостаток времени бывает двух типов — на подготовку и на изложение сообщения.

Упражнение: делать обзор основных положений своего сообщения не более чем в 50 словах. Такое количество слов мы можем произнести за 20 секунд в приемлемом и понятном для слушателя темпе.

Отводится время на необходимые исследования, формулирование основных моментов того, что хочет сообщить студент, разработку логической структуры, необходимой для изложения и поддержки его идей.

  • Не пытайтесь подготовить доклад в самый последний момент.

Время на изложение своих мыслей

Сложные сообщения требуют примерно на 25% больше времени, чем получалось на репетиции. Это значит, что для произнесения речи, репетиция которой заняла 12 минут, на самом деле потребуется 15 минут.

Убедитесь, что вашу речь можно изложить за отведенное время, не сбиваясь на скороговорку в заключительной части.

Длительность речи

Наиболее эффективными являются 20 минут выступления — средний промежуток времени, когда человек сохраняет внимание — плюс десять минут для ответа на вопросы. В эти 20 минут входят:

Общее вступление (2—3 минуты) — привлечь внимание аудитории, создать атмосферу доверия и расположения, а также предварить основную часть речи. Справиться можно, если избегать бессвязности, опускать не относящиеся к теме комментарии и приступать прямо к делу.

Основная часть сообщения (14—16 минут).

Заключение (2—3 минуты).

I этап. Подготовительный

Преподаватель выдает студенту П/л №1, с помощью которого он отвечает на следующие вопросы: чего он хочет добиться, передавая свое сообщение: проинформировать, убедить и т.д., с какой аудиторией и сколько времени ему предстоит общаться, как донести свои мысли до слушателей.

Таким образом, определяются цель, задачи сообщения/доклада (проинформировать, убедить и др.), устанавливаются тип аудитории, т.к. знание аудитории играет важную роль в выборе типа и объема требующегося вспомогательного материала и время доклада (5 — 7 мин).

Преподаватель совместно со студентом разрабатывает ключевые положения. Фиксируя в памяти студента, что ключевые положения должны правильно интерпретироваться, что в докладе не должно быть ошибок, двусмысленных выражений, но должна быть опора на записи или визуальную поддержку, что чаще всего сообщения интерпретируются субъективно, если студент рассчитывает на позитивную реакцию аудитории. Преподаватель также отмечает, что на субъективную оценку слушателем сообщения наибольшее влияние оказывают личностная значимость, селективное внимание и селективное восприятие. Но если студент учтет следующие рекомендации, он сможет преодолеть барьер скуки аудитории:

  • Сделав свое сообщение сжатым и подчиненным четкой цели, структуре;
  • Логично, последовательно и доступно развивать каждый пункт сообщения;
  • Излагать свое сообщение в свободной и непринужденной манере, независимо от того, беседует ли вы с одним человеком или с тысячью;
  • Использовать удобные способы стимуляции творческого воображения с помощью наглядности и преимущества аспектов человеческой памяти — эффектов первенства и новизны (подходит для любых сообщений, требующих не более 10 мин. времени и помогает запомнить содержание сообщения).

II этап. Составление предварительного наброска

  1. Разбирается основная структура сообщения. Студенту рекомендуется не стремиться при составлении доклада к тому, чтобы содержание с первого же раза было на 100 % правильным, т. к. редактировать текст гораздо легче, чем сочинять; отложить правку до тех пор, пока он не запишет все свои идеи;
  2. Если студент не может определить, с чего ему следует начинать, рекомендуется записывать все свои мысли, имеющие отношение к теме.

Определяются цели:

  • чего он хочет: проинформировать, убедить или и то и другое;
  • с кем ему предстоит общаться,
  • сколько времени у него будет на изложение,
  • как донести свои мысли до слушателей.
  1. Набрасывается последовательность заголовков, каждые из которых сопровождаются соответствующим списком ключевых пунктов;
  2. Получив наглядную структуру сообщения, определяется, не отклонился ли он от темы: более шести ключевых пунктов под каким-либо заголовком — показатель того, что он углубился в лишние подробности;
  3. Полученные заголовки разбиваются несколькими темами;
  4. Темы ограничиваются содержанием только тех пунктов, которые действительно нужно знать аудитории для достижения поставленной цели: «Если бы сообщение предназначалось мне, что бы я хотел услышать?»

III этап. Создание макета сообщения

  1. Пишется вступление: описываются цели, кратко указываются темы, которые намерены осветить. Рекомендуется использовать при написании: позитивные слова и выражения, побуждающие к действию, передающих уверенность, намерение и действие; слова, демонстрирующие слушателям обращение лично к ним — сила фактора «А я тут причем»; словесные картины, подчеркивая ключевые идеи выступления при помощи авторских приемов (аналогий, сравнений, метафор и триад). Не использовать слова и фразы, обладающие энергетическим зарядом, но которые могут быть восприняты как неискренность или обман;
  2. Излагается каждая из тем как можно короче. Сообщите им, что именно вы собираетесь сказать — вы подготавливаете мозг слушателей к приему информации. Излагая каждую тему делать записи быстро — обеспечит творческое настроения и естественное звучание слов, не останавливаться, чтобы перечитать написанное, не вносить исправления (отвлекает внимание и мешает творчеству), проговаривать мысли вслух — устранит преграды на пути воображения и поможет написать текст легкий для произношения;
  3. Приводится пункт за пунктом резюме основной части сообщения, прежде чем переходить к выводам: скажите то, что собирались;
  4. Проверяется получились ли выводы четкими и убедительными: а потом объясните, что именно вы им сказали — в конце сообщения вы помогаете запомнить его основные идеи.

Каждое используемое слово должно нести максимальную нагрузку, вы не можете позволить себе «пассажиров».

Слова, для стимуляции слушателей: безопасность, мы, вы, выгодный, гарантировать, гордость, деньги, доверие, душевное равновесие, заверение, зависимый, защита, здоровье, интересный, исследовать, истинный, качество, легко, любезность, любовь, модный, необходимо, непревзойденный, новый, опытный, оригинальный, помощь, понимать, популярный, престиж, разделять, результаты, репутация, современный, спасибо, спасти, стимуляция, удобство, удовольствие, услуги, успешный, целесообразный, ценить, экономия, эксперт.

Слова и фразы, которые могут быть восприняты как неискренность: только между нами вы согласны со мной; поразительно как дела? не подлежит сомнению действительно; невероятно вы должны; вы обязаны;

IV этап. Рецензирование макета сообщения

Полоний в «Гамлете»6 «краткость есть душа ума».

  1. Удаляются все лишние слова и фразы, не несущие никакой информации: Совершенно очевидно; Вряд ли стоит повторять...; Я хотел бы начать с того; Мне кажется, вы поймете; это напоминает мне историю; в заключение...; На подготовку этого доклада была затрачена масса времени и сил;
  2. Разбираются следующие пункты: форма изложения мыслей студентов наиболее эффективным образом; рассмотрение проблемы и ключевых положений как можно кратко, ясно и точно; ограничение максимум тремя ключевыми положениями; представлять только те идеи, которые слушатели смогут должным образом воспринять;
  3. Проверяется, составлено ли сообщение простым и понятным;
  4. Определяется, не отклонился ли студент от темы: четко ли формируется главная цель, не «съезжает» ли на необязательные предметы, хорошо ли спланирована структура, сосредотачивается ли на своем выступлении;
  5. Готовит ли студент опорный конспект, т. к. текст для чтения отличается от текста, который будет произноситься вслух. Предложения, легко воспринимающиеся со страницы, когда вы читаете текст про себя, звучат неестественно, произнесенные вслух. Формула «легкого восприятия» (диктор Е.Фанг): «Разница в предложении между количеством звуков и количеством слов, превышающая 20 — трудно воспринимается»;
  6. Репетируется, записывается речь: 1) разработается собственная манера речи, с использованием слов и предложений, не вызывающих затруднений у студентов (устраняются все слова, которые при чтении кажутся неудобными или их трудно выговорить); 2) мысли перефразируются так, чтобы фраза получилась простой. Непринужденный и свободный стиль быстрее освоится, если представить себе, беседу с приятелем, а не написание доклада;
  7. Организуется время на подготовку: на необходимые исследования, формулирование основных, разработку логической структуры (для изложения и поддержки идей);
  8. Планируется и тщательно обдумывается основная часть сообщения: проверяется, можно ли изложить речь за отведенное время, не сбиваясь на скороговорку в заключительной части. Сложные сообщения требуют примерно на 25% больше времени, чем на репетицию (репетиция речи, занявшая 12 мин., потребует 15 мин. на произнесение). Наиболее эффективными являются 20 мин. выступления (средний промежуток времени, когда человек сохраняет внимание) + 10 мин. — ответы на вопросы.

В 20 минут входят:

  1. Общее вступление (2—3 мин.) — привлечь внимание, создать атмосферу доверия и расположения, а также предварить основную часть речи, избегая бессвязности, опуская не относящиеся к теме комментарии и приступая прямо к делу;
  2. Основная часть сообщения (14—16 минут);
  3. Повторение — это мощный ораторский прием, который способен оказать большую помощь в попытке овладеть вниманием аудитории;
  4. Заключение (2—3 минуты — эта часть должна содержать повторение основных положений вашей речи и сосредоточиваться на отклике, который вы желали бы получить от аудитории. Хорошее заключение сформирует у слушателей четкое представление о цели вашего сообщения, а также о том, что они могут или должны делать дальше.

9. Подготавливается вспомогательный материал: эффективное сообщение — подобно айсбергу, — большая часть информации скрыта и не видна вооруженным глазом.

10. Собирается в три или четыре раза больше информации (ранее подготовленный реферат), чем действительно необходимо для обоснования ключевых положений. Глубокое знание предмета поможет: укрепить уверенность в себе и снимет волнение, облегчит выступление без подготовки и снизит шансы столкнуться с аспектом, выходящим за границы знаний студента, снизит вероятность того, что он забудет ключевые положения сообщения.

Прежде чем принимать решение о включении в сообщение информации, анализируется: имеет ли она отношение к теме; точна, надежна, нова, беспристрастна, типична, приемлема и значима ли она для аудитории. Вспомогательный материал следует использовать только тогда, когда он отвечает всем этим условиям.

V этап. Последняя проверка

1. Проверяются ответы на вопросы, прежде чем излагать сообщение (ЧТО я собираюсь сказать?).

2. Нужно убедиться, что студент в полной мере понимает материал и тщательно обдумал выводы, которые должны быть логичны и подтверждены фактами (ЗАЧЕМ я собираюсь это сказать?).

3. Нужно выяснить какие намерения и цель, и добился ли студент своей цели.

4. Выясняется, является сообщение достаточно важным и интересным.

5. Оценивается предполагаема аудитория. КТО будет меня слушать? СКОЛЬКО людей будут меня слушать?

6. Проверяется, отвечает ли выбор стиля ожиданиям и опыту аудитории. Обращаясь к большой группе людей, нельзя проявлять пренебрежение к большинству, ставя своей целью наименьший общий знаменатель. Нет смысла передавать сообщение, которое будет понятно только абсолютному меньшинству присутствующих. Размер аудитории влияет на стиль общения: в маленькой группе подход может быть более интерактивным и менее официальным, чем при большой аудитории.

7. Ставятся контрольные вопросы:

  • Логична ли структура моего сообщения? Есть ли у него начало, середина и конец?
  • Составлено ли оно таким образом, что мне будет легко и удобно его излагать? Избежал ли я слов и фраз, которые будет трудно произнести (особенно при эмоциональных нагрузках, возникающих во время общения с большой аудиторией) или сложно понять?
  • Подкрепляются ли мои предложения точными фактами и цифрами?
  • Поймет ли аудитория используемые термины?
  • Является ли каждое слово в моем сообщении правильным и точным?
  • Приводит ли мое сообщение к четкому и запоминающемуся выводу?

8. Рекомендуется потренироваться, анализируя один из последних своих докладов, либо упражняясь в составлении нового, каждое использованное слово должно работать, здесь нет места избыточности. В случае важного сообщения, репетируется выступление перед небольшой аудиторией, которая даст объективную и честную обратную связь, знания которой совпадает с опытом и знаниями предполагаемой аудитории.

9. Вносятся изменения в текст речи при необходимости.

Этапы подготовки студенческих докладов

Памятный листок № 1
Рисунок 1. Памятный листок № 1

Подготовка к составлению доклада (сообщения)

Выберите тему.

Определите: а) длительность доклада; б) аудиторию, перед которой будете выступать; в) тип выступления.

Таблица 2. Матрица сообщения

СЕРЬЕЗНОЕ И ОФИЦИАЛЬНОЕ

ОФИЦИАЛЬНОЕ, НО НЕСЕРЬЕЗНОЕ

СЕРЬЁЗНОЕ, НО НЕОФИЦИАЛЬНОЕ

НЕСЕРЬЁЗНОЕ И НЕОФИЦИАЛЬНОЕ

Определите цель и задачи: ознакомить, проинформировать, убедить, проинформировать и убедить, обосновать, доказать.

Определите четкую структуру: Введение; Основная часть; Заключение.

Напишите пункты, развивающие ваши идеи: логично, последовательно, доступно.

Сделайте эти пункты: сжатыми, подчиненными четкой цели.

Стимулируйте творческое воображение, используя преимущества двух аспектов человеческой памяти, эффект первенства и новизны.

Памятный листок № 2 Составление предварительного наброска

1. Разберите основную структуру:

Сделайте предварительный набросок

  • Делайте записи быстро — это сохранит творческое настроение и естественное звучание слов;
  • Генерируя идеи, не останавливайтесь, чтобы перечитать написанное и внести исправления — отвлекает внимание и мешает творчеству;
  • Проговаривайте мысли вслух — устранит преграды на пути воображения и поможет написать текст, легкий для произношения;
  • Не стремитесь к 100% успеху при составлении наброска с первого раза;
  • Помните, редактировать текст гораздо легче, чем сочинять;
  • Отложите правку до тех пор, пока не запишете все свои идеи;
  • Если вы не можете определить, с чего следует начинать, запишите все свои мысли, имеющие отношение к теме сообщения.

Определите свою цель, ответив на вопросы: Чего я хочу? С кем мне предстоит общаться? Сколько времени у меня будет на изложение? Как мне донести свои мысли до слушателей?

  • набросайте последовательность заголовков, каждые из которых сопровождается соответствующим списком ключевых пунктов,
  • получите наглядную структуру сообщения;
  • определите, не отклонились ли вы в сторону от темы; более шести ключевых пунктов под заголовком — вы углубляетесь в лишние подробности;
  • разбейте заголовки на несколько подтем, ограничив содержание сообщения только теми пунктами, которые вашей аудитории действительно нужно знать для достижения вами поставленной цели.

Поставьте себя на место слушателей, задав следующий вопрос: «Если бы сообщение предназначалось мне, что бы я хотел услышать?»

Памятный листок № 3 Создание сообщения

1. Напишите вступление: опишите ваши цели, кратко укажите темы;

  • Демонстрируйте личное обращение к каждому из слушателей;
  • Подготовьте мозг слушателей к приему информации.
  • Сообщите то, что именно вы собираетесь сказать.

2. Напишите основную часть, излагая основную идею каждой темы

  • Излагайте как можно короче каждую из этих тем;
  • Скажите то, что собирались, а потом объясните, что именно вы им сказали

3. Приведите — пункт за пунктом — резюме основной части сообщения, прежде чем переходить к выводам. В конце сообщения помогите запомнить его основные идеи

4. Удостоверьтесь, что выводы получились четкими и убедительными

5. Привлекайте и поддерживайте внимание, используя словесные картины, подчеркивая ключевые идеи при помощи авторских приемов: аналогий, сравнений, метафор; позитивные, побуждающие к действию слова и фразы, заряженные энергией, которые передают уверенность, намерение и действие: безопасность, мы, вы, выгодный, гарантировать, гордость, деньги, доверие, душевное равновесие, заверение, зависимый, защита, здоровье, интересный, исследовать, истинный, качество, легко, любезность, любовь, модный, необходимо, непревзойденны, новый, опытный, оригинальный, помощь, понимать, популярный, престиж, разделять, результаты, репутация, современный, спасибо, снасти, стимуляция, удобство, удовольствие, услуги, успешный, целесообразный, ценить, экономия, эксперт

6. Остерегайтесь слов и фраз, обладающих; огромным энергетическим зарядом, но которые могут быть восприняты как неискренность или даже обман: только между нами, вы согласны со мной, поразительно, как дела?, не подлежит сомнению, действительно, невероятно, вы должны, вы обязаны. Во время выступления каждое используемое слово должно нести максимальную нагрузку, вы не можете позволить себе «пассажиров».

Памятный листок № 4 Рецензирование сообщения

1. Удалите все лишние слова и фразы, «связки», не несущие информации: Совершенно очевидно; Вряд ли стоит повторять...; это напоминает мне историю; Я хотел бы начать с того; Мне кажется, вы поймете; в заключение; это напоминает мне историю; в заключение...; На подготовку этого доклада была затрачена масса времени и сил. Вашу аудиторию интересует, результат, а не процесс создания сообщения.

2. Ограничьтесь максимум тремя ключевыми положениями

  • Излагайте их ясно и точно,
  • Не заваливайте аудиторию идеями, которые она не сможет воспринять;
  • Избегайте многословности, «краткость есть душа ума».

3. Излагайте свои мысли наиболее эффективным образом.

  • Не старайтесь рассмотреть проблему как можно шире
  • Сделайте сообщение простым и понятным
  • слишком долгое убеждение оказывает противоположный эффект.

4. Придерживайтесь четкой структуры и связности сообщения.

  • Не отклоняйтесь от заранее подготовленного текста.
  • Четко понимайте главную цель вашего сообщения.

5. Отрепетируйте доклад. Предложения, легко воспринимающиеся с отпечатанной страницы, звучат

6. Разработайте собственную манеру речи, не вызывающую у вас затруднений.

  • Остерегайтесь также слов и выражений, в правильности произношения которых вы не уверены, и тех, которые вам просто трудно выговорить;
  • Вы быстрее освоите непринужденный и свободный стиль, если представите себе, что беседуете с приятелем, а не пишете доклад для незнакомых людей.

7. Не отклоняйтесь от темы, приучайтесь сосредотачиваться на выступлении

  • плохая структура и отсутствие необходимого планирования свидетельствует о неуважении к слушателям.

8. Точно спланируйте время доклада

9. Обеспечьте себя достаточным количеством вспомогательного материала

Барьеры, которые являются одновременно важными (в смысле их влияния на деятельность организации) и уязвимыми (при правильном подходе и выборе верных средств коммуникации можно коренным образом изменить ситуацию):

  • Несоответствия ощущения и реальности;
  • Барьер доморощенных ошибочных представлений;
  • Барьер провинциальных комплексов;
  • Барьер начального сопротивления;
  • самый сложный из всех — барьер недальновидного равнодушия.

Повторение — это мощный и известный издавна ораторский прием, который способен оказать вам большую помощь в попытке овладеть вниманием аудитории.

Таблица 3. Выберите матрицу сообщения

Структура

доклада

время

Цели, задачи

1.

Общее вступление

2—3 мин.

привлечь внимание аудитории

создать атмосферу доверия и расположения предварить основную часть речи

избегать бессвязности

опускать не относящиеся к теме комментарии приступать прямо к делу.

2.

Основная часть

14—16 мин.

3.

Заключение

2—3 мин.

повторение основных положений

сосредоточиваться на отклике аудитории сформирует четкое представление о цели

что они могут или должны делать дальше

Недостаточное количество вспомогательного материала

Эффективное сообщение должно быть подобно айсбергу, когда большая часть информации скрыта и не видна вооруженным глазом. По возможности собирайте в три или четыре раза больше информации, чем действительно необходимо для обоснования ваших ключевых положений. Глубокое знание предмета поможет вам тремя способами:

  • Укрепит уверенность в себе и снимет волнение;
  • Облегчит выступление без подготовки и снизит шансы столкнуться с аспектом, выходящим за границы ваших знаний;
  • Снизит вероятность того, что вы забудете ключевые положения своего сообщения.

Знание аудитории, полученное в результате исследований, играет важную роль в выборе типа и объема требующегося вспомогательного материала.

Прежде чем принимать решение о включении в сообщение подобной информации, спросите себя: Имеет ли она отношение к теме? Точна ли она? Надежна ли она? Нова ли она? Беспристрастна ли она? Типична ли она? Приемлема и значима ли она для аудитории? Вспомогательный материал следует использовать только тогда, когда он отвечает всем этим условиям.

Последняя проверка

Прежде чем излагать свое сообщение, проверьте ответы на следующие вопросы: ЧТО я собираюсь сказать?

Убедитесь, что вы в полной мере понимаете материал и тщательно обдумали выводы, которые должны быть логичны и подтверждены фактами.

ЗАЧЕМ я собираюсь это сказать? Каковы ваши намерения и цель? Как вы узнаете, добились ли вы своего? Является ли ваше сообщение достаточно важным и интересным, чтобы отвлекать людей от работы? КТО будет меня слушать?

Оцените предполагаемую аудиторию независимо от того, будет это (один человек или тысяча. Проверьте, отвечает ли ваш выбор стиля их ожиданиям и опыту.

Обращаясь к большой группе людей, вы ни в коем случае не должны проявлять пренебрежение к большинству, ставя своей целью наименьший общий знаменатель, Точно так же нет смысла передавать сообщение, 1 которое будет понятно только абсолютному меньшинству присутствующих.

Наиболее эффективные и успешные ораторы обладают способностью преподносить сложные вопросы так, что они становятся понятными большинству — или даже всей — аудитории.

СКОЛЬКО людей будут меня слушать?

Размер аудитории повлияет на стиль общения. В случае маленькой группы подход может быть более интерактивным и менее официальным, чем при большой аудитории.

Ответьте на шесть контрольных вопросов:

  1. Логична ли структура моего сообщения? Есть ли у него начало, середина и конец?
  2. Составлено ли оно таким образом, что мне будет легко и удобно его излагать? Избежал ли я слов и фраз, которые будет трудно произнести (особенно при эмоциональных нагрузках, возникающих во время общения с большой аудиторией) или сложно понять?
  3. Подкрепляются ли мои предложения точными фактами и цифрами?
  4. Поймет ли аудитория используемые термины? С особой осторожностью нужно подходить к специальным терминам, жаргону и иностранным выражениям;
  5. Является ли каждое слово в моем сообщении правильным и точным?
  6. Приводит ли мое сообщение к четкому и запоминающемуся выводу?

Потренируйтесь анализируя один из последних своих докладов, либо упражняясь в составлении нового. Помните, что каждое использованное слово должно работать на вас. Здесь нет места избыточности.

Читайте также

Список литературы

  1. Рунова, С.А. О повышении мотивации студентов к изучению ИЯ через участие в олимпиадах [Текст] / Рунова С.А. // Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в высшей и средней школе. (Мат-лы международной конференции). – Новокузнецк, РИО КузГПА, 2009. – С. 70 – 78
  2. Рунова, С.А. Творческий проект как средство активизации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / С.А. Рунова // Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в высшей и средней школе (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. – С. 39-46
  3. Рунова, С.А. О повышении уровня общения в педагогическом процессе [Текст] / С.А. Рунова // Формирование самообразовательных навыков у студентов и учащихся в процессе обучения иностранному языку в высшей и средней школе (Материалы Всероссийской научно-практической конференции).- Новокузнецк, 2005. - С. 4-8

Цитировать

Рунова, С.А. Методические рекомендации: как помочь студентам подготовить доклад / С.А. Рунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2511 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться