Сформированность социального опыта обучающихся как одно из условий успешного социального самоопределения личности

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена результатам мониторинга «Сформированность социального опыта обучающихся» города Новокузнецка, Кемеровской области. Авторы считают, что своевременные выявление недостаточно высокого уровня сформированности социального опыта и его коррекция являются немаловажным условием дальнейшего самоопределения личности.

Ключевые слова

КОМПЕТЕНЦИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ОПЫТ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЙ

Текст научной работы

Реализация идеи «образование через всю жизнь» привела к полной перестройке образовательной платформы России. В Новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» были отмечены аспекты, определяющие основное общее образование, одним из которых является «становление и формирование личности обучающегося», включающего «… развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению» [1].

Социальное самоопределение (СоцС) рассматривается нами как «осознанный, обоснованный своими целями в жизни, выбор личностью своих социальных роли и позиции в системе социальных отношений» [3], которое напрямую зависит от условий, требований и социальных установок социума и представляет собой многоуровневый процесс осознания индивидом своих потребностей и возможностей и соотнесения их с ними. Условием адекватного социального самоопределения является формирование психологической готовности обучающегося действовать в системе общественных отношений и сфере личной жизни в зависимости от уровня сформированности его социального опыта, который имеет свою структуру и представляет собой структурированную Модель, включающую элементы, представленные на Рис. 1.

— Структурированная Модель социального опыта:
Рисунок 1. Структурированная Модель социального опыта
  1. Знание, включающее всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности;
  2. Опыт:
  • осуществления известных способов деятельности и готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности, систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений;
  • творческой деятельности, готовность к организации творческих инициатив и сформированное творческое отношение к ним;
  • эмоционально-ценностного (ЭЦ) отношения к объектам и средствам деятельности, выражающиеся в совокупности социальных потребностей и эмоциональном восприятии, входящих в систему ценностей. [3]

Модель Соцо включает компоненты, представленные на Рис. 2.

— Компоненты социального опыта:
Рисунок 2. Компоненты социального опыта
  1. Аксиологический: ценностные ориентации, определяющие социальные установки и направленность личности, является первичным — выполнение социальной роли начинается с признания личностью ролевых ценностей;
  2. Познавательный — социальные понятия, представления, суждения, убеждения, принятие ролевых требований на информационном уровне;
  3. Действенный — совокупность исторически накопленной практической деятельности (реакции, умения, навыки), далее — полученное знание и усвоенные ценности выражаются в различных видах деятельности, а коммуникативный компонент выступает в качестве связующего звена;
  4. Коммуникативный — навыки социального взаимодействия, приспособленность, обладание культурой речи. []

В дальнейшем СоцО способствует формированию социально-трудовых компетенций, подразумевающих владение знаниями и опытом в сфере:

  • гражданско-общественной деятельности (роль гражданина и др.),
  • социально-трудовой (права потребителя, покупателя, клиента и др.)
  • семейных отношений и обязанностей (роль родителя и др.),
  • экономики и права (роль налогоплательщика и др.),
  • профессионального самоопределения (выбор специальности и др.).

Благодаря сформированному Соцо, полученному во время учебы в образовательном учреждении (ОУ), у обучающихся должны сформироваться нужные для жизни в современном обществе навыки социальной активности и функциональной грамотности. Таким образом, Соцо рассматривается нами как процесс и результат организованного усвоения общественного опыта обучающимися в ОУ, позволяющий им осуществить социальное самоопределение, которое в дальнейшем будет способствовать их успешной жизнедеятельности в качестве полноправных членов общества. Это будет соответствовать запросам времени, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральному государственному образовательному стандарту, Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы (до)школьного образования, психолого-педагогическим условиям ОУ и др.

С целью выявления уровня сформированности СоцО обучающихся на базе МАОУ ДПО ИПК было проведено исследование «Сформированность социального опыта воспитанников и (или) обучающихся» среди воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений и обучающихся 1-х — 11-х классов.

Рассмотрим основные показатели проведенных исследований.

  1. Исследование «Сформированность социального опыта воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений (ВПГ ДОУ) и обучающихся 1-х классов», включило респондентов:
  • обучающиеся 1-х классов — 565 человек;
  • воспитанники ДОУ — 550 человек;
  • родители — 1100 человек;
  • педагогические работники (ПР) — 154 человек.

Уровень сформированности Соцо определяется шкалой: 0 — 1,0 — низкий уровень; 1,1 — 2,0 –ниже среднего; 2,1 — 3,0 — средний уровень; 3,1 — 4,0 –выше среднего; 4,1 — 5,0 — высокий уровень.

– Алгоритм проведения мониторинга «Сформированность социального опыта»
Рисунок 3. Алгоритм проведения мониторинга «Сформированность социального опыта»

Результаты опроса показали, что сформированность Соцо воспитанников подготовительных групп ДОУ по оценкам родителей и педагогических работников составляет: 1) родителей: 2011 — 2012 уч. г. — 4,33 балла; 2012 — 2013 уч. г. — 4,35 балла; 2) воспитателей: 2011 — 2012 уч. г. — 4,52 балла; 2012 — 2013 уч. г. — 4,44 балла. Полученные данные подтверждаются результатами опроса детей: около 80 % воспитанников ДОУ выражают положительное отношение к различным сторонам действительности как к «проявлениям социального опыта». Таким образом, Соцо соответствует высокому уровню и указывает на эффективность деятельности ДОУ по формированию Соцо детей, а также успешность взаимодействия с семьей в вопросах их воспитания.

Соцо обучающихся 1-х классов по оценке родителей и педагогических работников — «выше среднего»: 1) родители: 2011 — 2012 уч.г. — 3,88; 2) учителя — 3,80, в 2012 — 2013 уч.г. — 3,85 и 3,72. Более 80 % первоклассников, отвечая на вопросы, определяющие сформированность Соцо, выбирали правильные варианты ответа. Что указывает на то, что у них сформирован фундамент для успешного освоения образовательных программ и позволяет прогнозировать успех в их освоении, достижение метапредметных и высоких личностных результатов, определенных стандартами нового поколения.

Однако, согласно результатам исследования, уровень сформированности продуктивного компонента Соцо у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно высок. Общей проблемой формирования Соцо в старшем дошкольном возрасте и во время обучения в 1-м классе, является также низкий уровень коммуникативного опыта и опыта самоорганизации, что обусловлено, по мнению родителей и педагогических работников, «неумением разрешать спорные, конфликтные ситуации». Так, недостаточность умений старших дошкольников разрешать спорные ситуации отметили около 30 % опрошенных. Сформированность коммуникативного опыта детей при переходе из подготовительной группы ДОУ в 1-й класс имеет отрицательную динамику (в период посещения ДОУ — 4,33 балла, во время обучения в 1-м классе — 3,9 балла). В связи с этим целесообразно внедрять в учебный процесс программы, направленные на развитие коммуникативных умений детей. Дошкольный возраст является базовым для дальнейшего накопления Соцо и возникающие в дальнейшем проблемы в школе, по нашему мнению, чаще всего были заложены в дошкольном детстве. Следует уделять особое внимание формированию опыта самоорганизации и коммуникативного опыта детей, мотивации к обучению, познавательной активности. Целесообразно соблюдать преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, которые являются «мостиком», обеспечивающим дальнейшую адаптацию детей к изменяющейся социальной ситуации, окружающему миру и дальнейшее формирование Соцо.

  1. В исследовании «Сформированность социального опыта у обучающихся 4-х и 6-х классов» приняло участие 1547 респондентов:
  • обучающиеся 4-х классов — 452 человек;
  • обучающиеся 6-х классов — 273 человек;
  • родителей — 725 человек;
  • педагогов — 97 человек.

При поступлении детей в общеобразовательные учреждения происходит расширение и обогащение их Соцо. В дошкольном возрасте в качестве наиболее значимых составляющих Соцо рассматриваются коммуникативный, интеллектуальный, эстетический, экологический виды опыта, опыт самоорганизации и здоровьесбережения. Проведенное исследование позволяет выявить наиболее значимые проблемы в формировании Соцо в рассматриваемый возрастной период и разработать предложения по совершенствованию деятельности ОУ на следующих этапах обучения.

Оценка сформированности социального опыта обучающихся 4-х классов показала, что наиболее сформированным видом опыта обучающиеся является опыт освоения общечеловеческих ценностей и опыт гражданско-патриотической деятельности. Родители и педагоги обучающихся 4-х классов высоко оценили сформированность опыта освоения общечеловеческих ценностей, экологического и эстетического опыта. Наименьшие оценки родителей и педагогов получил опыт самоорганизации. Сами четвероклассники ниже всего оценили интеллектуальный опыт.

Обучающиеся 6-х классов оценили сформированность опыта трудовой деятельности, коммуникативного опыта и опыта самосознания выше других видов опыта. Наименьшие оценки шестиклассников получили опыт социальной и гражданско-патриотической деятельности. Родители обучающихся 6-х классов высоко оценили сформированность у школьников эстетического и экологического видов опыта, педагоги — опыта здоровьесбережения. Ниже всего респонденты оценили уровень опыта самоорганизации. При рассмотрении составных компонентов опыта, респонденты выше всего оценивали сформированность ценностного отношения к различным видам опыта. По мнению респондентов, ниже всего сформирован уровень продуктивного компонента СоцО. Однако в целом, СоцО обучающихся оценивается как на «высоком уровне» (по мнению самих обучающихся), и на уровне как «выше среднего» по мнению родителей и педагогов (Табл. 1).

Таким образом, Соцо оценивается обучающимися 4-х и 6-х классов как «высокий», тогда как родители школьников как «выше среднего», а педагогическими работниками как «выше среднего».

Таблица 1. Оценка респондентами сформированности социального опыта в целом

респонденты

4-е классы

6-е классы

Социальный опыт

в целом

Обучающиеся

Родители

Педагоги

Обучающиеся

Родители

Педагоги

2010 — 2011 уч. г.

4,32

4,14

3,98

4,08

4,13

3,86

2011 — 2012 уч. г.

4,32

3,84

3,82

4,13

3,96

3,67

2012 — 2013 уч. г.

4,32

3,94

3,91

4,17

4,09

3,55

С целью эффективного развития СоцО обучающихся среднего школьного возраста и подготовки их к взрослой жизни целесообразно, по нашему мнению, формировать у них умения и навыки самоорганизации, прививать ценностное отношение к социальной деятельности, познанию, а также активно вовлекать их в социальную жизнь школы.

  1. В исследовании «Сформированность социального опыта у обучающихся 9-х и 11-х классов» приняло участие 1547 респондентов:
  • обучающиеся 9-х классов — 452 человек;
  • обучающиеся 11-х классов — 273 человек;
  • родители — 725 человек;
  • педагогические работники — 97 человек.

В ходе исследования были изучены 11 видов Соцо обучающихся 9-х, 11-х классов и 4 составных компонента каждого вида опыта. Оценка сформированности Соцо обучающихся 9-х классов показала, что наиболее сформированным видом опыта обучающиеся считают опыт освоения общечеловеческих ценностей и опыт здоровьесбережения. Родители и педагоги девятиклассников высоко оценили опыт освоения общечеловеческих ценностей и экологический опыт. Однако оценка родителей и педагогических работников опыта самосознания и самоорганизации оказалась низкой, тогда как сами девятиклассники ниже всего оценили опыт гражданско-патриотической и социальной деятельности. Обучающиеся 11-х классов выше других видов опыта оценили сформированность опыта освоения общечеловеческих ценностей и интеллектуального опыта. Наименьшие оценки выпускников получили опыт социальной и гражданско-патриотической деятельности. Родители и педагоги обучающихся 11-х классов высоко оценили сформированность опыта освоения общечеловеческих ценностей, интеллектуального и эстетического видов опыта. Менее всего родители оценили опыт здоровьесбережения, а педагоги — опыт самоорганизации и самосознания. Девятиклассники выше, чем их родители и педагоги, оценивают сформированность социального опыта, в то время как обучающиеся 11-х классов оценили его ниже, Соцо старшеклассников развит на уровне «выше среднего». (Табл. 2)

Таблица 2. Оценка респондентами сформированности социального опыта в целом

респонденты

9-е классы

11-е классы

Социальный опыт

в целом

Обучающиеся

Родители

Педагоги

Обучающиеся

Родители

Педагоги

2010 — 2011 уч. г.

3,81

3,79

3,55

3,98

3,93

3,63

2011 — 2012 уч. г.

3,79

3,74

3,50

3,92

3,85

3,80

2012 — 2013 уч. г.

3,81

3,77

3,56

3,75

4,06

3,86

Согласно результатам исследования, есть динамика увеличения положительных оценок сформированности Соцо обучающихся 11-х классов по оценкам родителей и педагогических работников, а согласно оценке обучающихся 11-х классов — убывания. С целью дальнейшего развития сформированности СоцО старших школьников, подготовки их к взрослой жизни и адекватному социальному выбору, целесообразно продолжать развивать у них умения и навыки самоорганизации и самосознания, прививать им ценностное отношение к социальной деятельности, воспитывать в них чувства патриотизма и гражданского долга, вовлекать старшеклассников в социальную жизнь школы, общества.

Таким образом, для дальнейшего успешного развития социальных компетенций обучающихся и самоопределения личности целесообразно своевременно: 1) отслеживать уровень сформированности Соцо обучающихся на всех ступенях обучения; 2) выявлять погрешности в видах сформированности Соцо; 3) проводить корректировку несформированных уровней Соцо.

Читайте также

Список литературы

  1. Петров П., Ю. Дончева. Творческото дело на Ян Амос Коменски в Шарошпатак.// Педагогически новости, 2013, брой 1, ISSN 1314-7714. 
  2. Коллектив авторов Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. // garant.ru
  3. Хуторской А.В.: Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" // kak.znate.ru
  4. Шереметова Г.П. «Понятие социального самоопределения личности и его сущность» // www.superinf.ru

Цитировать

Рунова, С.А. Сформированность социального опыта обучающихся как одно из условий успешного социального самоопределения личности / С.А. Рунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2508 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться