Усиление роли банка России как регистратора на финансовом рынке

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье приводится SWOT-анализ оценки деятельности Банка России как мегарегулятора. Определяется значимость выполняемых регистраторами функций, количественный рост и качественное усложнение финансового рынка.

Ключевые слова

SWOT - АНАЛИЗ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ, РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ, СРАВНЕНИЕ

Текст научной работы

В связи с передачей функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России изменилась его роль, появились дополнительные функции.

Деятельность центральных банков и банковских систем во всех государствах является необходимым условием экономического развития. Роль центрального банка как проводника государственной денежно-кредитной политики обусловлена его важным местом в экономике. Им осуществляется эмиссия денег в стране и организуется денежное обращение, а также осуществляются функции государственного регулирования, которые определены с момента его зарождения как института.

Исторически Центральные банки зарождались как эмиссионные центры. В дальнейшем центральные банки приобрели монополию не только на эмиссию денег, что явилось первым шагом денежно-кредитной политики, но и стали носителями так называемого денежно-кредитного суверенитета, основными элементами которого являются дискреционные полномочия и возможность использования различных методов и инструментов денежно-кредитного регулирования [5, 72].

С течением времени функции и полномочия Центральных банков расширялись и усложнялись. Такая эволюция привела к созданию мегарегуляторов на базе центральных банков, что не обошло стороной и Россию.

26 июля 2013 г. президент Российской Федерации подписал закон, согласно которому Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой, микрофинансовой деятельности рейтинговых агентств и инвестирования средств пенсионных накоплений. С 1 сентября 2013 г. ФСФР перестает быть юридическим лицом, а к началу 2015 г. должна быть завершена передача ее функций уже созданному интегрированному финансовому регулятору в лице Банка России [9, 128].

В ходе дискуссий, прошедших осенью 2012 г., рассматривались три основных варианта формирования финансового мегарегулятора:

  • первый вариант предполагает укрепление кадрового потенциала и улучшение материального технического обеспечения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и создание финансового надзора на ее основе;

  • второй вариант предусматривает необходимость передачи всех полномочий ФСФР Банку России с возможной автономией подразделения, осуществляющего регулирование и надзор за участниками финансового рынка (сторонниками выступили на тот момент глава Банка России С. Игнатьев, первый вицепремьер И. Шувалов, министр финансов А. Силуанов и др.);

  • третий вариант связан с созданием специального органа при Банке России с передачей этому органу полномочий ФСФР (сторонники этого варианта - председатель рабочей группы по созданию Международного финансового центра (МФЦ) А. Волошин, руководитель экспертного управления делами Президента РФ Э. Набиулина (ныне председатель ЦБ РФ), глава ФСФР Д. Панкин и др.) [6, 116].

Первый вариант изначально представлялся маловероятным в силу бюджетных ограничений, кроме того, данный вариант предлагался в 2005 г. и не пользуется популярностью у исполнительной власти. Поэтому в основном речь шла о втором и третьем вариантах, выборе среди них или оформлении некоего промежуточного варианта с переходным периодом от одного к другому. Однако существуют и противники формирования консолидированного надзора на базе Центрального банка (в основном это представители делового сообщества, НАУФОР), даже предлагающие формировать финансовый надзор на базе саморегулируемых организаций (СРО).

Следует заметить, что в качестве экономической причины создания мегарегулятора называется потребность в консолидированном надзоре в силу того, что 98% российских финансовых организаций входит в состав финансовых холдингов (конгломератов), транслируя риски между секторами финансового рынка. Быстрому развитию действий по созданию мегарегулятора способствовало появление политических причин (концентрация финансовой власти, стремление ускорить решение задачи создания в России международного финансового центра). Существует и диаметральное мнение, что «концентрация у ЦБ функций надзора и регулирования всех субъектов финансового рынка контрпродуктивна и существенно увеличит системные риски, присущие российской финансовой системе» [1, 64].

В связи с утверждением второго варианта была принята новая законодательная база функционирования рынка ценных бумаг, в соответствии с новыми положениями которой Банк России, в частности:

  • разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ);

  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью не-кредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, НПФ, ПИФ и др.);

  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;

  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения [7].

С 1 сентября 2013 г. полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. Функции упраздненной ФСФР России осуществляет Департамент допуска на финансовый рынок Банка России. Рассмотрение документов, связанных с процедурами допуска на финансовый рынок эмиссионных ценных бумаг, будет осуществляться Департаментом допуска на финансовый рынок и в территориальных учреждениях Банка России, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Казани, Самаре. Департамент допуска на финансовый рынок Банка России решает вопросы:

  • допуска к работе на финансовом рынке (лицензирования, аккредитации, присвоения статуса, включения в реестр, выдачи разрешений) и осуществления иных разрешительных полномочий в отношении некредитных финансовых организаций, их саморегулируемых организаций и иных объединений, а также по вопросам переоформления ранее выданных разрешительных документов;
  • регистрации (согласования, утверждения) документов некредитных финансовых организаций, подлежащих регистрации (согласованию, утверждению) Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • ведения (внесения, исключения, изменения сведений) государственных и иных реестров (за исключением государственного реестра бюро кредитных историй);
  • аттестации граждан для работы в некредитных финансовых организациях (в том числе по вопросам аккредитации организаций, осуществляющих соответствующую аттестацию). [4].

Однако, даже после утвердительного решения в пользу создания мегарегулятора на базе Банка России в экономическом сообществе не утихают споры о правильности принятого решения. Опасаясь возникновения негативных последствий при переходе к новой модели регулирования и надзора на финансовых рынках, выделим следующие проблемы:

  • угроза стабильности банковской системы, находящейся в стадии реформирования, при дополнительных надзорных изменениях;

  • снижение качества надзора из-за его преждевременной централизации;

  • противоречие между направлениями совершенствования банковского надзора ЦБР, нормативными документами, отражающими его функции и стратегией создания мегарегулятора в РФ;

  • отсутствие экономических предпосылок и экономической базы;

  • разнотипность и незавершенность процессов реформирования сегментов финансового рынка, их замкнутость и разный уровень развития;

  • отсутствие необходимой ресурсной базы и инфраструктуры для эффективного надзора;

  • непрозрачность и замкнутость региональных рынков финансовых услуг;

  • низкий уровень инвестиционной культуры населения в регионах;

  • большая пространственная протяженность и раздробленность финансового рынка РФ. В России рынок предполагает необходимость региональной сети;

  • отсутствие единого подхода к регулированию финансовых рынков;

  • отсутствие высококвалифицированных специалистов в области мегарегулирования;

  • неравномерность, фрагментарность и непоследовательность нормативно-правовой базы в сфере регулирования финансового рынка;

  • недостаточная независимость некоторых органов регулирования;

  • незначительный размер рынка капитала [3, 25].

Идея создания мегарегулятора на базе Банка России создание мегарегулятора - это попытка стимулировать Центральный банк Российской Федерации заниматься качеством и темпами роста ВВП, а не только стабильностью российской банковской системы. Финансовый регулятор на базе Центрального банка может обеспечить более высокую культуру надзора и более высокий средний уровень квалификации сотрудников. А та степень доверия, которую имеет Центральный банк РФ, будет распространяться не только на банковскую систему, но и на другие поднадзорные финансовые организации.

Мировая практика ссылка свидетельствует, что мотивы и аргументы формирования консолидированного финансового надзора могут быть следующими [8]:

  • оптимизация расходов на реализацию полномочий (наиболее актуально для небольших государств);

  • возможность осуществлять надзор за финансовыми конгломератами на консолидированной основе, особенно в условиях универсализации финансового сектора и появления комбинированных финансовых продуктов;

  • снижение угрозы системных рисков;

  • минимизация риска недобросовестного поведения участников рынка;

  • повышение эффективности надзора за небанковскими финансовыми посредниками и т.п.

Мегарегулятор функционирует в настоящее время более чем в 50 странах мира. Первые мегарегуляторы возникли в Сингапуре (1984 г.), Норвегии (1986 г.) и Канаде (1987 г.). Единый финансовый мегарегулятор действует в Австралии, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Германии, Г рузии, Дании, Казахстане, Киргизии, Латвии, Норвегии, Сингапуре, Финляндии, Швеции, Эстонии, Южной Корее и Японии [2, 38].

Обобщенно, особенности введения мегарегулятора на базе Банка России отражены в таблице 1.

Таблица 1 - SWOT-анализ оценки деятельности Банка России как мегарегулятора

Недостатки

Угрозы

  • низкая эффективность надзора в переходный период;

  • опасность снижения эффективности надзора из-за меньшего внимания к специфике отдельных секторов финансовой системы;

  • наличие альтернативных схем организации взаимодействия между надзорными агентствами без проведения дорогостоящих реформ;

  • отсутствие уверенности в том, что при слабом надзоре, осуществляемом отдельными агентствами, их слияние способно хоть как-то повысить эффективность надзора;

  • повышение «риска злоупотреблений» во всей финансовой системе;

  • отрицательный эффект, связанный с увеличением масштабов деятельности (установление чрезмерно большого диапазона функций объединенного надзорного органа);отсутствие у ЦБ необходимой материально-технической базы.

  • отсутствие внятно выраженной и публично заявленной целевой функции мегарегулятора;

  • слабая координация действий между ЦБ и Правительством и как следствие – утрата Правительством возможности влиять на решения, касающиеся частного финансового сектора;

  • Конкуренция между Правительством и ЦБ за некоторые функции (напр., построение пенсионной системы или защита прав потребителей);

  • появление у ЦБ несвойственных ему чуждых функций (контроль исполнения акционерного законодательства, регулирование рынка поставок биржевых товаров сырьевого сектора);

  • конфликт интересов внутри ЦБ;

  • противоречивый характер функций и разная направленность интересов различных подразделений мегарегулятора.

Преимущества

Перспективы

  • возможность осуществления надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе;

  • мегарегулятор может осуществлять мониторинг всей финансовой системы в целом и быстрее обеспечивать адекватную реакцию;

  • появляется возможность выработки унифицированного подхода к различным типам финансовых институтов, что позволяет снизить возможности регулятивного арбитража;

  • концентрация информации и полномочий по регулированию в одном регуляторе позволяет применять адресный надзор, учитывающий специфику «молодых» слаборазвитых секторов;

  • оптимизация бюджетных расходов на гос. управление (экономия масштаба).

  • мегарегулятор должен вдохнуть новую жизнь в проект МФЦ (Московского финансового центра);

  • расширение деятельности ЦБ – новое поле для конфликтов интересов макроэкономического масштаба;

  • у ЦБ есть шанс добиться прогресса в макронадзоре, но кто будет следить за ЦБ?

  • сокращение российского финансового рынка (прим., уже тенденция снижения на 10-12% в год);

  • выведение функций мегарегулятора из Банка России через несколько лет.

Все сказанное подводит нас к общему выводу, что успех новой модели регулирования будет зависеть исключительно от субъективных факторов – профессионализма и слаженности команды, налаженного взаимодействия между разными ветвями власти, организации адекватной обратной связи с профессиональным и экспертным сообществом, успешного разрешения конфликта интересов.

Следует отметить, что слияние ФСФР и Банка России на сегодняшний день, с нашей точки зрения, представляется неэффективным. Проведение реформы слишком поспешно, положительных моментов создания мегарегулятора недостаточно и многие из них спорны. А имеющийся зарубежный опыт подобного слияния не привел к однозначному положительному результату.

Читайте также

Список литературы

  1. Данилов Ю. Остановить монстра / Ю. Данилов // Эксперт. - 2012. - № 46. С. 62-66.
  2. Заернюк В.М. Оценка возможности консолидации регулирующих функций на российском финансовом рынке в одном регулирующем органе / В.М. Заернюк, Е.М. Крюкова, Г.Р. Фаизова // Стратегические подходы к решению актуальных проблем современной экономики России. - 2012. - №12. - С. 35-48.
  3. Ильина Т.Г. Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России / Т.Г. Ильина // Проблемы учета и финансов. - 2013. - №2. - С. 21-27.
  4. Информация Банка России от 28.02.2014 «Об упразднении Службы Банка России по финансовым рынкам» // Вестник Банка России", N 22, 07.03.2014
  5. Марченко А. Центральный банк и роль в экономике. Современные аспекты де­нежно-кредитного регулирования / А. Марченко // Деньги кредит. - 2012. - № 11.
  6. Счастная Т.В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в Рос­сии / Т.В. Счастная // Вестник ТГУ. - 2013. - №1. - С. 112-121.
  7. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Цен­тральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, кон­тролю и надзору в сфере финансовых рынков»
  8. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/27217.html. Консультант Плюс, 1992-2014.
  9. Хандруев А. Направление - мегарегулятор/ А. Хандруев // Сайт «Экономиче­ская политика. Экспертный канал. URL: http://ecpol.ru/index.php (дата обраще­ния: 26.10.2012).
  10. Хандруев А. Рождение модели интегрированного финансового регулятора: на перепутье дорог и... интересов / А. Хандруев // Журнал новой экономической ассоциации. - 2013. - №3. - С. 128.

Цитировать

Бобкова, Д.С. Усиление роли банка России как регистратора на финансовом рынке / Д.С. Бобкова, Е.В. Семенова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2530 (дата обращения: 07.12.2022).

Поделиться