Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе [1,2].
Решение задачи по совершенствованию военно-патриотического воспитания студентов и повышению мотивации к военной службе включает в себя:
- внесение в федеральные государственные образовательные стандарты образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования изменений, касающихся повышения качества военно-патриотического воспитания;
- налаживание системы взаимодействия учебных заведений всех уровней с организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление шефских связей с воинскими частями (кораблями);
- внедрение государственного заказа на продукцию, способствующую развитию военно-патриотического воспитания, повышающую мотивацию молодежи к военной службе, а именно:
- издание и распространение военно-патриотической литературы (художественная, военно-мемуарная и справочная литература, учебные и учебно-методические пособия для военно-патриотических объединений), в том числе на электронных носителях;
- создание, тиражирование и прокат фильмов (художественных, учебных) по военно-патриотической тематике;
- разработку, производство, рекламу и распространение среди молодежи компьютерных игр военно-патриотической направленности;
- внедрение новых форм военно-патриотической работы, в том числе разработку региональных туристических маршрутов для молодежи по местам боевой славы, проведение «армейских недель» в воинских частях;
- создание военно-патриотических медиапрограмм, имеющих целью популяризацию героического образа защитника Отечества [3,4,5].
Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:
- дальнейшего совершенствования законодательства РФ в области обороны, здравоохранения, образования, спорта, социального обеспечения;
- включения задач и мероприятий, призванных улучшить состояние подготовки граждан к военной службе, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
- учета задач подготовки граждан к военной службе при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации указанных задач, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
- методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, направленной на управление процессами подготовки граждан к военной службе;
- постоянного мониторинга и анализа уровня подготовки граждан к военной службе и выработки на их основе мер, направленных на совершенствование данной подготовки;
- развития научных исследований в сфере подготовки граждан к военной службе.
Важнейшим элементом морально-психологической подготовки юношей к военной службе является усвоение ими сущности и значения Вооруженных Сил РФ. Формирование этих знаний реализуется в работе различных кружков, секций, клубов по интересам, во время занятий БЖД, а также во внеклассной работе Образовательных учреждений. Практика Вооруженных Сил показывает, что условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе являются:
- знание особенностей воинских коллективов, реальной жизни казармы, не приукрашенной, но и не показанной только с негативной стороны,
- хорошая физическая подготовка, наличие навыков в выполнении строевых приемов,
- осознание необходимости соблюдения воинской дисциплины и четкого выполнения приказов и распоряжений командиров [6].
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
- проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
- создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Среди студентов 1-2 курсов Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского было проведено анкетирование на предмет определения их осведомленности о военной службе, об их отношении к ней. В анкетировании приняли участие 80 юношей в возрасте 19-21 лет. Их ответы в сравнении с данными 2010 г. представлены в таблице 1, результаты которой свидетельствуют о значительном возрастании положительного отношения современных юношей к службе в Армии.
Таблица-1.
Результаты анкетирования студентов
вопросы |
Ответы студентов |
Ответы 2010 г |
Ответы 2014 г. |
Какими качествами должны обладать солдаты? |
дисциплинированность, |
31,1 |
26% |
честность, |
8,2 |
26,5% |
|
патриотизм, |
41 |
22,5% |
|
хорошая физическая подготовка. |
19,7 |
25% |
|
Обладаете ли вы этими качествами: |
да, |
50,8 |
47,5% |
нет, |
4,9 |
38,7% |
|
частично. |
44,3 |
13,7% |
|
Какие поступки недопустимы в воинском коллективе: |
увиливание от выполнения обязанностей, |
18 |
30% |
ложь, |
11,5 |
22,5% |
|
«стукачество», |
36,1 |
23,7% |
|
жадность, |
3,3 |
12,2% |
|
драки, издевательство над другими. |
31,1 |
12,5% |
|
Как должен поступить солдат, если его обижают, бьют: |
доложить командиру, |
14,7 |
28,7% |
использовать телефон доверия, |
- |
18,7% |
|
терпеть издевательства, |
1,6 |
15% |
|
защищаться, дать ответ. |
83,7 |
37,5% |
|
Ваше отношение к военной службе: |
положительное, пойду служить, |
37,7 |
58,7% |
нет желания, но если призовут пойду служить, |
47,5 |
20% |
|
отрицательное, буду искать способы «отмазаться» от службы. |
14,7 |
21,2% |
Защита Отечества всегда считалась долгом священным, т.е. возвышенным, заветным, чрезвычайно почетным. К сожалению, значительная часть нынешних юношей имеют по этому поводу другое мнение. Сегодня многие юноши пытаются избежать армейского строя, потому что цель и значение воинской службы им непонятны. Этим определяется вся важность военно-патриотического воспитания молодого поколения.
Изучение вопросов патриотического воспитания осуществляется в процессе освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», преподавание которой в высших учебных заведениях России с 01.09.91 г. введено Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.91 г. № 253.
Важнейшая задача высшего образования не только передача студентам знаний, но и использование эффективных путей усвоения информации, профессиональных умений. А также разработка форм и методов управления познавательной и практической деятельностью, создание условий, при которых достигаются оптимальные результаты в развитии способностей [7,8]. Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого студента возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности студентов, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений. В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Сделать процесс обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» интересным и эффективным помогает использование модульной сайт-технологии [9,10].
Использование новой технологии позволяет студентам усвоить основные вопросы национальной безопасности и военно-патриотического воспитания:
- реальные и потенциальные источники военной опасности, факторы, способствующие перерастанию военной опасности в непосредственную военную угрозу для России;
- роль Вооруженных Сил и других войск РФ в обеспечении военной безопасности граждан, государства и общества;
- свою ответственность за судьбу Родины и необходимости личного участия в защите ее территориальной целостности и независимости.
В соответствии с этим главная цель военно-патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими социально значимыми качествами и способного проявить их в интересах общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.