Модель жизненных циклов и развития организации

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлена модель жизни организации Л.Грейнера, а также рассмотрен поэтапно каждый цикл развития компании.

Ключевые слова

КРИЗИС, КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ, ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Одни из важнейших принципов развития организации заложены в научных работах Ларри Грейнера. Ларри Грейнер – выдающийся профессор Гарвардской школы бизнеса, который создал классическую модель жизненных циклов и развития организации и опубликовал научную работу в «Harvard Business Review» в 1972 году. В своей работе «Evolution and Revolution as Organizations Grow» Л. Грейнер представил организацию как развивающуюся систему и считал, что компания способна проходить 5 этапов роста: рост через творчество, через управление, через делегирование, через координирование и через сотрудничество.

Предпосылками к данной работе были идеи, что на компанию влияет в большей степени ее история, чем внешние факторы. Причем, ссылаясь на мнения психологов о том, что поведение определяется прошлыми событиями, а не будущими, Грейнер перенес аналогию на развивающуюся компанию и выделил в ней стадии, через которые она должна пройти.

Кроме того, Грейнер в работе обозначил 2 ярко-выраженные фазы: эволюционное развитие и революционное развитие. В период эволюционного развития продажи и прибыль компании растут постепенно, без сильных скачков. В период революционного развития в компании происходят внутренние конфликты, являющиеся причиной несоответствия задач и стиля управления компанией, продажи и прибыль могут временно снизиться, но потом снова выйти на кривую роста. Задача руководства на этапе революционного развития бизнеса оперативно подобрать и внедрить новые инструменты управления. Длительность каждого этапа зависит от размеров организации, и малые предприятия переходят из одного цикла в другой быстрее нежели, чем крупные.

Ниже приведены 5 этапов развития организации.

  1. Творчество (Креативность)

Это начальная стадия развития организации, когда появляется только идея о создании компании, и само предприятие ограничивается творческой группой с неформальными отношениями. Данная стадия отличается отсутствием жестких правил, и пока организация на стадии создания идеи, она может быстро реагировать на изменяющийся рынок. С ростом компании, то есть с увеличением числа кадров появляется потребность в четком управлении персоналом. Так, возникает первый кризис – «кризис лидерства». Для решения возникшего кризиса предпринимателю следует установить правила, приоритеты и принципы работы организации. После чего фирма переходит к следующему этапу развития.

  1. Централизация

На данном этапе развития фирма определяет свою организационную структуру так, что управление становится директивным. Помимо создания орг. структуры, отношения между сотрудниками становятся формальными, а также появляются система поощрений и штрафов и система контроля. После чего происходит диверсификация, и компания вынуждена расширятся. При централизованном управлении менеджеры средних звеньев уменьшают свою производительность из-за нехватки информации, что замедляет развитие фирмы, и требуют свободы принятия решений. Вследствие этого нарушаются автономия предприятия и обмен данными между коллегами, и в организации, как и на первом этапе, происходит делегирование полномочий. Данный этап достигает кризиса «лидерства».

  1. Делегирование

Прежде всего, при росте организации отдельные менеджеры наделяются значительными полномочиями по управлению конкретными единицами, проектами или частями фирмы. В компании возрастает роль мотивации сотрудников при повышении прибыли фирмы. Руководители отдельных звеньев получают простор для расширения фирмы и внедрения новых товаров или увеличения ассортимента продукции. В то время как учредители фирмы отдали часть своих полномочий промежуточным менеджерам, учредители укрепляют свое стратегическое положение на внешнем рынке. Но в связи с потерей контроля организацией, менеджеры и учредители не всегда следуют одним целям, из-за чего возникает новый кризис «координации».

  1. Координация

Под координацией подразумевается объединение слабых звеньев компании в продуктивные группы, а также внедряется система распределения инвестиций между отдельными единицами компании. На этом этапе увеличивается роль штаб-квартиры, а следовательно возникает строгая система планирования и распределения средств, однако право принятие решений остается у подчиняемых единиц. В итоге компания сталкивается с проблемой перегруженного контроля единицами, а также со сложной системой планирования и распределения. Из-за этого снижается скорость принятия решений и фирма подходит к кризису «границ».

  1. Сотрудничество

По причине сложности организационной структуры компания начинает ее делать более гибкой. Для поддержания контроля и повышения уровня нововведений в фирме, организация нанимает консультантов для решения внутренних проблем фирмы. Консультанты не несут ответственности и не имеют власти в принятии решений, но помогают руководителям подразделений профессиональными советами. В штаб-квартире снижается количество персонала и ослабляется контроль. На этой стадии компания сотрудничает с другими компаниями или подразделениями и может образовать в последствие матричную систему управления, что увеличивает командную работу.

Последний этап является незавершенным и спустя 25 лет Л.Грейнер добавил 6 этап развития организации («создание Альянсов»), а завершением 5 этапа считается кризис «роста компании».

Итак, согласно теории Лари Грейнера, с развитием организации необходимо менять стили управления в соответствии с описанными выше этапами. Если механизм управления вовремя не меняется, значителен риск потери контроля над работой компании и, как следствие, ее уход с рынка.

Читайте также

Список литературы

  1. Иванов О.И., Иванов С.А., Шматко А.Д. Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 209-214.
  2. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.
  3. http://www.valuebasedmanagement.net/methods_greiner.html
  4. http://powerbranding.ru/biznes-analiz/olc-models/

Цитировать

Шабуров, Н.М. Модель жизненных циклов и развития организации / Н.М. Шабуров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2575 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться