Оффшорные банки и проблема регулирования их деятельности

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается сущность оффшорных банков, поднимается проблема использования их в преступных целях и рассматриваются способы решения данной проблемы как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Ключевые слова

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ, ОФФШОРНЫЕ БАНКИ, ОФФШОРЫ, ОФФШОРНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Текст научной работы

Оффшорные банки пользуются популярностью со стороны многих бизнесменов и руководителей крупных организации и корпораций по всему миру. Спрос на операции, осуществляющие оффшорными банками, связан с благоприятными условиями для клиентов, одним из которых является конфиденциальность. Отрицательной стороной деятельности оффшорных банков является то, что они способствуют росту криминала по всему миру и их существование негативно сказывается на экономике тех стран, из которых вывозится капитал.

Оффшорными банками являются банки, находящиеся на территории, признанной оффшорной зоной. Оффшорные зоны представляют собой государство или территории государства, обладающие более благоприятными экономическими условиями развития по сравнению с другими государствами. В таких странах наблюдается благоприятная политическая и социальная обстановка, законодательно установлены льготные условия налогообложения и таможенных пошлин, упрощена торговля и процедура проведение бухгалтерского учёта и аудита для организаций с иностранными владельцами, а также упрощена регистрация нерезидентов.

Главной особенностью таких банков является возможность предоставлять услуги исключительно гражданам любых стран, за исключением той, где оффшорный банк зарегистрирован. Предлагаемые оффшорными банками услуги весьма многообразны, они включают в себя: размещение депозитов, денежные переводы, обмен валют, охрану и управление инвестициями, доверительные услуги, корпоративное управление и другие операции. Спрос на оффшорные операции определяется ещё и тем, что они зачастую недоступны в стране постоянного проживания клиентов.

Собственниками оффшорных банков всегда являются иностранные граждане и юридические лица, а в некоторых случаях в качестве оффшорного банка может выступать резидентный банк, осуществляющий оффшорные операции.

Оффшорные банки в основном функционируют в условиях строго регулирования их деятельности, органом контроля которой являются центральные банки, комиссии по финансовым делам и т.п. Такие банки, согласно международным стандартам, должны иметь минимальный размер собственного капитала, а также представлять финансовые отчёты контролирующему органу не реже одного раза в квартал.

Оффшорный банковский бизнес начал своё стремительное развитие с середины 1960-х годов в связи с ростом ликвидности мировых финансовых рынков [1]. Именно потребность в увеличении финансовых ресурсов, а также свободный доступ к ним в любом месте на планете способствовали созданию вненациональных рынков капитала и интернационализации банковской деятельности.

В настоящее время количество оффшорных банков перевалило уже за тысячу. По данным начала 90-х гг. ведущими международными оффшорными финансовыми центрами (МОФЦ) были Швейцария, Сингапур, Гонконг, Багамы, Каймановы острова и Панама. Но стечением времени в свете различных факторов, а также постоянного движения крупных финансовых потоков расстановка сил в оффшорном банковском бизнесе изменяется, так за текущее десятилетие между основными МОФЦ произошли изменения: активно развиваются МОФЦ Кипра, Мальты, Малайзии, Британских Вирджинских и Марианских островов. А также появились новые банковские юрисдикции, где деятельность оффшорных банков почти не регулируется. Использование оффшорных банков в преступных целях происходит именно в таких государствах. К ним относятся Науру, Западное Самоа, острова Кука, Вануату и некоторые другие.

Уклонение уплаты налогов является преступлением распространённым и оффшорные банки во многом являются привлекательными для его реализации. С такой проблемой столкнулись многие государства, к ним относятся США, где из 100 крупнейших компаний 83 имеют дочерние оффшорные структуры, Великобритания, где в оффшорах из 100 крупных компаний задействованы 97, а также Германия и Франция. Сейчас против данной проблемы по всему миру налажен механизм борьбы, который заключается в соглашении между государствами об обмене налоговой информации, в частности, между странами, входящими в ОЭСР, что позволяет налоговым службам получать информацию об акционерах нужных компаний и состоянии их банковских счетов. На данный момент заключено свыше 700 соглашений об обмене налоговой информацией. Но лучших результатов достигли те государства, которые параллельно с ужесточением мер развивали общий инвестиционный климат. Так Европа применяла амнистию, согласно которой уклоняющие от налогов лица, использующие оффшоры, платили меньше выявленного нарушителя налогового режима.

Ещё одним примером борьбы с уклонениями от налогов является закон США «О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения» (— FATCA), который создает правовую основу для международного обмена налоговой информацией: к нему могут присоединяться все желающие страны. Так иностранные банки и финансовые институты должны будут отслеживать у себя держателей счетов, являющихся гражданами США, и предоставлять Службе внутренних доходов США информацию по счетам, а в случае отказа американские регуляторы будет удерживать 30% налог на любые доходы таких банков от источников в США.

Помимо этого для регулирования МОФЦ разработаны специальные законы об оффшорной банковской деятельности, также законодательством предусматривается выдачу Центральным банком страны или министром финансов обязательных лицензий на ведение оффшорных банковских операций (табл. 1).

Таблица 1. Типы банковских лицензий на ведение оффшорных банковских операций

Банковская лицензия

Характеристика

Требования

Банковское обслуживание

Срок действия

Лицензия типа «А»

Выдается банкам только с отличной международной репутацией.

Повышенные требования относительно минимальных сумм уставного и оплаченного капитала оффшорных банков, а также регистрационного и лицензионного сбора

Лицензия позволяет проводить любые банковские операции с иностранными и местными резидентами и нерезидентами, а также в любых иностранных валютах

Выдается на срок от 1 до 5 лет, предусматривается её автоматическая пролонгация при условии исполнения законодательства

Лицензия типа «B»

Требования по уставному капиталу и лицензионному сбору для банков обычно менее строги

Запрещает банковское обслуживание резидентов страны, разрешает все или почти все банковские операции с нерезидентами за рубежом в иностранных валютах

Выдается сроком на год, и ее действие продлевается на следующий срок без проблем, если не нарушается требований местного банковского регулирования

Лицензия типа «С»

Установлены достаточно скромные минимумы уставного и оплаченного капитала, а также ставки регистрационного и лицензионного сборов

Запрещает ее держателям операции на местном рынке страны, разрешает ограниченное количество банковских операций в некоторых иностранных валютах и с определенными (часто указанными в лицензии) нерезидентами

Выдается обычно на l год с возможной последующей пролонгацией на следующий год

Помимо получения лицензий, предусмотренных законодательством, в большинстве МОФЦ для регулирования деятельности оффшорных банков введен аудиторский контроль со стороны различных органов управления местной администрации, а при регистрации банка требуется наличие опыта банковской деятельности у владельцев и менеджеров учреждаемого банка, а иногда и личное участие владельцев банка в управлении его повседневной деятельностью. Все это позволило упорядочить и оздоровить оффшорный банковский бизнес.

В России начало оффшорных зон было положено в начале 90-х годов. Первыми такими территориями стали Калмыкия и Ингушетия, потом образовалась эколого-экономическая зона «Алтай». Однако они оказались ненадежными, так как многие предприниматели начали попросту уклоняться от налогов. Была и другая причина неудачи в создание оффшорных зон. Так с выпуском в 1992 году закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который позволял субъектам самостоятельно устанавливать уровень налоговых ставок, многие предприниматели не смогли выдерживать налоговое бремя. Только в Алтайском крае, для развития инфраструктуры субъекта, были созданы оптимальные условия для осуществления деятельности предпринимателей. В связи с этим часто оффшорные зоны ассоциируется с Алтайским краем.

Российские предприниматели являются активными пользователями оффшорных операций, а сама Россия, в соответствии с данными исследования за 2012 год Tax Justice Network, среди других государств занимает второе место, после Китая, по уровню оттока частного капитала со значением в $798 млрд. первое по выводу капиталов. Согласно исследованиям американских экспертов, объёмы нелегального вывоза капитала за 2013 — 2014 годы из России увеличился, достигнув $880,96 млрд., однако лидерство в данном рейтинге принадлежит также Китаю, который за данный период потерял $1,08 трлн. Российская Федерация заняла второе место в рейтинге, третье позицию занимает Мексика с $461,86 млрд.

Согласно опросу, проведенному Gradient Alpha Investments Group (рис. 1), главной причиной использования оффшоров среди российских компаний является не оптимизация налогообложения, а защита собственности [3].

Причины использования оффшоров российскими компаниями
Рисунок 1. Причины использования оффшоров российскими компаниями

В сравнении с западными компаниями российские выводят в оффшоры помимо прибыли также и активы. Среди российских компаний распространено создание в оффшорных зонах материнских компаний, которые владеют реальными российскими предприятиями. Всё это связано с тремя причинами:

  1. Выгодные условия налогообложения операций на фондовом рынке;
  2. Несовершенство законодательства — не приняты важные понятия и законы, связанными с финансовыми операциями;
  3. Высокий индекс коррумпированности, а также основываясь на данные МВД, высока доля рейдерских случаев против собственности. Так появляется возможность избежать риски потери производства со стороны государства или других предпринимателей.

Как и другие страны, Россия также предпринимает меры по борьбе с уклонениями от налогов и оттоком капитала. Так Минфином созданы черные списки, в которых входят такие страны как Белиз, Британские Виргинские острова, Доминика, Маршалловы острова, Панама, Сент-Винсент и другие, не раскрывающие информацию о владельцах банковских счетов в оффшорных банках. А Центральный Банк РФ, для регулирования деятельности российских банков, создал свой перечень оффшорных зон, в котором они делятся на 3 категории в порядке убывания в зависимости от респектабельности и доверия: к первой категории относят «Оншоры» — наиболее респектабельные зоны, ко второй — классические оффшоры, к третьей относятся наиболее неблагоприятные юрисдикции (рис.2).

Список оффшорных зон Центрального банка РФ
Рисунок 2. Список оффшорных зон Центрального банка РФ

Банк России также устанавливает, в целях ограничения вывоза капитала из страны, лицензионный порядок для открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации российскими организациями и гражданами. При отсутствие лицензии сделки признаются не действительными, а лица, их совершившие, в соответствии с законодательством несут административную, уголовную и иную ответственность. В частности, взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам.

Россия также входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая разработала рекомендации по противодействию отмыванию доходов. Вследствие которых был разработан и принят законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Данный законопроект расширяет доступ налоговым работникам к банковской тайне: вводит понятие «бенефициарный владелец», что обязывает банки предоставлять информацию о конечном собственнике денег. Требование вступило в силу с 1 июля 2014 года. Помимо того Россия, после вступления в ВТО, присоединилась к ОЭСР, которая кооперирует действия развитых стран в борьбе с уходом от налогов, добиваясь путем подписания двусторонних соглашений раскрытия информации о компаниях, ведущих деятельность в налоговых гаванях.

Таким образом, несмотря на то, что в России проводится политика деоффшоризации, многие моменты еще не приняты во внимание или являются недостаточными. Так необходимо решать проблемы, связанные с созданием благоприятных условий для развития бизнеса. Для этого следует проводить политику по примеру развитых стран, где помимо ужесточения наказаний улучшают налоговый режим для бизнесменов, с целью сохранения капиталов в стране, а также и для инвесторов с других стран.

Читайте также

Список литературы

  1. Открытие счетов [Электронный ресурс]: http://crocus-am.ru/lawyer.php?i=3
  2. Теневая экономика и экономическая преступность. Оффшорные банки [Электронный ресурс]: http://newasp.omskreg.ru/bekryash/ch5p4.htm
  3. Оффшоры: новые правила игры в России и в мире [Электронный ресурс]: http://www.gradient-alpha.ru/analitika/2013/06/20/offshoryi-novyie-pravila-igryi-v-rossii-i-v-mire/

Цитировать

Богданова, Е.Ю. Оффшорные банки и проблема регулирования их деятельности / Е.Ю. Богданова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2580 (дата обращения: 10.12.2022).

Поделиться