Российское доктринальное правосознание

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Достижение определенного уровня дает возможность появиться особым социальным ценностям и нормам, становящимся базисом взаимодействия и взаимосвязи в социуме. Общество как исторически сложившуюся форму взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения человеческих потребностей, которые отвечают выполнению условий самовоспроизводимости и саморазвития, самодостаточности, целостности и устойчивости, позволяет характеризовать системный подход.

Ключевые слова

ПРАВО, ЗАКОН, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, КОДЕКС

Текст научной работы

В условиях современного общества правовое сознание приобретает важнейшее средство регуляции общественных отношений, с помощью которого управляющие структуры могут и должны оценивать состояние правовой действительности, реально просчитывать пути её совершенствования и корректив, для цельной правовой стратегии дальнейшей правовой реформы, а, следовательно для укрепления и улучшения жизни в российском обществе. Изменения общественных отношений неизбежно влечет постепенную трансформацию и в правосознании. Однако остановимся на некоторых особенностях развития современной реальности, которые нам кажутся актуальными для рассмотрения.

В информационном обществе основная доля затрат приходится на проектирование новой продукции, а не на ее тиражирование. Соответственно возрастает ценность уникального знания и способности к быстрому внедрению в производственный процесс инновационных решений.

Социально-экономические преимущества удаленной работы выражаются в уменьшении транспортных проблем, наличии возможности получить работу практически в любом районе мира, привлечь к проекту наиболее квалифицированных в данной сфере экспертов, что снижает уровень общей безработицы, расширяет возможности трудоустройства людей с ограничениями по здоровью. Открываются также новые возможности для модернизации производства под новые задачи, осуществления проектов, немыслимых ранее. Все это совместно с повышенными темпами принятия решений значительно видоизменяют сам процесс материального производства.

Обмен информацией в информационном обществе не имеет ни временных, ни пространственных, ни политических границ. Все это создает богатую почву для синтеза цивилизаций. Примером этого процесса являются Япония, Корея, Тайвань, которые засчет внимания к развитию новых средств производства (компьютеры) и передачи информации (мобильная связь, Интернет) стали технологическими лидерами информационного общества. Вместе с тем в системе ценностей, в стремлении сохранить свой образ жизни эти страны во многом остались традиционными, сохранив все те черты, которые издавна отличали восточную цивилизацию от западной.

Говоря об информационном обществе, нельзя не остановиться на такой его характеристике, как все возрастающая роль средств массовой информации, также претерпевающих революционные изменения.

По мере того, как в современном мире человечество стремится решать трудности на пути к достижению максимальных социальных и природных благ, особую важность приобретает задача изучения многообразных форм активности граждан в обществе, их функционирования с учетом особенностей социальных процессов в современной обществе, которые оказывают влияние на цели и направления развития этих форм. Гражданское общество в России имеет ярко выраженную коллективную окраску, в отличие от западной модели, где личность рассматривается в качестве автономной, зависящей только от себя самой.

В обычной жизни человек руководствуется комплексом социальных норм, в том числе эмоциями, при этом, делая выбор и не задумываясь о том, как этот выбор повлияет на дальнейшую судьбу. В основе правосознания людей традиционно составляют понятия не политические, а нравственные, когда события оцениваются с точки зрения их справедливости. Люди начинают задумываться о проблемах только после того, когда деликт( правонарушение или преступление) совершены, не пытаясь разработать план своих действий до. И в такой ситуации, когда проблема «на лицо» и пробуждается стихийное правосознание.

Правотворчество и правореализация нуждаются в ценностной стратегии. Даже если люди обращаются к юристам, то всё равно велика вероятность получения информации, которая не адекватна истине. При игнорировании духовно-нравственных оснований права юристы практики - способны манипулировать правосознанием людей. Это в свою очередь показывает, что существуют проблемы толкования права в современном гражданском обществе.

Но в российском доктринальном правосознании до сих пор распространено представление, что позитивное развитие отечественного права возможно только в русле восприятия западноевропейской правовой культуры. По словам Р.В. Насырова, «идеологизированность российского правосознания не позволяет даже поставить вопрос о формировании собственно российской правовой культуры» [1, С. 49].

Две системы западного права: англо-саксонская и романа-германская - явились результатом многовекового развития; их содержние и стиль предопределены не абстрактными и универсальными идеями, а конкретно-историческими условиями существования западноевропейской цивилизации.

По этому поводу Сурья Пракаш Синха на основе цивилизационного плюрализма делает вывод о том, что «право и его институты играли центральную роль в специфической исторической деятельности Запада, в то время как в других обществах эта роль принадлежала другим принципам» [2, С. 52].

Примечательно, что никто не говорит о низком уровне правовой культуры Японии, хотя там юристов в 20 раз меньше, чем в любой европейской стране, в Японии не прижился суд присяжных и до сих пор выносятся и исполняются смертные приговоры. И при этом уровень преступности в этой стране значительно ниже, чем в США и ЕС. В целом пример Японии показателен, так как в ней модернизация была осуществлена при активном заимствовании западного опыта, но все же на основе собственных национальных принципов и институтов. Как указывает Сурья Пракаш Синха, «право, созданное в подражание Западу, определяет жизнь очень небольшого сегмента японского общества» [2, С. 53]. Ярко проявляется стремление к разрешению споров в примирительном духе через посредников.

Сознание это относительно самостоятельное явление, которое представляет собой духовную основу правовой системы. В нем содержатся многовековые моральные установки общества, которые применительно к российскому государству изначально представляли собой идеи о справедливости, приоритете общесоциальных интересов, утверждение идей коллективизма, взаимопомощь, тесную связь с религией. «Именно православие формулировало важнейшие смысловые и целевые установки права и бытия русского народа. А это означает, что изучение Права без православного понимания невозможно. Важнейшая задача, которая стоит сегодня перед отечественным правоведением -разработка православного понимания» [3,4] .

Нравственные правила должны быть самими собой разумеющимися для людей со зрелым правосознанием, а не превращаться в юридические нормы. К тому же в законе нецелесообразно закреплять обязанности, исполнение, которых на практике просто невозможно проверить. С этой позиции абсурдно звучит предложение некоторых авторов принять ФЗ «О нравственности». Неслучайно еще Лао Цзы сказал: «Обилие законов – это нищета морали».

Некоторые авторы указывают нам на высокий уровень правосознания граждан США. Но так ли это? Чтобы ответить, достаточно вспомнить недавние события с отключением света в Нью-Йорке. Разве люди со зрелым правосознанием станут выбегать на улицу и быть витрину магазинов с целью наживы? Ответ очевиден.

В данном случае человек выступает именно таким, каким его с восторгом описывал Фридрих Ницше, когда взывал к дикому и злому человеку с веселым брюхом и грубым нравом. Человек, который повинуется закону лишь из страха, превращается в волка, как только страх отступает [5,6,7,8].

Решение видится в нравственном воспитании и фундаментальном образовании.

Таким образом, изучение и анализ протекающих процессов и социологический мониторинг являются важнейшим условием адекватного как научного, так и практического реагирования на изменение параметров социального пространства, условие его инновационного освоения. В целях социальной предикции и повышения качествасоциального управления крайне важно выяснить, какие изменения происходят в традиционной системе социальной организации человеческого общежития, проанализировать инновационные элементы, понять, какие возможности и проблемы они таят в себе.

Читайте также

Список литературы

  1. Насыров Р.В. Человек как самоценность: О формулировке ст. 2 Конституции РФ 1993 г. Барнаул, 2008.
  2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967.
  3. Декарт Р. Основные правовое системы современности. М., 1988.
  4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1997.
  5. Коваленко К.Е Генезис понятия «разумность» в праве//История государства и права. 2013. № 11. С. 36-38.
  6. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2. С. 12.
  7. Kovalenko K.E. Some aspects of reasonableness in the law//World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. № 7. С. 915-917.
  8. Коваленко К.Е. Формы проявления принципа разумности в праве//Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 2. № 2 (78). С. 117-120.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Российское доктринальное правосознание / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2594 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться