Происходящие изменения в нашем обществе сегодня выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной дезадаптации детей и подростков. Ее актуальность заключается в том, что с каждым годом наблюдается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением, тенденция к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений.
Состояние современного российского общества не только не занимается разрешение проблем дезадаптированных детей и подростков, но, наоборот обостряет его. В последнее время социально-экономические причины способствующие росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной нестабильности общества.
Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков. Ее признаками являются нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду [5, 13].
Именно в распаде семейных и родственных связей проявляется социальное неблагополучие общества. Причинами этого являются социально-экономические условия функционирования семьи, как низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, сложное экономическое и нравственное положение, в котором оказалось большинство семей. Следствием нестабильного экономического положения являются неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов. Таким образом, в семье находят отражение все социальные проблемы.
В настоящее время одной из самых актуальных и социально - значимых задач, стоящих перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста девиантного поведения у подростков и повышения эффективности их профилактики.
Социальная дезадаптация сопровождается социальными отклонениями, деформацией социальных связей и отчуждением детей и подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы.
Социальная дезадаптация — процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних [4, 132] .
Профилактика дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер и осуществляется разнообразными методами, направленными на эффективное использование имеющихся организационных, материальных и финансовых ресурсов. Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. Начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.
Следует заметить, что в настоящее время идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию подростков.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации и адаптации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются, предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.
Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.
Таким образом, в процессе своей адаптации подросток должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы и модели для подражания.