Виды деловых игр

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 264
CC BY-NC

Аннотация

Сущностью деловой игры как средства обучения является ее способность служить целям обучения и воспитания, а так же то, что она переводит эти цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игро­вом моделировании в условных ситуациях основных видов дея­тельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего про­исходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. В связи с чем актуальным является проведение классификации существующих деловых игр.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЛОВАЯ ИГРА, ТРЕНИНГ

Текст научной работы

Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности. Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом им помогает преподаватель.

Соответственно, в литературе существует множества классификаций деловых игр по различным критериям:

По времени проведения:

  • без ограничения времени;

  • с ограничением времени;

  • игры, проходящие в реальное время;

  • игры, где время сжато.

По оценке деятельности:

  • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

  • оценка того, кто как работал, отсутствует.

По конечному результату:

  • жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

  • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

По конечной цели:

  • обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

  • констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

  • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

По методологии проведения:

  • луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Присяжные заседатели»);

  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Правовая семья»- для обучения по проблемам глобализма и т.д.);

  • организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

  • эмоционально-деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;

  • инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

  • ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.

  • Комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгированно имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.

Одной из целей проведения подобных игр является привитие студентам навыков решения конкретных вопросов и накопления ими практического опыта в решении процедурных вопросов на основе создания конкретной модели, максимально приближенной к реальной жизненной ситуации.

Для наибольшей эффективности необходимо создать, как на стадии подготовки, так и на стадии проведения деловой игры, условия максимально приближенные к реальным ситуациям, связанным с проведением судебного заседания.

Читайте также

Список литературы

  1. Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990.
  2. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
  3. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата., 1980.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Виды деловых игр / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2601 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться