Дидактическая ценность деловых игр

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 28
CC BY-NC

Аннотация

Поскольку детальное описание каждой обобщенной технологии представляет собой самостоятельную задачу, мы в своем исследовании остановились на характеристике активного обучения преимущественно контекстного и игрового типа. Искусство проектирования образовательного процесса в том и состоит, чтобы найти баланс между разными педагогическими технологиями. При конструировании учебного процесса через учебную де­ятельность необходимо опираться на идею контекстного обуче­ния.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЛОВАЯ ИГРА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ТРЕНИНГ, ЦЕННОСТЬ

Текст научной работы

При конструировании учебного процесса через учебную деятельность необходимо опираться на идею контекстного обучения. А.А. Вербицким дано определение контекстного обучения как концептуальной основы интеграции различных видов деятельности обучающихся (учебной, научной, практической)[1, С.107].

Особую роль в контекстном обучении играют активные формы и методы обучения или технологии активного обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Технологии называют активными, если в них существенно меняется роль преподавателя (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (вместо объекта воздействия - субъект взаимодействия), и роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

Предложим классификацию технологий активного обучения по следующим признакам:

  1. наличию модели (предмета или процесса деятельности) и
  2. наличию ролей (характер общения обучаемых).

Деловая игра представляет собой сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук - экономики, управления, педагогики, психологии и других. Имеются многочисленные теоретические разработки по частным проблемам (Ю.С. Арутюнов, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, С.А. Габрусевич, Э.М. Муртазина, А.А. Соловьева и др.) и большой практический опыт, однако единой точки зрения на деловую игру нет.

Мы придерживаемся определения деловой игры, согласно которому, - это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности[2], моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Деловая игра аккумулирует в себе элементы различных форм и методов обучения (конкретную ситуацию, разыгрывание ролей, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, разыгрывания ролей, деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.

М.Ж. Арстанов и П.И. Пидкасистый отмечают, что «Дидактическая ценность использования игровой деятельности обусловлена тем, что в имитационной игре сочетаются следующие принципы «оптимальной» технологии обучения:

  1. активности;
  2. динамичности;
  3. занимательности;
  4. исполнения ролей;
  5. коллективности;
  6. моделирования;
  7. обратной связи;
  8. проблемности;
  9. результативности;
  10. самостоятельности;
  11. системности;
  12. соревновательности» [3, С. 115]

Читайте также

Список литературы

  1. Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990. С. 107.
  2. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
  3. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата., 1980. С.115.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Дидактическая ценность деловых игр / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2602 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться