Актуальность темы определяется тем что, от того, насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Под бюджетными учреждениями понимаются государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. [1]
Начиная с 2012 года, в связи с изменения в законодательстве РФ, бюджетные учреждения работают в соответствии с государственными заданиями. [2]
Госзадание формируется на основе учредительных документов в зависимости от вида деятельности, которую осуществляет учреждение.
Необходимо отметить, что для каждого вида бюджетного учреждения установлен свой порядок финансового обеспечения. Так, казенные учреждения финансируются по смете доходов и расходов за счет бюджетных средств. А для бюджетных и автономных учреждений предусмотрены субсидии.
Рассмотрим порядок финансирования деятельности Государственного бюджетного учреждения Центр сельскохозяйственного консультирования РБ (далее ГБУ ЦСК РБ).
ГБУ ЦСК РБсоздано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 6 ноября 2007 г. № 1228-р в целях:
- Информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- Консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- Подбора и рекомендации высокорентабельных, низкозатратных, экологически безопасных технологий;
Финансовое обеспечениеГБУ ЦСК РБ осуществляется путем перечисления субсидий (п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) на выполнение госзадания. А учреждение уже самостоятельно выбирает, по каким направлениям будут расходоваться субсидии. При этомГБУ ЦСК РБ несет ответственность за полноту и своевременность выполнения госзадания.
Установлено, что финансирование ГБУ ЦСК РБ производится за счет:
- бюджетных ассигнований, предоставляемых из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;
- субсидий на приобретение капитальных вложений (ст. 78.2 БК РФ)
- субсидий на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Кроме того, для достижения целей, ради которых ГБУ ЦСК РБ создано, оновправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, указанную в учредительных документах. Указанными доходами учреждения распоряжается самостоятельно и расходует их для достижения целей, ради которых оно создано.
Все источники финансового обеспечения, а также расходы учреждения отражаются в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Главное общее правило для всех учреждений – операции с денежными средствами должны осуществляться посредством открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований. При этом, если учреждение получает субсидии на иные цели или субсидии на приобретение капитальных вложений, то в соответствии с действующим законодательством ему необходимо открыть отдельный лицевой счет. Таким образом, у бюджетного учреждения может быть несколько лицевых счетов в финансовых органах РФ.
Динамика доходов ГБУ ЦСК РБ приведена в таблице 1.
Таблица 1 Доходы ГБУ ЦСК РБ
Доходы |
2012г. |
2013г. |
Изменение 2013 к 2012 г. |
||||
руб. |
% |
руб. |
% |
Руб. |
% |
||
Доходы - всего |
17 144 300 |
100 |
11 634 700 |
100 |
-5 509 600 |
-32,4 |
|
Из них: Субсидии навыполнение государственного задания |
10 398 300 |
61 |
11 634 700 |
100 |
1 236 400 |
11,89 |
|
Субсидии на иные цели |
733 200 |
4,3 |
0 |
0 |
-733 200 |
-100 |
|
Бюджетные инвестиции |
6 012 800 |
35 |
0 |
0 |
-6 012 800 |
-100 |
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что доходы в 2013 г. по сравнению с предыдущим периодом уменьшились на 32,14% и составили 5 509 600 рублей.
Структура дохода субсидий на выполнение государственного задания в 2013 г. увеличилась на 11,9% и составило 1 236 400 рублей по отношению к 2012 г. Субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции в 2013 г. ГБУ ЦСК РБ не были предоставлены, в связи с этим произошло снижение на 100%.
Далее проанализируем структуру расходов ГБУ ЦСК РБ.
Таблица 2 Расходы ГБУ ЦСК РБ
Расходы |
2012г. |
2013г. |
Изменение 2013г.к 2012г. в % |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|
Расходы - всего |
11 014 762,4 |
100 |
17 647 500 |
100 |
6 632 737,6 |
60,22 |
Из них: Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
9 521 305,5 |
86 |
11 409 254 |
65 |
1 187 948,5 |
19,83 |
Приобретение работ, услуг |
1 603 731,2 |
14 |
3 092 507,3 |
17 |
1 488 776,1 |
92,83 |
Прочие расходы |
37 395 |
0,3 |
153 000 |
0,9 |
115 605 |
3 |
Расходы по приобретению нефинансовых активов |
72 456 |
0,6 |
2 992 738,8 |
17 |
2 920 282,8 |
40,3 |
По данным таблицы видно, что расходы, по бюджетным источникам финансируемые из местного бюджета выросли на 60,22%,за счет роста расходов по всем статьям сметы и составили 6 632 737,6 рублей в 2013 г. по сравнению с предыдущим периодом.
Структура расхода по оплате труда и начислению на выплаты по оплате труда в 2013 г. увеличилась на 19,83% и составило 1 187 948,5 рублей по сравнению с 2012 г. При этом прочие расходы увеличились в 3 раза, а расходы по приобретению нефинансовых активов в 40,3 раза и составили 2 920 282,8 рублей.
Проанализировав, структуру доходов и расходов было выявлено, что в структуре доходов ГБУ ЦСК РБ, отсутствуют доходы от оказания коммерческих услуг которые, можно было использовать на собственные цели в рамках деятельности.
Также необходимо особое внимание уделять прогнозно – аналитическому подходу к процессу планирования бюджетных средств. В первую очередь это позволит, на основе анализа расходов за предыдущие периоды, рассмотреть изменение стоимости услуг, потребляемых бюджетными учреждениями, в динамике за ряд лет и определить тенденции изменений на планируемый период. Мониторинг результатов исполнения бюджета и определение приоритетности расходов учреждения, по моему мнению, повлечет сокращение расходования бюджетных средств, и будет способствовать недопущению не целевого их использования.