Система мотивации персонала организации

№123-1,

Экономические науки

Ключом к пониманию и прогнозированию поведения работника, а также возможности воздействия на него является знание его мотивов. Для разработки эффективной комплексной системы мотивации персонала, прежде необходимо изучить мотивы своих сотрудников. В связи с этим множество исследователей различных дисциплин уделили и уделяют изучению этого вопроса достаточное внимание.

Похожие материалы

В XXI веке в значительной степени стали уделять внимание человеческим ресурсам и их потенциалу. Возникло понимание, что в современных реалиях именно человек является важнейшим ресурсом, который прямо влияет на успешность организации. Изначально ценность человеческого ресурса нашла свое отражение в крупных международных компаниях, с высоко развитой корпоративной культурой. Постепенно в рамках конкурентного преимущества эту ценность привили себе компании среднего бизнеса. В итоге многочисленные организации так или иначе столкнулись с мыслью, что человек и успех компании это две неразделимые вещи.

Эффективность человеческого ресурса отражается во внутренних мотивах каждого отдельного человека. Мотивы определяют внутренние ценности человека, направленность его действий, жизненную позицию и многое другое. Выполнить работу одновременно качественно, эффективно и в короткий срок может только человек, который сам желает ее выполнить [2, с. 98]. Значит человеку необходим мотив, то есть внутренний побудитель к действию.

На развитие мотивов сотрудников влияет: содержание работы, корпоративная культура, тип личности, организация рабочего места, методы стимулирование многое другое. Все эти факторы входят в комплексную систему мотивации и стимулирования персонала.

Ключом к пониманию и прогнозированию поведения работника, а также возможности воздействия на него является знание его мотивов. Для разработки эффективной комплексной системы мотивации персонала, прежде необходимо изучить мотивы своих сотрудников. В связи с этим множество исследователей различных дисциплин уделили и уделяют изучению этого вопроса достаточное внимание. Сейчас менеджмент организации во многом состоит в управлении человеческими ресурсами, а значит управлению мотивацией персонала[1, с. 67]. Но следует уточнить, что во многих компаниях и даже крупных используют традиционные методы мотивации, которые малоэффективны в быстроизменяющемся мире. В связи с чем эта тема является актуальной на сегодняшний день и помогает раскрыть смысл мотивации и стимулирования персонала компании, как важный аспект успешной работы компании.

Ни для кого не секрет, что каждый из нас пытаясь вновь устроиться на работу, начинает использовать свои внутренние мотивы уже при просмотре вакансии, далее, когда рекрутер проводит с вами собеседование, также пытается понять ваши внутренние мотивы и усмотреть в них корреляция с целями компании. Ну вот вас приняли на работу у вас есть свои мотивы, а что дальше? Тут как раз и появляется комплексная система мотивации и стимулирования персонала. Через систему мотивации у вас происходит процесс усвоения социальным норм, правил поведения, привитие ценностей компании и похожие процессы. У вас формируется скажем так обновленная мотивация в процессе вашей социализации под воздействием социально-культурных ценностей компании.

Но так как у всех нас разные мотивы и на нас по-разному могут действовать те или иные стимулы, то необходим именно комплекс системы мотивации на предприятии, который будет в себя включать многие элементы. В таком случае все различные работники будут удовлетворены и как следствие успех компании обеспечен. В зависимости от размера организации и стадии ее развития можно встречать меньше или больше элементов ее комплекса мотивации и стимулирования персонала[4, с. 91]. Но при прочих равных условиях комплексная система мотивации и стимулирования персонала может состоять из следующих элементов: культура организации, идентификация с компанией, система участия в прибыли (в капитале, в управлении, в принятии решений), обслуживания персонала, организация рабочего места, кадровая политика, регулирование рабочего времени, информирование сотрудников. Именно в этих элементах компания использует методы и средства стимулирования, а также возбуждения мотивов сотрудника. Для наглядности элементов мотивации и в чем они проявляются они структурированы в таблице 1.

Таблица 1. Элементы комплексной системы мотивации стимулирования персонала

Элементы мотивации

В чем проявляется

Цели мотивации

культура организации

система общих для всего персонала компании ценностных ориентаций и нормv

понимание и признание целей деятельности компании, согласование взаимных интересов

идентификация с компанией

положительный образ компании в глазах сотрудника и внешнего мира

чувство принадлежности к компании

система участия

участие сотрудника в распределении общего финансового результата компании, в капитале компании и развитие партнерства

ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность сотрудника к принятию риска

Обслуживание персонала

различные социальные льготы, услуги которыми может воспользоваться любой сотрудник организации

повышение трудовой активности, социальная ответственность по отношению к другим

организация рабочего места

оснащение рабочих мест современными технологичными компьютерными средствами для работы, а также эргономичность рабочего места

место соответствует рабочей функции, удовольствие от работы и качественное выполнение задачи

Регулирование рабочего времени

применение гибкого рабочего графика сотрудника в соответствие с его потребностями, если это не снижает качество его работы

эффективность рабочего времени, сознательное его использование

кадровая политика

непрерывное планирование повышения квалификации и компетенций сотрудника с учетом его потребностей и профессиональных способностей

проявление сотрудником инициативы, творческой инновационной деятельности

Информирование сотрудников

доведение до всех сотрудников компании о делах организации и ее стратегиях

положительное влияние на развитие сотрудника, ответственность за свою рабочую функцию

Чем больше разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем многообразнее доступные ему блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая профессиональность[3, с. 115].

Подводя итог, можно сказать: любая современная компания будет успешно развиваться посредством разработки качественной комплексной системы мотивации. В этом комплексе необходимо учесть все элементы мотивации, в противном случае эффект будет слабовыраженным, текучесть кадров будет на высоком уровне и в целом результаты компании будут неудовлетворительными. Именно способность найти и удержать квалифицированные кадры вытекает из комплекса мотивации и стимулирования сотрудников.

В современном мире уже недостаточно вознаграждать человеческий труд только денежным путем. Существующие проблемы, вызванные пандемией, нанесли огромный удар по многим компаниям. У многих организаций нет финансовых ресурсов чтобы выплачивать заработную плату сотрудникам, или приходится значительно ее урезать. В случае, когда вы мотивируете персонал только через денежное вознаграждение, в существующей ситуации вероятно вы столкнетесь с серьезными проблемами в стимулировании персонала, так как у вас отсутствует инструмент стимулирования в виде денег. А если мотивационный комплекс всесторонне развивался, вероятно уже сформирована команда, которой зачастую не нужны стимулы, они воспитаны культурой организации и всеми ее аспектами. В таком случае, будет намного проще снизить заработную плату сотрудникам без последствий. Сотрудники действительно будут делать все для того, чтобы как можно скорее компания адаптировалась к изменениям и быстро восстановилась.

Если компания планирует непрерывно развиваться и быть устойчивой к постоянным изменениям, то она заинтересована в профессиональных кадрах, в отсутствии текучести ценных кадров, в положительном психологическом климате в коллективе. Для этого формируется команда приверженцев, эта команда проходит воспитание через корпоративную культуру организации. Все это возможно реализовать посредством комплексной системы мотивации и стимулирования персонала.

Таким образом, мотивация трудовой деятельности — это желание сотрудника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на удовлетворение целей организации. Стимул — это внешняя побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо. Правильно подобранные стимулы являются некими активаторами мотивации у человека.

Комплексная система мотивации и стимулирования персонала строится каждым предприятием самостоятельно с помощью увязки целей компании и мотивов сотрудников.

Такая система включает в себя: материальные и нематериальные методы стимулирования. Материальные методы делятся на: денежные и не денежные виды стимулирования. Современные исследования склоняются к тому, что денежные вид стимулирования играют главную роль к эффективной работе, но при этом нематериальные методы, так же не стоит забывать, потому что персонал оценивает в целом всю систему мотивации.

Список литературы

  1. Иванова О.Е. Система мотивации персонала организации: преимущества и проблемы ее эффективного развития / Иванова О.Е., Полиенко Е.Г. // Экономика и управление: теория, методика, практика сборник статей. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2020. С. 65-69.
  2. Кадиев А.М. Мотивация сотрудников компании // Актуальные вопросы управления персоналом сборник научных статей I Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 97-103.
  3. Короткий С.В. Менеджмент / Короткий С.В. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 225 с.
  4. Наумова И.В. Управление мотивацией и стимулирование персонала современных предприятий // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 5. № 2. С. 90-94.