Модульная система повышения квалификации для научно-педагогических работников предполагает возможность выбора слушателем образовательных программ, учебных модулей, форм и сроков обучения и формирования на основе сделанного выбора индивидуального учебного плана повышения квалификации [1]. Содержание каждого учебного модуля нацелено на формирование определенного уровня профессиональной компетенции.
Однодневная школа — модуль дополнительного профессионального образования объемом не более 8 часов (6 аудиторных часов, 2 часа самостоятельной работы), направленный на совершенствование уровня актуальных профессиональных компетенций научно-педагогических работников [2].
Целью разработки модуля «Архитектурно-строительные чертежи в системе AutoCAD» в форме однодневной школы для научно-педагогических работников является формирование компетенций слушателей однодневной школы в области автоматизированного проектирования c применением системы AutoCAD. Данный модуль размещен на платформе поддержки электронного обучения и дистанционных образовательных технологий САФУ имени М.В. Ломоносова Sakai [3].
Модуль ориентирован на текущие и перспективные потребности педагогических работников в сфере высокотехнологических наукоемких отраслей производства. В системе автоматизированного проектирования AutoCAD основной акцент сделан на предоставлении пользователям новых и инновационных инструментов моделирования, автоматизации процесса построения чертежей. Модуль сконцентрирован на решении сквозной задачи концептуального моделирования: от построения двухмерных контурных заготовок через средства геометрического моделирования к визуализации и генерации чертежей [4]. В качестве перспектив развития программы однодневной школы планируется включение модуля в другие программы повышения квалификации по направлению информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Реализация учебного модуля предполагает интерактивную форму обучения в синтезе с мультимодальными технологиями (рисунок 1).

В структуре модуля формой итогового контроля является презентация кейс-проектов по темам «Визуализация и генерация архитектурно-строительного чертежа инструментами AutoCAD», «Построение геометрических моделей и оптимизация создания чертежа в системе AutoCAD». Каждый кейс содержит ситуационную задачу, задания, комментарии к кейс-ситуации, теоретический материал, рекомендации к решению кейса. Текущий контроль знаний по теме кейса осуществляется в форме интерактивного теста. Ситуационная задача в кейс-проекте «Построение геометрических моделей и оптимизация создания чертежа в системе AutoCAD» сформулирована следующим образом: Михаил П., 47 лет, главный редактор журнала ML, женат, отец двух сыновей (5 и 7 лет). Планирует строительство двухэтажного индивидуального коттеджа общей площадью 140-200 кв. м с террасой.
Задание по кейсу
- Определите материал стен, этажность коттеджа, его общую площадь и габаритные размеры, количество жилых комнат, санузлов, наличие или отсутствие мансарды, цоколя, террасы и т.д;
- Аргументируйте свое решение;
- Создайте чертеж первого этажа коттеджа в масштабе 1:100. Проведите дифференциальный анализ чертежа;
- Определите, как можно оптимизировать построение чертежа второго этажа коттеджа;
- Смоделируйте несколько сценариев модификации проектирования первого этажа;
- Представьте свой проект в форме презентации.
Анализ кейса и поиск эффективной формы представления проекта в аудитории выступают в качестве наивысшей стадией обучения, которая предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение. Слушатели курса, выполняя кейс-проект «Построение геометрических моделей и оптимизация создания чертежа в системе AutoCAD», имеют возможность совершенствовать профессиональные компетенции в области автоматизированного проектирования чертежей, овладеть командными формами работы, применять на практике теоретический материал.
Таким образом, реализация модуля дополнительного профессионального образования «Архитектурно-строительные чертежи в системе AutoCAD» для научно-педагогических работников в форме однодневной школы способствует оптимизации системы повышения квалификации в университете, обеспечению актуального содержания образования и технологий обучения, поддержанию конкурентоспособного уровня образования педагогических работников.